Каковы же были итоги ускорения социально-экономического развития в 1985-1986 гг.?
В экономике за этот период НДХ рос от 5 до 5,5% в год, что позволило вновь повысить жизненный уровень, заметно стало расти рождаемость, стала улучшаться ситуация в социально-экономической сфере.
Как-то, в экономике:
I. Курс на ускоренное развитие НТП нашёл отражение в создании ряда структур:
- было создано Бюро Совмина по машиностроению, Госкомитет по вычислительной технике и информации, Госагропром, поглотивший пять министерств и один госкомитет;
- Была проведена аттестация рабочих мест с целью лучшего использования трудовых ресурсов, предприятия, обладавшие высокопроизводительным оборудованием переводились на трёхсменную работу;
- с целью улучшения качества промпродукции вводилась госприёмка, оправдавшая себя в отраслях оборонной промышленности;
- со второй половины 1986 г. наметилось стремление более активно использовать не только административные, но и экономические стимулы:
а) в августа 1986 г. Совмин СССР разрешил организацию кооперативов по сборке и переработке вторичного сырья при местных Советах» 20 министерства и 60 предприятий получили право самостоятельно выходить на внешний рынок.
б) В ноябре 1986 г был принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», разрешавший по сути частную деятельность и создание кооперативов в некоторых видах производства товаров и услуг;
в) Осенью 1986 г. было принято постановление, касающееся создания и деятельности на территории СССР совместных предприятий (вcтупило в действие 13 янв. 1987 г.).
Все эти шаги были шаги в сторону рыночной экономики, ограничения вмешательства государства в деятельность предприятий.
Тем менее, планируемый ежегодный прирост в год 8-10 % НДХ достичь не удалось, что ставило под сомнение планы модернизации СССР к 2000 году.
II. В социальной сфере:
- уже 14 мая 1985 г. были приняты постановления о первоочередных мерах по улучшению благосостояния малообеспеченнныхпенсионеров и семей, усилению заботы об одинокихпрестарелых граждан, а также распространению льгот участников ВОВ на ленинградцев, работавших в городе в период блокады;
- 22 мая 1985 г. был принят документ, предусматривающий улучшение пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и их семей;
- в январе 1986 г. были повышены пособия на детейвоеннослужащих и выплаты вдовам, а также пособия для одиноких матерей. Тогда же вводились надбавки к зарплате работникам ряда регионов;
- в мае 1986 г. были повышены пенсии пенсионерам, постоянно проживающим в сельской местности, а в сентябре введены дополнительные льготы участникам ВОВ и семьям погибших военнослужащих;
Намечалось осуществить и ряд мер по повышению зарплаты в промышленности и с/х:
- в мае 1985 было принято постановление по совершенствованию оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов промышленности. А в июле – о повышении материальной заинтересованности некоторым категориям работникам с/х;
- решением от 12 декабря 1985 г. улучшалось материальное стимулирование мастеров, начальников цехов и участков предприятий;
- и, наконец, постановление от 17 октября 1986 г. предусматривало введение новых тарифных ставок и окладов, а также снятие ограничений на фонд зарплаты в производственных отраслях, что способствовало преодолению уравниловки в оплате труда и создавало существенные стимулы к повышению его производительности;
Все эти и другие решения по социальной сфере породили «революцию ожиданий», связанную с надеждами на быстрое решение накопившихся проблем. Первоначально казалось, что для этого достаточно будет политической воли нового руководства. Однако, «революция ожиданий» сыграла злую шутку с инициаторами апрельского курса, когда в 1989 -1990 гг. оказалось, что большую часть обещаний выполнить не удалось
III. Об оживлении «человеческого фактора»:
- С идеей наведения порядка было связано появление Указа Президиума Верховного Совета СССР «О мерах борьбы с пьянством и алкоголизмом» (июнь 1985 г.) и постановления Совмина СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» от 15 мая 1986 г.
