Тема 8. основные этапы организации общественных сил россии
План 1. Общественно политическая мысль и освободительное движение в XIX ве-ке: основные этапы, особенности.
2. Консервативное течение и его идеи.
3. Возникновение и развитие либерализма.
4. Народничество в России: программные установки и эволюция методов борьбы.
5. Радикальный марксизм в России и его оппоненты.
Методические рекомендации
Изучение I вопроса следует начать с понятия "освободительное движе-ние". Обратите внимание на то, что в общественно-политическое движение входят революционная борьба, либерально-оппозиционные выступления, а также все оттенки передовой общественно-политической мысли. Освободи-тельное движение зарождается в период перехода от феодализма к капита-лизму и связано с ростом национального самосознания, появлением прогрес-сивных и патриотических идей, направленных на реформирование страны. Существуют разные подходы к периодизации освободительного движения.
В.И. Ленин, который в основу периодизации положил сословно-классовый критерий. Он выделил следующие этапы: 1825–1861 гг. – этап дворянский; 1861–1895 гг. – этап разночинский; 1895–1917 гг. – этап проле-тарский.
Какие существуют другие критерии периодизации освободительного движения, и какие этапы его можно выделить? Почему В.И. Ленин не считал оппозиционным либеральное движение?
Обратите внимание на следующие особенности освободительного дви-жения: задачи буржуазно-демократического преобразования страны, выдви-нутые освободительным движением России, опережали реальные условия их осуществления; в руководстве русским освободительным движением преоб-ладали дворяне и интеллигенция. Объясните почему?
По второму вопросу следует обратить внимание на историческую обста-новку после поражения декабризма. После поражения декабристов, открыто выступавших против самодержавия, в общественной жизни России наступил застой. У некоторой части мыслящих людей появились пессимизм и отчая-ние. Философские письма Чаадаева в 1829–1831 годах, всколыхнули общест-венное мнение. В 1830–1850-е годы XIX века оформились основные течения в общественном движении: консервативное, либеральное, революционно-демократическое.
Консервативное направление получило свое идейное выражение в теории официальной народности. Принципы ее были сформулированы министром просвещения С.С. Уваровым: православие, самодержавие, народность.
Раскройте смысл названных принципов. Социальная задача "официаль-ной народности заключалась в том, чтобы доказать "исконность" и "закон-ность" крепостничества и монархического направления. В пореформенной России началась трансформация консервативного течения в правительствен-ный лагерь. Хотя после Крымской войны, наблюдается кризис "теории" при Александре III и Николае II предпринимались попытки взять ее на вооруже-ние. В конце XIX – начале XX века начинается процесс консолидации монар-хистов. Во время I революции возникли первые монархические организации. Консерватизм часто отождествляют с реакционностью. Подумайте, так ли это?
Изучая литературу и источники, определите сущность либерализма. В широком значении – это интеллектуальная и нравственная установка на та-кую организацию общественной жизни, которая построена на признании по-литических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных дей-ствием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. История российского либерализма включает в себя следующие этапы: 1830-е – 1850-е годы XIX века – это фор-мирование либеральной идеологии; 1860-е – 1880-е годы XIX века – развитие общественно-политического движения, земский либерализм, конец XIX – на-чало XX века – возникновение либеральных политических партий. Охаракте-ризуйте все перечисленные этапы.
Обратите внимание на западничество и славянофильство. Западничество отстаивало индивидуализм и свободу личности, рационализм, веру в про-гресс и познаваемость мира, западный путь развития России, реформы "свер-ху" во избежание революции.
Славянофилы выдвигали учение о самобытности и особом пути развития России, о мессианской роли русского народа на мировой арене, защищали православие и исконное самодержавие. Что объединяло их?
Определите, почему в пореформенное время в либеральной среде возрас-тает внимание к социально-экономической проблематике. Перечислите ос-новные требования пореформенного либерализма. Охарактеризуйте просве-тительскую и земскую деятельность либералов 1880-х годов. Создание пер-вых либеральных организаций.
Изучение четвертого вопроса начните со знакомства с воззрениями Гер-цена и Чернышевского – главных теоретиков народничества. В 60–70-е годы XIX века идеология народничества имела следующие характерные черты: признание самобытности русского экономического строя с его крестьянской общиной; признание возможности перехода к социализму через революцию и крестьянскую общину; признание особой роли революционной интелли-генции субъективного и личного факта в общественном развитии.
