Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые…
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
(1828-1829)
Карточка 2.Какие реалии природы в стихотворении «Весенняя гроза» «втянуты» в праздничное веселье, игру, кутерьму?
Какие глаголы движения помогли поэту доказать, что природа – само движение?
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
……………………………………………
…………………………………………..
…………………………………………
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
…………………………………..
……………………………………
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И, языками неземными,
Волную реки и леса,
В ночи не совещалась с ними,
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль можешь,
Органа жизнь, глухонемой!
Души его, ах, не встревожит
И голос матери самой!..
(1831-1836)
День и ночь
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров –
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день – настала ночь, -
Пришла – и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами
Вот отчего нам ночь страшна!
(1831 – 1839)
Святая ночь на небосклон взошла –
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров она свила –
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушёл…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной.
На самого себя покинут он –
Упразднен ум и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружён,
И нет извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь всё светлое, живое…
И в чуждом неразгаданном ночном
Он узнаёт наследье родовое.
(1849)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Природа у Тютчева двойственная, поэтому-то и сам поэт ощущает «на пороге двойного бытия», как бы в 2-х мирах.
Попытаемся изобразить эту мысль схематически, опираясь на стихотворения «День и ночь» и «Святая ночь на небосклон взошла». Справа: как ощущает себя «тютчевский человек» перед ликом природы в стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла…» (1848)? Прочитайте ключевые строки и внесите во 2-ю часть схемы.
Природа | Человек |
Космос, гармония, красота – это земля с её птичьим гамом, лесом, ливнями и т. д. (день) | |
И | и |
Хаос,бездна, рождающая ураганы, смерчи, землетрясения, магнитные бури (ночь) |
О чём ты воешь, ветр ночной? Внимает повести любимой!
О чём так сетуешь безумно?.. Из смертной льётся он груди,
Что значит странный голос твой, Он с беспредельным жаждет слиться…
То глухо-жалобный, то шумно? О, бурь заснувших не буди -
Понятным сердцу языком Под ними хаос шевелится!
Твердишь о непонятной муке (1831 – 1836)
И роешь и взрываешь в нём –
Порой неистовые звуки.
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
«О чём ты воешь, ветр ночной?..»
1)Какова тема этого отрывка? (Ночные впечатления поэта, вслушивающегося в буйство ветра и в себя)
2) Какой стихотворный размер выбирает поэт и почему? (4-х стопный ямб – «живописный, сабельный, ударный» (К. Бальмонт), энергичный стих, рисующий буйство стихии.)
3) Почему поэт использует перекрёстную рифмовку мужских (ночной – твой) и женских окончаний (безумно –шумно)?(Перекрёстная рифма имитирует порывы ветра: то сильный, то затихающий.)
4) В чём своеобразие глаголов, используемых поэтом при описании ветра? Найдите их. («Воешь», «сетуешь», «роешь», «взрываешь» - глаголы - олицетворения, рисующие ветер как живое существо, как истового зверя.)
5) Вспомним Пушкина: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Чем отличается тютчевский ветер о пушкинского? Обратите внимание на эпитеты Тютчева. (У Пушкина ветер ласковый, лёгкий; у Тютчева – сама стихия, вестник вселенского хаоса. Он характеризуется «безумно», «шумно», «жалобно», «страшных песен», которые в сочетании с экспрессивными глаголами рисуют портрет ветра.)
6) Почему поэт пишет о ветре: «понятным сердцу языком твердишь о непонятной муке»? Что общего между ветром и тайной, «ночной», жизнью человеческой души? (И ветер, и человек, по Тютчеву, - это всё природа, подверженная стихийности, ведь человек часто испытывает бури: гнев, ревность, страстную любовь, отчаяние, злобу.)
7) Кого и что заклинает Тютчев словами «О, страшных песен сих не пой…», «О, бурь заснувших не буди…»? (И ветер, и душу человеческую, в которых хаос нарушает идеальное, гармоническое состояние. А подверженный «безумию и безобразию», «демоническим порывам», как писал Вл. Соловьёв по поводу этого стихотворения. Человек «восстаёт против всего положительного и должного». Мы к этому добавим: пребывающий в состоянии безумия, демонических порывов человек способен на зло, способен мстить, убивать, неоправданно конфликтовать.)
8) В чём смысл тютчевского заклинания? Как он связан с идеей стихотворения? («Человек – ты часть природы, но необходимо обуздать свою стихийную, тёмную. Ночную душу, не разрешай страстям себя поработить! Я пока не знаю, как это сделать… Я буду думать…» - так размышлял поэт в 1835 году, чтобы ответить на этот вопрос в 1855 году: «К ногам Христа навек прильнуть!», т. е. обуздать свои страсти христианским смирением.)