Для первого этапа перестройки антиалкогольная кампания была первым крупным комплексным мероприятием новых лидеров, последовательно осуществляющим в 1985-1988 гг. По мнению А.С. Барсенковаэта кампания имела большой политический смысл, поскольку речь шла не только о хронической, но и постоянно прогрессирующей социальной болезни.
Каковы же были её цели и итоги?
Она была начата ещё в мае 1985 г. и свидетельствовала о серьёзности намерения взяться за решение сложнейшей проблемой. В целом она была встречена доброжелательно, хотя многие сомневались в возможности её осуществления. Проявились две точки зрения:
а) в советском руководстве были те, кто изначально предупреждали о её бессмысленности, указывая прежде всего на риск недополучения денег в бюджет (Н.И. Рыжков, В.С. Павлов)
б) Сторонники более широкого взгляда на проблему (Горбачёв, Лигачёв,) помимо политических приводили также экономические доводы. По их расчётам, сокращение потерь от пьянства на производстве (а они оценивались в 80 - 100 млн. руб. ежегодно) вместе с постепенным свёртыванием выпуска спиртного должны были если не свести на нет, то по крайней мере минимизировать неизбежные поначалу бюджетные потери.
Кампания велась преимущественно административными методами и имела как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительные:
- Сократился травматизм, снизилась смертность людей, потери рабочего времени, хулиганство, разводы по причине пьянства и алкоголизма;
Негативные:
Как писал позднее Горбачёв, «негативные последствия антиалкогольной кампании превзошли её плюсы», а именно:
- К числу издержек кампании относят: спешное закрытие магазинов, вино -водочных заводов, вырубку виноградников;
- Свёртывание производства сухих вин и сокращение выпуска пива;
- Массовое развитие самогоноварения, повлекшее исчезновение сахара;
- Нехватка сахара потянула за собой резкое сокращение ассортимента кондитерских изделий;
- С прилавков стали исчезать недорогие одеколон, употреблявшиеся вместо водки, а использование других её «заменителей» привело к росту заболеваний, озлобленности значительных масс населения.
Однако, как и предсказывали оппоненты кампании, наиболее существенными оказались бюджетные потери:
- По данным Горбачёва бюджет недополучил 37 млрд руб.,Н.И.Рыжкова– 67 млрд. руб,и В.С. Павлова – 200 млрд руб.
Для сравнения – уже в 1989 г. доходы от торговли спиртным вновь пошли вверх и достигли 54 млрд. руб.,на один млрд. превысив уровень 1984.
Стремлением «быстрее побороть беду», писал позже Горбачёв, определяло характер многих решений, принятых в сферах экономической и социальной политики.
Но есть и другая точка зрения: антиалкогольная и другие кампании были инспирированы как изнутри, капитанами «теневой экономики», получившими миллиарды рублей за счёт спекуляции алкоголем, его заменителями и наркотиками, так и извне, определёнными силами, заинтересованными в политической и социально-экономической дестабилизации СССР.
IV. Об изменениях в общественно-политической жизни:
Во-первых,благоприятное воздействие на атмосферу первых лет первых лет горбачёвского правления оказало расширение информированности общества. Этот процесс разворачивался постепенно, шёл по нарастающей, ни у кого не вызывая протеста. Люди стали больше узнавать об экономических и социальных проблемах, замалчиваемых ранее страницах прошлого.
Большое влияние на общественно-экономическую ситуацию в стране оказала чернобыльская катастрофа. Первоначально скупая информация и очевидная недосказанность поставили под сомнение авторитет власти, заявлявшей о необходимости гласности и большей открытости. Стремление граждан своевременно узнавать правду привело к расширению круга запретных тем., способствовало раскрепощению общественного сознания. С другой стороны, катастрофа явилась одним из факторов активизации переговоров о сокращении ядерных вооружений
Во-вторых,благоприятное впечатление производило, на первых порах, поведение Горбачёва, который говорил без бумажки в своих поездках по стране на встречах с рабочими, колхозниками, интеллигенцией, подчёркивание им своей близости к народу, пресечение им попыток возродить унизительную традицию восхваления вождей
В-третьих,постепенно набирала темпы «кадровая революция», прежде всего избавление от престарелой когорты партийных и государственных деятелей, выдвинувшихся при Брежневе. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов, 40% членов ЦК КПСС, 70% секретарей горкомов и райкомов. Это отражало давно назревшую общественную потребность уйти от «геронтократического» правления.