К концу 60-х годов в рамках народничества выявились два подхода по методам осуществления социальных преобразований: революционный и ре-форматорский. В революционном народничестве определились следующие направления: бунтарское (М.А. Бакунин), пропагандистское (П.А. Лавров), заговорщицкое (П.Н. Ткачев). Дайте характеристику этим направлениям и определите вопросы, по которым они различались.
Ни одно направление в народничестве не встречалось в чистом виде, и потому первые народнические организации не строились на единой плат-форме. Охарактеризуйте деятельность кружков Ишутина (1863–1866 гг.), Не-чаева (1869 г.), чайковцев (1869 г.). В 1870-е годы массовый характер обрело хождение в народ. Каковы его особенности? Охарактеризуйте два вида про-паганды: летучая пропаганда и оседлая пропаганда. Каковы результаты?
Создание "Земли и воли" (1876–1879 гг.) было следствием провала попы-ток поднять крестьян на революцию. Кто входил в организацию? Какова ее структура? Каковы были ее цели? В чем проявилась ее деятельность?
Среди народников-реформаторов следует выделить Н.К. Михайловского. Каковы его взгляды?
В начале 1880-х годов наблюдается кризис в идеологии народничества. Опишите, как пытались выйти из него революционные народники и народ-ники-реформаторы.
Закончить ответ следует анализом исторического значения народничества в общественно-политической жизни России.
Пятый вопрос. Судьбы марксизма в России – проблема, которая требует нового подхода. Русский марксизм, социализм, русские революции XX века необходимо рассматривать в связи с вековой историей России, с материаль-ными и духовными условиями жизни народа, с особенностями русской мыс-ли.
Первоначально рабочее движение в России развивалось под заметным влиянием народничества, которое не выделяло рабочий класс из всей массы народа. Народники видели в рабочих крепостных крестьян, отпущенных по-мещиками на заработки в город. Однако вступление России на путь капита-лизма сопровождалось усилением рабочего движения и появлением рабочего вопроса.
Раскройте основные положения марксистской теории. Распространение ортодоксального марксизма в России в историографии связывается с дея-тельностью группы "Освобождение труда" (1883–1903 гг.), которой руково-дил Г.В. Плеханов. Расскажите о деятельности этой группы, марксистских кружков, возникших в самой России. В 1895 г. в Петербурге при участии В.И. Ульянова создается "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Следующим шагом в распространении марксизма стало создание социал-демократической рабочей партии. Обратите внимание на то, что радикаль-ный марксизм в России утверждался в острой борьбе с "легальным марксиз-мом" и "экономизмом". Уясните, в чем сущность разногласий между "эконо-мистами" и ортодоксальными марксистами. Какой документ излагал основ-ные идеи "экономистов"?
Вопросы для самопроверки
1. Какие идеи сформулировал П.Я. Чаадаев в первом "Философическом письме"?
2. Как с 1860-х – начала 1870-х гг. в русской публицистике стала называться социальная прослойка людей, профессионально занимавшихся умствен-ным трудом?
3. Какой роман был написан Ф.М. Достоевским на материалах судебного процесса по делу членов кружка С.Г. Нечаева?
4. Кто был ведущим публицистом демократического журнала "Русское сло-во" в первой половине 1860-х гг.?
5. Как назывался влиятельный либеральный журнал в пореформенной Рос-сии, основанный в 1866 г. М.М. Стасюлевичем?
6. Как относились народники к капитализму в России?
7. Какое название получило организованное в 1874 г. массовое пропаганди-стское движение демократической и революционной интеллигенции в среде крестьянства?
8. Кто соответственно являлся идеологами бунтарского, пропагандистского и заговорщического направлений в революционном народничестве?
9. На какие две группы в 1879 г. раскололась основанная в 1876 г. револю-ционно-народническая организация "Земля и Воля"? Каковы основные программные идеи этих групп?
10. После какой рабочей стачки, организованной в 1885 г. в Подмосковье, га-зеты писали о "народившимся на Руси рабочем вопросе"?
11. Идеи какого направления в 1890-х гг. выражал журнал "Русское богатст-во" во главе с Н.К. Михайловским?
12. Какой популярный журнал либерального, а позднее – охранительного на-правления издавался М.Н. Катковым?