«Чародейкою-зимою околдован лес стоит»
1. Тема стихотворения
2. Что происходит с природой?
3. Как рифмы (какие они?) воспроизводят колдовство волшебницы? (Колдовство волшебницы воспроизводят парные, перекрёстные рифмы, повторы, почти тафтологии: «околдован… околдован… очарован»; «весь опутан, весь окован»; «неподвижною, немою».
4. Какой музыкой завораживают стихи?
5. В звуках каких слов звучит слово «околдован»? («он», «сном», «волшебным»)
«Цицерон»
1. Какую концепцию взаимоотношения с историей выразил поэт?
2. Какой человек Цицерон?
3. В каких словах звучит гимн мужеству человеку, постигшему историю? («Блажен, кто посетил сей мир…»)
4. Каким размером написано стихотворение? (Энергичный, решительный ямб сообщает стихотворению звучание меди)
5. Применительно к чему появляется в стихотворении любимый тютчевский образ ночи? (К закату Римской империи)
6. Что воссоздаёт 1-я строфа? Как понять эту тютчевскую мысль? (Он считает, что час жизни человека – это не его личностное время, а точка соприкосновения одной судьбы со своим временем и вечностью. Цицерон не располагал своим часом (читай: судьбой), так как мы вписаны в своё время и можем стать заложниками революций, войн и прочих катастроф)
«Наполеон»
1. Поэтизирует ли Тютчев Наполеона? Докажи.
2. Каким словосочетанием его называет? («гением самовластным»)
3. Какие два демона служили Наполеону? (гордыни – символом её выступает орёл и расчёта – «змеиной мудрости расчёт»)
4. О что разбились расчёты Наполеона? (о «подводный камень веры» российского народа)
«Эти бедные селенья…»
1. Россия – какой виделась она поэту?
2. Почему Россия и Вера слились для него в одно целое?
«Кончен пир, умолкли хоры…»
1. История. Это что такое, по Тютчеву?
2. Какую эпоху по отдельным художественным деталям вы узнали в 1-й строфе? («Амфоры», «кубки вин», «на главах венки измяты» - пир патрициев в Древнем Риме. Античные времена)
3. В каких формах глагола Тютчев выразил мотив конца античной эпохи? (Глаголы и краткие страдательные причастия прошедшего времени; их шесть – «кончен», «умолкли, «опорожнены, «опрокинуты», «не допиты», «измяты».)
4. Какая эпоха угадывается во 2-й строфе? (Новые времена угадываются благодаря художественным деталям: «беспокойный град», «шумным уличным движеньем», «с тускло-рдяным освещеньем», «бессонными толпами».)
5. Найдите строки, которые подчёркивают соотнесённость времени изнеженных, развращённых богатством, праздностью патрициев и «чудом», суетой новых времён с вечностью? (1-я строфа: «Звезды вечные сияли»: 2-я строфа: «В горнем, выспренном пределе /Звёзды чистые горели».)
6. Какова же идея этого стихотворения, начинающегося так загадочно и экзотично «кончен пир, умолкли хоры»? (Смена культур, эпох закономерна; хаос, катастрофа наступают тогда, когда люди перестают видеть вечные и чистые звёзды в горнем пределе.)
«Silentium» (тишина, молчание)
1. Как вы поняли смысл стихотворения?
2. Согласны ли вы с поэтом?
3. Как соотносятся по смыслу три строфы стихотворения, отражающие развитие поэтической мысли Тютчева? Ведь оно начато почти приказом: «Молчи, скрывайся и таи».
4. 2-й и 3-й строфы объясняют 3 причины, почему нужно молчать (1) «другому как понять тебя?», 2) «мысль изречённая есть ложь», потому что язык наш несовершенен, чтобы точно передать нашу мысль 3) «есть целый мир в душе твоей», т. е. ты самодостаточен, интересен самому себе…)
5. О чём стихотворение, его идея. (Оно о мысли. «Мысль изречённая есть ложь» не потому, что мы хотим солгать, а потому, что наше слово всегда будет отставать от мысли. Мысль наша может уйти далеко вперёд, она обогащается смысловыми оттенками, уходит в сторону, живя часто отдельно от беседы.
Стихотворение о бесконечном богатстве мысли. О том, мысль как источник творчества в человеке нуждается в сбережении.)
------------------------------------------------------------------------------------------------«Фонтан» (1836)
1. В чём особенность композиции стихотворения? Что в его построении типично тютчевское? (2 части: 1-я – описание фонтана как природного чуда, 2-я – уподобление мысли человека фонтану по сходству движения – фонтан рвётся ввысь, в небо, а мысль – к высотам познания, к истине.)