Со временем, однако, темпы и масштабы перемен стали вызывать настороженность. Их стали называть «кадровой чисткой», сопоставимой по масштабам со сталинской «кадровой революцией». При очень быстрой смене кадров нарушается преемственность в работе, дестабилизируется система управления.
Особенно на этом поприще отличился новый первый секретарь Московского горкома КПСС, кандидат в члены Политбюро, бывший первый секретарь Свердловского обкома партии Б.Н.Ельцин, выдвинутый на эт о пост Е.К. Лигачёвым. Он провёл массовую чистку горкома и райкомов столицы от прежних кадров и за два года своего пребывания на этом посту сделал это несколько раз. Ельцин с самого начала избрал ля себя беспроигрышную роль принципиального борца с коррупцией. В декабре 198 5 г. он выступил с остро критической речью в Ташкенте о ситуации в Узбекистане, ставшим одним из первых полигонов для разоблачения коррупции, расцветшей в брежневскую эпоху. Его деятельность получила широкий общественный резонанс и он стал изначально выделяться из горбачёвских выдвиженцев своей решительностью и политическим радикализмом/
Почему же первый вариант перестройки – совершенствование развитого социализма и стратегия ускорения социально-экономического развития оказались в итоге невостребованными и были отвергнуты Горбачёвым и его окружением?
Основная причина – это отсутствие необходимых ресурсов для осуществления и продолжения этой политики. Между тем ресурсы государства значительно сократились. Одна из причин - это вышеназванные потери бюджета от антиалкогольной кампании.
Во-вторых, ещё большие потери бюджета были связаны с неблагоприятной международной конъюктурой.
В 1985 г. резко упали цены на нефть, и союзный бюджет лишился многомиллиардных долларовых поступлений, которые в 70-х – начале 80-х гг. во многом компенсировали недостатки прежней советской экономической системы, позволяя закупать за рубежом недостатющиие стране продукты питания, изделия лёгкой промышленности и высокотехнологическое оборудование.
Взятый в 1985 курс на ускоренное развитие машиностронеия повлёк увеличение технических приобретений за рубежом, сокращая возможности трат на социальные нужды. Позднее, в начале 1990-х гг.. инициаторы реформ признали ошибкой начало реформировыания экономики со сферы тяжёлой индустрии. Концентрация внимания на с/х и лёгкой промышленности позволили бы сохранять социальную стабильность и устойчивую политическую поддержку, намечаемым крупномасштабным переменам (как это было после смерти Сталина, при проведенни компромиссного курса Маленкова-Хрущёва)
В-третьих, больших затрат, только 14 млрд. руб. в 1986 г. и многомиллиардных расходов в последующие годы, потребовала ликвидация последствий на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.
В-четвёртых,это всё растущие расходы на войну в Афганистане, на новый виток гонки вооружений, вызванной программой «звёздных войн» Р.Рейгана, на помощь социалистическим странам, например, Польше, где оппозиция в лице «Солидарности» дестабилизировала социально-экономическое положение, и на помощь национально-освободительному движению.
Все эти факторы подвинули Горбачёва к мысли о необходимости более комплексного и глубокого реформирования, к структурным реформам общества. В мае - июле 1986 г. термин «ускорение» постепенно вытесняется понятием «перестройка». Раскрывая его,Горбачёв подчёркивал, что перестройка охватывает все сферы жизни советского общества, стиль и методы работы партии, всех кадров. Он поставил знак равенства между словами перестройка и революции и что она не разовый, одномоментный акт, а процесс, который будет протекать в рамках определённого исторического периода.
