Феодальная раздробленность в русских землях.
С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности. Современные исследователи понимают под феодальной раздробленностью период XII - XV вв. в истории нашей страны, когда на территории Киевской Руси образовалось и функционировало от нескольких десятков до нескольких сотен крупных государств (к середине XII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу XIII в. - 50, в XIV в. - 250). В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.
По мнению некоторых историков, распад Руси на удельные княжества начинается еще при жизни Ярослава Мудрого (1019-1054) и усиливается после его смерти. Этот процесс несколько приостанавливается при внуке Ярослава Мудрого - Владимире Всеволодовиче Мономахе (1113-1125). Силой своего авторитета он удерживал единство Руси. По его инициативе в 1097 г. в г. Любече состоялся съезд русских князей. На нем было принято два важных решения. Во-первых, прекратить княжеские усобицы. Во-вторых, придерживаться принципа «Каждо да держит отчину свою». Тем самым, раздробленность русских земель была фактически узаконена. Окончательно Русь распадается на отдельные уделы или княжества после смерти Мстислава Великого - сына Мономаха. Летописец записал, что в 1132 г. (год смерти Мстислава Владимировича) «раздрася вся Русская земля», то есть распалась на части. Из Киевской Руси образовались самостоятельные княжества: Черниговское, Полоцкое, Переяславское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Новгородская земля, Киевское княжество и ряд мелких княжеств.
В истории России историки выделяют четыре наиболее значимых причины феодальной раздробленности Древнерусского государства.
Главной причиной стала политическая. Огромные пространства Восточно-Европейской равнины, многочисленные племена, как славянского, так и неславянского происхождения, находящиеся на разной стадии развития - все это способствовало децентрализации государства. С течением времени удельные князья, а также местная феодальная знать в лице боярства, своими самостоятельными сепаратистскими действиями начали подрывать основу под государственным зданием. Только сильная власть, сосредоточенная в руках одного человека, князя, могла удержать государственный организм от распада. А великий киевский князь уже не мог полностью контролировать из центра политику местных князей, все больше князей уходили из-под его власти, и в 30-е гг. XII в. он контролировал только территорию вокруг Киева. Удельные князья, почувствовав слабость центра, теперь не желали делиться своими доходами с центром, а местные бояре активно поддерживали их в этом. Кроме того, местному боярству были нужны сильные и самостоятельные князья на местах, что также способствовало созданию собственной государственной структуры и отмиранию института центральной власти. Таким образом, действуя в корыстных интересах, местная знать пренебрегла единством и могуществом Руси.
Следующей причиной феодальной раздробленности стала социальная. К началу XII в. усложнилась социальная структура древнерусского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, городские низы. Это были новые, активно развивающиеся слои населения. К тому же зарождалось дворянство, служившее князю в обмен на земельное пожалование. Его социальная активность была очень высока. В каждом центре за удельными князьями стояла внушительная сила в лице бояр со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи. Усложняющаяся социальная структура общества также способствовала обособленности земель.
Существенную роль в распаде государства сыграла и экономическая причина. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения боярства, монастырей и церкви. Натуральный характер хозяйства предоставлял правителям каждого региона возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Во многом это происходило благодаря быстрому обогащению некоторой части населения, которая управляла данной землей. Ее стремление улучшить свое благосостояние также вело к феодальной раздробленности.
8) I.1)После Батыева погрома, который современники сравнивали с вселенской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наиболее интенсивно этот процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси — в землях Владимиро-Суздальского княжества.Главным фактором в социальном развитии Северо-Восточной Руси являлся интенсивный рост феодального землевладения, где господствующей формой собственности была вотчина. Владельцем вотчины мог быть князь, боярин и даже монастырь. Чтобы лучше развивать свою вотчину, а также иметь военную поддержку, ее владельцы часть земли передавали дворянам (они составляли двор князя или боярина) в условное землевладение. Такие земельные владения назывались поместьем. Класс феодалов состоял из князей, бояр, дворян, а также церковных феодалов.
2)Новгород занимает особое место в российской истории. Здесь дольше, чем в др.землях, сохранялись вечевые порядки. Новгород в отечественной литературе считали "оплотом вольности". Его история в гораздо большей степени связана с международной торговлей, чем с феодальным землевладением. Вместе с тем, богатство Новгорода опиралось в первую очередь на землевладение и промысловую охоту. Именно поэтому реальная власть в Новгороде принадлежала боярству. Новгородская земля, расположенная на северо-западе Руси, отличается обилием болот и скудостью почвы. Обширные лесные пространства, много пушного зверя. Условия для земледелия - неблагоприятные. Хлеб приходилось покупать, чаще всего - в Северо-Восточной Руси. Новгород расположен на р.Волхов, непосредственно на пути "из Варяг в Греки", что создавало благоприятные условия для развития торговли с Западной Европой.