2. Покажите на примере описания фонтана искусство поэта изобразить природу в движении, обозначив выразительно-изобразительные средства. (Метафорические уподобления живому облаку, влажному дыму, прямому лучу, огнецветной пыли; глаголы движения с цветовым оттенком: «клубится», «пламенеет», «дробится», «поднявшись», «ниспасть»; точно воспроизведены 3 стадии в жизни фонтана: зарождение – превращение в восходящий к небу луч – ниспадание на землю. Заметим, что движение фонтана ориентировано вертикально, как у истинного романтика – от земли к небу)
3. Какой представляется поэту человеческая мысль? В чём её двойственность? («смертная», ограниченная «незримо-роковая длань» слабость)
4. Как вы поняли идею стихотворения, обращённую к человеку? («Человек, ты умён, изощряешь свой интеллект наукой и хочешь познать все тайны мироздания и законы биологической и духовной жизни, но это недостижимо, поэтому не заносись в гордыне, преодолей грех самообожания», - как бы обращается поэт к читателю)
«Тени сизые смесились…»
1. О чём говорит Тютчев в стихотворении? (о единстве лир. Героя с миром, личности человека с природой)
2. Из скольких частей состоит стихотворение? (2-х строф)
3. О чём идёт речь в 1-й строфе? (восприятие лирическим героем ночи)
4. Во 2-й? (эмоциональное обращение и желание героя ощутить те магические чувства, которые составляют сущность природы и открываются в душе человека в тот момент, когда обнажается реальность и исчезают преграды между природой и человеком)
5. Найти в 1-й строфе две тематические группы слов. (1) ночная природа, «сумрак» 2) человек и его ощущения.)
6. Какими перифрастическими обозначениями ночи (сумерек) пользуется Тютчев? (тени сизые, сумрак, воздух ночной)
7. Какие чувственные образы преобладают в 1-й строфе? (зыбкий сумрак, незримый полёт, цвет поблекнул, звук уснул и т. д.) О чём говорят эти образы? (об исчезновении реальностей мира.)
8. Где мы видим перенос и какова его роль? (между 3 и 4 стихом: контраст между реальностью мира и состоянием души)
9. Найди в 1-й строфе инверсию. Её роль? (Сумрак зыбкий: усиливает впечатление - контраст между реальностью мира и состоянием души)
10. Роль эпитетов в стихотворении. (зыбкий, дальний связаны с ощущениями
11. К чему обращается во 2-й строфе? (Обращение к сумраку и выражение воли и желаний лирического героя.
12. О чём завершающие строки стихотворения? ( о смене настроения лирического героя.)
«Первый лист»
1. Тема стихотворения? (объектом описания является 1-й лист берёз, весенние берёзы и восприятие их поэтом)
2. Как выражает поэт отношение к первым листьям? (О, первых листьев красота и восторженным обращением: Смотри, как листьем молодым…)
3. В чём смысл употребления слов лист, листье, зелень, листья? (листье, зелень – собирательные)
4. Каким размером и почему написано стихотворение7 (4-х стопным ямбом - музыкально воспроизводится образ раскачивающейся берёзы)
5. Какова звукопись стихотворения? ( 1-я и начало 2-й – обилие звуков С, З. Шипящие в конце 3-й строфы как бы аккомпанируют шелесту листьев.)
«Под дыханьем непогоды»
1. Что рисуется в стихотворении? (бурный поток, отражающий в себе закатную полосу сумрачного неба)
2. Какие слова несут цветовые обозначения. Какому замыслу подчинено сочетание цветов?
3. Какова композиция стихотворения? (1-я строфа – статическое описание картины – серый поток в 1-х стихах, во вторых вводится описание вечера (вечернего неба)
«Неохотно и несмело…»
1. О чём это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто?
2. Меняется ли настроение по ходу текста? Докажите своё мнение.
3. Какие образы и картины в описании грозы показались вам самыми выразительными? Почему? (тучи, гром, молния, земля. Гроза не производит на читателя тягостного впечатления, не вызывает у него страха)
4. Какими художественными средствами пользовался поэт для изображения грозы? Какова роль этих средств в тексте? (олицетворения: «солнце смотрит», «земля принахмурилась», «солнце взглянуло», «земля потонула». Природа сродни человеку и у неё есть человеческие качества)
5. Найти в тексте выразительные слова, обозначающие действия, признаки предметов и действий, Какая лексика характерна для стихотворения?