Во второй половине 1986 г. в СССР сложились два различных подхода к вопросу о путях реформирования общества:
1) Часть управленцев ( Н.И. Рыжков, Л.Н. Зайков, В.С. Павлов и др.) считала необходимым сконцентрироваться на экономике. Суть преобразований они видели в коренном изменении управления народным хозяйством и мотивации труда.
- Систему планового централизованного управления экономикой предполагалось перевести с приоритета морально-вещественных показателей на приоритет стоимостных критериев, сократить сферу государственного регулирования.
- Одной из главных задач сторонники этого подхода считали строгую взаимоувязку личных, коллективных и общегосударственных интересов. Добиться этого предполагалось через комплекс разноплановых мер, среди которых особое место отводилось реформе ценообразования.
- Всё это в итоге должно было привести в том числе и к легализации частной собственности. Частный сектор должен был развиваться в дополнению к государственному. Это был вариант не рыночной, а смешанной экономики, как, например, в КНР
- Принципиальной особенностью данного подхода являлось то, что кардинальные экономические реформы предполагалось осуществить при незыблемости политической системы и сохранении общественного строя.
Таким образом, это был вариант реформирования, намеченный ещё Ю.В.Андроповым и осуществлённой в КНР Дэн Сяопином с конца 1970 - х гг.
Второй подход предусматривал иной порядок реформирования. Во второй половине 1986 г. Горбачёв и его окружение ( Н. Яковлев, В. Медведев.Э. Шеварнадзе, Б.Н.Ельцин и др.) пришли к убеждению, что решение всех стоящих перед страной проблем упирается в неэффективность существующей в СССР политической системы.
- С этого момента политическая реформа рассматривалась как главное условие поступательного движения советского общества.
- В перспективе предполагалось реформировать КПСС, уменьшить её «глобальную» роль в жизни общества и государства, организовать полноценные выборы в Советы, повысить ответственность депутатов и их зависимость от избирателей;
- Добиться реальной независимости судебной власти, утвердить организационные формы осуществления права на демонстрации, свободу слова, совести, печати, собраний, китайский свободное перемещение, двигаться по пути глубокой демократизации хозяйственной жизни.
- Все эти вопросы предполагалось поставить на специальном Пленуме ЦК КПСС. Соответственно проблемы экономической реформы были отодвинуты на второй план.
Какие же выводы можно сделать, анализирую первый этап перестройки, в 1985-1986 гг.?
Первое: в первые после апреля 1985 г. полтора года объективно назревшие перемены происходили на базе политических подходов, намеченных ещё в андроповский период. Не случайно на Западе это время называют «авторитарной перестройкой»
Второе:конец 1986 г. стал определяющим рубежом в истории преобразований 1985-1991 гг. К этому времени постепенно стали обозначаться экономические трудности. Они являлись результатом, с одной стороны неблагоприятного стечения ряда обстоятельств (падения цен на нефть, затраты на ликвидацию последствий Чернобыля, растущими военными и зарубежными расходами), а с другой. – просчётами собственного горбачёвского курса (* увеличения ассигнований на машиностроение при сокращении закупок товаров народного потребления за рубежом, широкомасштабные социальные акции, а также антиалкогольная кампания).
Все эти мероприятия объективно носили проинфляционный характер и способствовали бюджетной дестабилизации. Которая предшествовала значительному ухудшению положения в народном хозяйстве СССР.
Третье:значение этого обстоятельства не было в должной мере осознано в то время. Более того, во второй половине 1986 г. был взят стратегический курс на приоритетное преобразование политической системы общества в многонациональной и поликонфессиональной стране (об опасности такой политической реформы в СССР предупреждали в своём письме Брежневу Медведев, Сахаров и Турчин ещё в 1970- е гг.).
Прогрессирующее ухудшение экономических параметров развития, обострение ситуации в социальной сфере в 1988-1990 гг. стали тем фоном, некотором разворачивались основные политические и идейные баталии тех.
В этих условиях от реформаторов требовалась крайняя осторожность и тщательный просчёт своих дальнейших шагов, ибо кредит доверия, полученный Горбачёвым в 1985 г. не мог быть бессрочным.
и