3)Литовское княжество. Минское княжество — удельное западнорусское княжество с центром в городе Минск.
II. Московское княжество начало существовать со второй половины XIII в. Самый же город Москва, по преданию, был основан князем Юрием Долгоруким. Летописи упоминают о Москве в первый раз в 1147 г.
Первоначально Москва была крепостью, поставленной на южной границе Суздальской земли для того, чтобы охранять ее с юга. Первая причина возвышения Москвы и усиления Московских князей заключалась в особенно выгодном географическом положении Москвы.Москва была расположена в узле дорог, ведших из южной Руси » в северную и из новгородской земли в Рязанскую.Центральное положение Москвы способствовало быстрому заселению Московского княжества и обогащению московских князей.Второю причиною возвышения Москвы были таланты и ловкость первых московских князей, умевших использовать выгоды своего положения.
Образование московского государства.
Образовавшееся в конце XV - начале XVI в. Российское государство развивалось как часть общемировой цивилизации. Однако следует учитывать своеобразие условий, в которых происходило это развитие. Территория России лежала в полосе резко континентального климата с коротким сельскохозяйственным летом. Страна не имела выхода к тёплым морям. При отсутствии естественных границ постоянная борьба с внешней агрессией требовала напряжения всех ресурсов страны. Земли запада и юга бывшего Древнерусского государства находились в руках противников России. Российская держава сумела добиться политического единства при отсутствии интенсивных экономических связей. К концу XVI в. территория России увеличилась почти вдвое по сравнению с серединой века. В неё вошли земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Башкирия. Шло освоение плодородных земель на южной окраине страны - Диком поле. Были предприняты попытки выхода к Балтийскому побережью. К концу правления Ивана IV территория страны увеличилась более чем в 10 раз по сравнению с тем, что унаследовал его дед Иван III в середине XV столетия. В её состав вошли богатые и плодородные земли, но их ещё нужно было осваивать. С вхождением земель Поволжья, Приуралья, Западной Сибири ещё более усиливался многонациональный состав населения страны. В то время в России насчитывалось примерно 220 городов. Крупнейшим городом была Москва, население которой составляло около 100 тыс. человек. Остальные города России, как правило имели по 3-8 тыс. человек.
Внешняя политика России в XVI веке представляла собой присоединение и освоение новых земель. Основными её задачами были: на западе - борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке - борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге - защита страны от набегов крымского хана. Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. Богатые купцы - промышленники Строгановы получили от Ивана IV грамоты на владение землями по реке Тоболу. На свои средства
они сформировали военный отряд во главе с Ермаком. Ермак разбил войска хана Кучума и взял его столицу. Население присоединённых земель должно было платить натуральный оброк.
Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течении 25 лет вёл изнурительную Ливонскую войну. В случае успеха открывалась возможность приобретения новых хозяйственно освоенных земель. Но в итоге Россия потерпела в этой войне ряд неудач, единственным приобретением стал город Полоцк.
Иван IV Грозный и становление самодержавия
После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трёхлетний сын Иван IV. До его совершеннолетия, государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского - выходца из Литвы, а после её смерти в 1538 г. борьба за власть велась между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. В январе 1517 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Отныне великий князь Московский стал называться царём.
Во время царствования Ивана грозного почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии. Возник новый орган власти - Земской собор. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. Существенно расширилась приказная система. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной. Стала складываться единая система управления на местах. В 1556 г. Были отменены кормления. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост, здесь уже не было дворянского землевладения, городовых приказчиков или излюбленных голов - в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно представительной монархии. По инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника
1550 г.и реформы Ивана IV. При Иване Грозном была также проведена военная реформа. По его замыслу под Москвой была посажена на землю “избранная тысяча”- 1070 провинциальных дворян, которые должны были стать его опорой. В 1550 г. Было создано постоянное стрелецкое войско. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.
Реформы 50-х годов XVI в. Способствовали укреплению страны. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.
Иван Грозный и его реформы.
Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твёрдо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеские оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая не развитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, привели к установлению опричнины. Иван IV расправлялся с остатками раздробленности чисто средневековыми средствами.
Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли (города с большими посадами и важные в стратегическом отношение, а также наиболее экономически важные районы страны). На опричнине было организовано опричное войско. Содержать это войско должно было население земщины. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливается ни перед какими жестокостями. Начались опричный террор, казни, ссылки.
Однако попытка грубой силой (казни и репрессии) решать противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Она не уничтожила окончательно боярское и княжеское землевладение, хотя сильно ослабило его мощь; была подорвана политическая роль боярской аристократии. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ
Избранной рады. Это позволило бы, как считают специалисты, разделяющие эту точку зрения, вместо не ограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию с “человеческим лицом”.