13. Почему, именно, в России получили широкое распространение идеи рево-люционного марксизма?
14. Как называлась марксистская группа, основанная в 1883 г. в Женеве Г.В. Плехановым, В.И. Засулич, П.Б. Аксельродом?
Литература
1. Андреев Д.А. Дедков Н.И. Консервативный либерализм Василия Макла-кова. –Отечественная история. – 2006, – №01. – С.162.
2. Бучин А.П. Классово-экономическая характеристика массовых демокра-тических движений XIX – XX веков// Вопросы истории. – 1997. – № 3. – С. 37–51.
3. Булгаков С.Н., Рудницкая Е.Л. Трактовка социализма «идеалистическим направлением» общественной мысли России. – Вопросы истории – 2006 – №5. – С. 24.
4. Бутаков Я.А. Консерватизм в России и мире. – Вопросы истории – 2006. – №5. – С.165.
5. Габидулина М. Либерализм в России// Вестник высшей школы. – 1992. – № 7. – С. 71–76.
6. Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность// Новая и новейшая история. – 1995. – № 6. – С. 15–31.
7. Гайда Ф.А.; Мокшин Г.Н. "В.В. Блохин. Историческая концепция Николая Михайловского (к анализу мировоззрения российской народнической ин-теллигенции XIX века)"// Отечественная история. – 2005. – № 3. – С.195– 97.
8. Герасименко Г.А. Судьба демократической альтернативы в России 1917 года и роль ее лидеров. – Вопросы истории. – 2005. – № 7. – С. 3–23.
9. Горяйнов С. Проза жизни русского либерала // Родина. – 1998. – № 3. – С. 67–72.
10. Гросул В.Я. "А.С. Туманова. Самодержавие и общественные организации в России. 1905–1917 годы"// Отечественная история. – 2005. – № 6. – С. 211–212.
11. Дорошенко В.Л., Павлова И.В., Раак Р.Ч. Не миф: речь Сталина 19 августа 1939 года// Вопросы истории. – 2005. – № 8. – С. 3 –21.
12. Зверев В.В. Эволюция народничества: "Теория малых дел"// Отечествен-ная история. – 1997. – № 4. – С. 86–95.
13. Зуев М.Н. История России. – М.: ПРИОР, 1998. История политических партий России. – М.: Высшая школа, 1994. – С. 39–61.
14. История России с древнейших времен до 1861 года/ Под ред. Н.И. Пав-ленко. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 450–465, 501–512.
15. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 332–343.
16. Наше Отечество. – М.: Терра, 1991. – Ч.1. – С. 125–152, С. 163–199.
17. Кантор И.М. Немецкая идеология Маркса-Энгельса и русский марксизм// Вопросы философии. – 1995. – № 12. – С. 88–109.
18. Когорлицкий Б. И снова о марксизме// Свободная мысль – 1996. – № 12. – С. 112–118.
19. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762 – 1914 гг. – М.: Рус-ский путь, 1995.
20. Ойзерман Т. Марксизм и утопизм// Свободная мысль. – 1998. – № 1. – С. 66–79. – № 2. – С. 76–83.
21. Омельянчук И.В. Проблемы экономического развития России во взглядах правых монархистов начала XX века. – Отечественная история. – 2006. – №01. – С.16.
22. Пушкарева И.М. Была ли альтернатива у "Кровавого воскресенья"?// Оте-чественная история. – 2005. – № 1. – С. 17–25.
23. Рудницкая Е.Л. У истоков либеральной философско-идеалистической мысли. Владимир Соловьев// Вопросы истории. – 2005. – № 3. – С. 17–34.
24. Русский консерватизм XIX столетия: Идеология и практика/ Гросул В.Я., Итенберг Г.С., Твардовская В.А. и др. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 18–82, 361–395.
25. Соловьев Э.Г. Либеральный консерватизм в России// Вестник Московско-го университета (серия 18). – 1996. – № 4. – С. 79–94.
26. Тютюкин С.В. Современная отечественная историография РСДРП// Оте-чественная история. – 1998. – № 6. – С. 54–64.
27. Урилов И.Х. Судьбы российской социал-демократии. – Вопросы истории – 2006 – №3. – С.122.
28. Шутов А.Ю. Интеллектуальный потенциал российского консерватизма// Вестник Московского университета (серия 12). – 1997. – № 6. – С. 107–111.