6. Найти в тексте слова, обозначающие краски и звуки окружающего мира, и попытаться определить их художественную функцию (мрак наступающей грозы, но мысль о грозе как временном явлении подчёркивают яркие цветные картины: «зеленеющие нивы», «синей молнии струя», «пламень быстрый и летучий», земля «в её сиянье». Звуковые образы и картины создаются аллитерациями, звучащими как раскаты грома: пРогРемело, тетРа поРывы, дальний гРом, Раскаты гРомовые.
7. Что можно сказать о лексике стихотворения? (найти устаревшие слова, объяснить их роль) (Торжественный оттенок придают струя, пламень, смятенная)
«С поляны коршун поднялся…»
1. Из каких смысловых частей состоит стихотворение? (1- 6 о коршуне, 7 -8 – ему противопоставляется человек)
2. Какой оттенок придаёт тексту архаичное слово дале? (приподнятость. Торжественность. Приближает текст к высокому стилю
3. Почему человек и птица противопоставлены? Каким знаком препинания указывается на это противопоставление? (Тире)
4. Каким синтаксическим удвоением показывается мощь и величие птицы? («два мощных, два живых крыла»
5. Какое слово показывает на связь природы и коршуна, её сына? (мать)
6. Почему интонацией грусти звучат финальные 7-8 стихи, образующие 2-ю часть стихотворения? (сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле «в поте и пыли»)
7. какое противопоставление есть в последней строчке? Роль архаической формы «к земли» (Человек –«царь земли», но именно поэтому он «прирос к земли»и не может летать, не может слиться с природой, как птица. Архаизм делает рассуждения поэта соотнесёнными с образом времени, подчёркивая извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.)
8. Каким изображён в этом стихотворении человек и как читатель может ощутить его отношение к изображённым картинам?
«Листья»
1. К какому жанру можно отнести этот текст?
2. на какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
3. Как изменяется настроение о части к части? Почему это важно для его понимания?
4. Каково настроение 1-й части? (1-8 стихов)? Кому противопоставляют себя листья? Как описана зелень сосен и елей? Какие слова это подтверждают? Какая частица усиливает это противопоставление? (листья противопоставляют себя вечной зелени сосен и елей, которая описана стилистически снижено, с пренебрежением: торчат, тощая зелень, как иглы ежа, ввек не свежа.. Противопоставление усиливается частицей пусть. Листьям ближе движение, порыв. Поэтому настроение 1-й части – это настроение протеста)
5. Каково настроение 2-й части? (9-16 стихи) Что рассказывают листья о себе? (Они – «лёгкое племя», их образ жизни – цвести и блестеть. Они лишь «гостят» на сучьях. Красное лето для них – это время красы, игры с лучами, купания в росе. Поэтому настроение этой части беззаботное, весёлое.
6. Как изменилось настроение в 3-й части? (17 – 24 стихи) (О чём повествуют листья в 17-20 стихах? Обрати внимание на глаголы в этих стихах. Какова их роль? Какое решение проблемы содержит 2-я половина 3-й части? (О наступлении осени. По смыслу она противопоставлена предыдущей строфе. Настроение грусти, утраты усиливается глаголами со значением отсутствия – отпели, отцвели. Во 2-й половине 3-й части – спасение листьев – улететь с тёплым южными зефирами, чтобы не висеть и не желтеть на «докучных ветвях».)
7. Докажите, что последняя часть – самая динамичная. Каково её настроение? (25-30 стихи) Сколько глаголов в этой части? В каком они наклонении? Что ими подчёркивается? Что придаёт тексту повтор слов скорее и летите? (Настроение нетерпения, стремления к переменам.. Листья подхвачены буйными осенними ветрами и улетают с ними. 8 глаголов в повелительном наклонении подчёркивается стремительный порыв и динамика текста. Особое движение придаёт тексту повтор скорее и летите.)
8. Подумайте о скрытом смысле стихотворения. Можно ли его соотнести с человеческим существованием, с состоянием прекрасной и быстро ушедшей молодости, с вечным обновлением природы и быстротечностью человеческой жизни? Обоснуйте своё мнение.
1. Укажите годы жизни Ф. И. Тютчева
1) 1803 – 1873
2) 1809 – 1852
3) 1821 – 1878
4) 1818 – 1883
2. Укажите, какой фактне относитсяк биографии Ф. И. Тютчева.
1) Эмигрировал из России, не выдержав критики своего творчества.
2) Дважды был женат на иностранках, не знавших русского языка.
3) После возвращения в Россию возглавил Комитет иностранной цензуры.
4) Является автором политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция».
3. Укажите, кому из поэтов Ф. И. Тютчев посвятил следующие строки: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет».
1) Г. Р. Державину
2) М. В. Ломоносову
3) В. А. Жуковскому
4) А. С. Пушкину