Опричнина: истоки, содержание, последствия
В 1560 г. произошел разрыв между царем и его советниками Адашевым и Сильвестром. Иван IV обвинил их в сговоре с целью утвердить в государстве ограниченную монархию, где царь обладает лишь номинальной властью, в то время как власть реальная находится в руках его советников. Правительство Избранной рады пало, началось время самодержавного царского правления. На бывших единомышленников царя обрушились опалы.
Царь повсюду видит измены, свои жестокие действия оправдывает правом монарха на беспрекословное повиновение подданных. Борьба с изменами в рамках феодального права была признана Иваном недостаточной. Он жаждал чрезвычайных полномочий.
В конце 1564 г. царь отправился в традиционный богомольный поход в Троицкий монастырь. На этот раз он увозил с собой наиболее почитаемые иконы и казну. По прибытии в Александровскую слободу в Москву были отправлены две царские грамоты. В первой царь объявлял о том, что оставил государство из-за гнева на бояр, служилых и приказных людей, церковных иерархов, заступавшихся за изменников. Согласно другой грамоте, обращенной к москвичам, царь оставлял царство, но зла на них не держал.
Царь умело натравил низы на верхи, обвинив последних во всех бедах. Верхи находились в растерянности. Под давлением народа бояре и духовенство уговорили Ивана вернуться на царство. Но царь выдвинул условие: отныне он будет расправляться с изменниками по своему усмотрению.
В 1565 г. страна была разделена на опричнину - особый царский удел - и на земщину, с соответствующим разделением органов власти и управления. Возвращение Ивана в Москву и учреждение опричнины было отмечено казнями. С той поры террор становится неотъемлемой частью политики. Уподобляя свою власть Божественной, Иван Грозный считал себя вправе распоряжаться жизнью подданных и видел в этом обязанность православного государя по отношению к «грешникам». Политический смысл опричнины сводился к утверждению идеала неограниченного самодержавия.
Опричники порывали с земским миром, они давали клятву быть верными государю, выискивать измену и искоренять крамолу. Внешний вид демонстри-ровал предназначение слуг царя, одетых в черное, с метлой и собачьей головой, привязанной к седлу.
Опричнина разделила страну. В свой удел царь включил богатые районы и города страны, центры солеварения, уезды по литовской границе. На опричную и земскую части была разделена Москва. Опричники составили особый двор и войско, на содержание которого земщина выплачивала контрибуцию. Государственными делами по-прежнему занималась Боярская дума и приказы. За собой Иван оставлял суд и внешнеполитическое руководство страной. Часть землевладельцев опричных уездов были включены в опричное войско, остальные выселялись. Таким образом, с опричной политикой оказались связаны масштабные перемены в землевладении.
Изменяя политический режим в стране, опричнина была призвана стать орудием утверждения деспотической самодержавной модели централизованного государства - сильно отличающейся от той, которая складывалась в годы реформ. Иван IV захотел выстроить власть исключительно сверху вниз, без участия сословий. Подавляя всякое сопротивление, царь прилюдно казнил представителей знатных фамилий вместе с родственниками. Опалы сопровождались массовыми конфискациями и перераспределением земель. В казну переходили земли опальных. В итоге исчезали старые княжеские и боярские вотчины, население которых смотрело на своих владельцев как на наследственных государей. Расширялось поместное землевладение.
В 1568 г. митрополит Филипп II публично осудил Ивана Грозного и его опричников. В ответ царь приказал низложить Филиппа. Послушные царской воле архиереи лишили его сана. Иван не ограничился низложением; по преданию, любимец царя Малюта Скуратов удушил Филиппа в келье.
Сильный удар был нанесен Новгороду. Иван получил известие о намерении горожан предаться польскому королю. Царь давно испытывал недоверие к Новгороду, чье прошлое давало примеры своеволия и непокорности. В 1570 г. опричное войско появилось в Новгороде и устроило кровавый погром. Погибли тысячи горожан. Подобная участь ожидала и Псков. Город спас случай - грозное предсказание юродивого о возмездии, которое испугало суеверного царя. Псковичам посчастливилось избежать погрома, но не казней. По возвращении в Москву единомышленников опальных новгородских бояр искали в столице. В число обвиняемых попали многие из опричников. Казни подверглись фактический глава опричнины А.Ф. Басманов и его сын Федор, А.И. Вяземский, И.М. Висковатый.
Силы страны, истомленной долгой войной и опричным террором, слабели и истощались. В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей со своей конницей прорвался до самой Москвы, взял город, сжег и разграбил его, уцелел только Кремль. Хан безнаказанно ушел в Крым.
Трагические события подорвали веру царя в опричнину. Для отражения нового набега крымцев царь впервые объединил войска под началом земского воеводы князя М. Воротынского. В 1572 г. в битве у села Молоди войска хана были обращены в бегство. Осенью того же года царь отменил опричнину. Само слово стало запретным. Тот, кто осмеливался произнести его, подлежал наказанию кнутом. Отмена опричнины, однако, не прекратила террора. Он продолжался, но в меньших масштабах.