Какие же новации привнесла Конституция 1977 г. по сравнению с предыдущими?

Как отмечает Д.О. Чураков,впервые в практике советского конституционного законодательства в Конституции 1977 г. непосредственно

закреплялся принцип социалистической законности в качестве одного из основных принципов деятельности не только государства и его органов, но и всех должностных лиц. В связи с этим, также впервые, новая Конституция предусматривала право граждан обжаловать действия любых чиновников, повинных в нарушении гражданских прав, через суд.

Во-вторых,это существенное расширение социально-экономических и гражданских прав. Так к прежним правам были добавлены:

- право на бесплатное медицинское обслуживание всех без исключения граждан СССР;

- право на свободное пользование достояниями культуры;

- право участвовать в управлении государственными и общественными делами;

- право вносить предложения в государственные органы и свободно критиковать их деятельность

В-третьих,в отличие от прежней конституционной практики, новая Конституция более подробно раскрывала устройство политической системы советского общества, включавшую в себя теперь не только государственные органы и общественные организации (партию, комсомол, профсоюзы, творческие объединения и союзы, различные технические, досуговые, самодеятельные, спортивные общества), но и трудовые коллективы, получившие право участвовать в обсуждении и решении государственных и общественных дел,существенно влиять на производственную деятельность предприятий, выдвигать кандидатов в депутаты Советов, в органы народного контроля и др.).

Таким образом, Конституция признавала возрастание роли общественных организаций, трудовых коллективов то есть увеличение числа микроочагов самоуправленияспособных, как указывает М.Ферро «действовать, властвовать и осуществлять внутренний обмен» между соответствующими организациями, таковы, по его мнению, главные особенности социальной жизни «брежневского периода»
Действительно, в это период самоуправление развивалось во многих областях советской действительности. Во-первых, в местной жизни и городском управлении ( в 1980-г. в Советы всех уровне было избрано 2 270 тыс. лиц, которые теперь, в отличие от рабочих, крестьянских депутатов Конституции 1936 г., назывались «народными депутатами» -в соответствиями с представлениями об «общенародном государстве», пришедшем на смену государству «диктатуры пролетариата». Причём, как отмечает Н. Верт, если власть местных Советов и была ограниченной, то контроль центральных органов за сотнями новых Советов. Возникших в посёлках вокруг городов или на периферии, особенно на необъятных просторах в Сибири) зачастую был вовсе символическим.Это означало их значительную самостоятельность и самодеятельность при принятии решений на местном уровне.

Во-вторых, значительно возросло число общественных организаций и в других сферах, на первый взгляд, далёких от политики: в культурной жизни, в спортивном и досуговом движении и т.д. Часто опираясь именно на них и расцвели в период «гласности» и «перестройки» тысячи «неформальных политизированных объединений», переросших в последствии в протопартии, типа «народных фронтов» и массовых предвыборных объединений на основе которых в конце 1980-х - начале 1990-х гг. стали формироваться и первые оппозиционные политические партии

В-третьих, всячески поощрялось движение за массовый «народный контроль»за предприятими торговли, быта, на заводах, фабриках, в школах вузах за деятельность администрации и административных органов, что значительно ограничивало возможности «теневой экономики» и произвол бюрократии. Для этого была создана обширная сеть (около 250 тыс.) комитетов народного контроля, в которые входили, с одной стороны трудящиеся-коммунисты, а с другой – все желающие, не обязательно члены КПСС. Эта структура скоро охватила всю страну и напоминало «рабоче-крестьянскую инспекцию» упразднённую Сталиным в1934 г. В этой армии контроля участвовал каждый шестой взрослый человек. Поэтому какой бы формальной она небыла, эта стуруктура управления стимулировала добровольное участие в жизни общества, всё больше привлекала людей, получивших образование и была очень неудобна для бюрократов, теневиков. Спекулянтов. Вот почему Б. Ельцин, после своего избрания президентов РСФСР в 1991 г. одним из своих первых президентских указов упразднил органы народного контроля в РСФСР как несовместимые с целями и задачами, намеченных им рыночных реформ в духе «программы 500 дней».

Четвёртая новация, более широко, чем прежде в Конституции трактовались обязанности советских граждан. Им вменялась в обязанность:

- соблюдать Конституцию и законы;

- добросовестно трудиться и блюсти дисциплину труда;

- оберегать интересы государства и способствовать укреплению его могущества;

-укреплять дружбу между народами;

- беречь социалистическую собственность и бороться с расточительством;

содействовать охране общественного порядка, оберегать природу и памятники культуры

В-пятых, Конституция 1977 г.,как отмечает Н. Верт более решительно по сравнению с предыдущими утверждала ведущую роль КПС и в ст.6. определяла партию «как руководящую и направляющую силу советского общества, ядро её политической системы, чего не было в Конституции 1936. К чему это могло привести и не было это грубым политическим просчётом что и произошло во второй половине 1980- х гг.?

Хотя, как замечает О.Д. Чураков, в основе деятельности КПСС, как общественной организации лежал её Устав, а не Конституция страны и несмотря на, что устав партии должен был полностью соответствовать Конституции страны, сама по себе возникавшая ситуация была чревата серьёзными правовыми и политическими коллизиями, противоречиями и последствиями.

Вот почему Сталин, как прагматичный и дальновидный политик, был категорически против такой статьи в Конституции 1936 г., прекрасно понимая, что между обществом и правящей партией должна быть некая перегородка, некая ширма в лице государственных, судебных, исполнительных, хозяйственных органов, несущих основную ответственность перед гражданами за все отрицательные последствия реализации тех или решений, одобренных партией. Теперь, согласно ст.6 Конституции вся политическая ответственность возлагалась на правящую партию и на партийную бюрократию, одновременно освобождая от таковой ответственности бюрократов, работавших в государственные, судебные хозяйственные органы и работающих в них чиновников. (Нынешняя Конституция РФ 1993 г. имеет такую перегородку между реальной президентской властью и обществом в лице правительства, парламента, что позволяет возложить на них всю ответственность за неудачи, промахи во внутренней политике и за счёт президентских инициатив как бы исправить их, заработав на этом политические очки).

В шестых,как отмечает Дж. Боффа, «впервые в основной закон были внесены международные обязательства СССР – десять положений Хельсинской конференции ( 1975 г.) о принципах межгосударственных отношений, как первый шаг по деполитизации и деологизации межгосударственных отношений в духе мирного сосуществования при существующем военно-стратегическом, ракетно –ядерном паритете( первая корзина – экономических, вторая – политических, третья корзина – гуманитарных).

Что касается структуры органов законодательной, исполнительной. судебной власти, то они по-прежнему строились на советской основе и оставались тождественными Конституции 1936 г.:

- высшим органом власти провозглашался Верховный Совет СССР, избираемы всеобщим, прямым, тайным голосованием и состоящий из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей;

- постоянно действующим органом ВС являлся Президиум Верховного Совета

- высшим исполнительным и распорядительным органом госвласти оставался Совет Министров СССР.

Таким образом, конституция СССР 1977 г. означало, что новое советское «брежневское» руководство, отличие от прежнего «хрущёвского» окончательно отказалось от мифа о скором переходе к коммунизму и отмирании государства, поскольку узаконило понятие «развитого социализма» в своём тексте.

Наши рекомендации