Была ли объективная основа для пересмотра роли русского народа и русской культуры в послевоенное время?
Во-первых,победа в войне, в которую русский народ внёс решающий вклад, позволяла по новому оценить вклад русской культуры и культуры народов СССР в мировую культуру. Во-вторых,другим фактором, способствовавшим переоценке русской культуры, было стремление противопоставить культурные достижения России и СССР культуре Запада, представление о высоком уровне которой в её повседневных проявлениях могли составить миллионы советских людей, побывавших за годы войны в Европе.
Поэтому в 1946 г. был закрыт «Исторический журнал», признанный не способным разработать новый подход к истории, созданные вместо него
«Вопросы истории» в свою очередь в 1949 г. подверглись жестокой чистке. Историкам было настоятельно рекомендовано «избегать недооценки влияния Киевской Руси на Западную Европу» и «показывать действительно прогрессивный аспект вклада русского народа в развитие человечества».Подчёркивалось, что «всякая недооценка роли и значения русского народа в мировой истории непосредственно смыкается с преклонением перед иностранщиной. Нигилизм в оценке величайших достижений русской культуры есть обратная сторона низкопоклонства пред буржуазной культурой Запада»
Вотношении идеологической внутри и внешнеполитической направленности пересмотра роли русского народа среди исследователей нет единой точки зрения. Так, Н. Верт утверждает, что если русское прошлое превозносилось во всех своих аспектах (древности заселения, уровень цивилизации, достижения в области искусства, военные победы), то история нерусских народов на этом фоне меркла. Царская империя представлялась не «тюрьмой народов»,как писал Ленин, а тиглем,в котором выплавлялось единство народов, собранных вместе благодаря их колонизации русским народом, к тому же открывшим пред ними революционную перспективу. В рамках этого нового видения национальные движения против царизма, признававшие ранее «прогрессивными» стали трактоваться «реакционными»как это было с Шамилем в Чечне и Дагестане в ходе Кавказкой войны. В 1951 г. критике из центра был подвергнут и национальный эпос мусульманских народов, за якобы его «клерикальную и антинародную» направленность, что вызвало недовольство национальной интеллигенции. По мнению Н. Верта это была политика «одёргивания» нерусских народов.
Втоже время, в отличие от Н.Верта, А.И. Вдовин (с.233) полагает, что эти послевоенные проявления «националистического нэпа» власти стремились держать в определённых рамках.Так власти предостерегали историков от ошибочного понимания советского патриотизма.
Игнорирования его классового содержания, от сползания на позиции «квасного патриотизма» и от стремления приукрасить историю,
Вэтой связи, указывает Вдовин, несправедливой критике подверглись работы академика Е. Тарле за «ошибочное положение оборонительном и справедливом характере Крымской войны»,за оправдание войн Екатерины II «тем соображением, что Россия стремилась якобы к своим естественным границам»,за «пересмотр характера похода России в Европу в 1813 г., представив его таким же, как освободительный поход в Европу Советской армии».Осуждались «требования пересмотреть вопрос о жандармской роли России в первой половине XIX в. и о царской России как «тюрьме народов»,попытки поднять на щит, как героев русского народа, генералов М.Скобелева, М. Драгомирова, А. Брусилова.
Как недопустимый объективизм в науке были осуждены предложения о замене «классового анализа исторических фактов оценкой их с точки зрения прогресса вообще, с точки зрения национально-государственных интересов».Историкамупоминалась, все эти «ревизионистские идеи»осуждаются ЦК КПСС.
В работу были включены и представители естествознания. Так в 1946 г.
академик Капица написал Сталину письмо в котором недооценку своих и
переоценку заграничных сил, излишнюю скромность высоко ценимый
Сталиным учёный называл недостатком ещё большим, чем «излишняя
самоуверенность».Состоявшаяся 5-10 января 1949 г. сессия Академии наук
СССР, посвященная 225-й годовщине основания Российской
Императорской Академии наук, «окончательно» доказала историческое превосходство русской науки, её приоритет в следующих открытиях: радио, лампа накаливания, трансформатор, самолёт, парашют, передача электроэнергии, открытие закона сохранении энергии Ломоносовым.
Всё это было частью антизападной пропаганды, в ходе которой пропагандировалась концепция исторического приоритета нашей страны во
всех важнейших областях науки, техники и культуры. Таким образом, эта пропаганда была для Сталина тактики и стратегии сплочения, мобилизации народов СССР вокруг великого русского народа ввиду возможного перерастания «холодной войны» в третью мировую войну.
Одновременно с вышеназванной пропагандисткой акцией в 1946 г. была развёрнута кампания по восстановлению несколько ослабленного в годы войны контроля за интеллектуальной жизнь страны
Далее: 1) о так называемой «ждановщине» и её проявлениях 2) о кампании борьбы с космополитизмом
всех важнейших областях науки, техники и культуры. Таким образом, эта пропаганда была для Сталина тактики и стратегии сплочения, мобилизации народов СССР вокруг великого русского народа ввиду возможного перерастания «холодной войны» в третью мировую войну.
Одновременно с вышеназванной пропагандисткой акцией в 1946 г. была развёрнута кампания по восстановлению несколько ослабленного в годы войны контроля за интеллектуальной жизнь страны. Начавшаяся «холодная война» перечеркнула все надежды творческой интеллигенции на либерализацию послевоенной общественной жизни, ослабление жёсткого партийно-государственного контроля в области литературы и искусства, расширение свободы творчества. С первыми признаками похолодания в отношениях с Западом руководство СССР принялось за «завинчивание гаек» в отношении интеллигенции. В 1946-1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП (б) по вопросам культуры, началась кампания идеологического прессинга в отношении культуры, получившая название «ждановщина».
1)Первым признаком изменения в духовном климате общества было решение о создании 1 августа 1946 г. нового журнала «Партийная жизнь», призванного контролировать развитие интеллектуальной, научной и художественной жизни, отмеченное со временем победы, как отмечалось в данном решении, «идеологической вялостью, появлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма»
2)14 августа 1946 г. последовало постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Лениград» (первый получил выговор, а второй был закрыт), за то, что они стали проводниками «идеологий, чуждых духу партии»,особенно после публикаций в них произведений поэтессы А.Ахматовой и сатирика МЗощенко.Главным прегрешением Ахматовой было то, что она
в ноябре 1945 г. несколько раз без санкций властей встречалась со вторым секретарём британского посольства И.Берлиным, будущим президентом
британской академии. Они беседовали не только о поэзии и литературе, но и о гибели Н.Гумилёва, О.Мандельштама, о расстрелах в лагерях. У Зощенко «недостатки» оказались ещё существеннее, поскольку, как донесли Сталину политические недоброжелатели Жданова, его сатирические произведения использовались в годы войны Геббельсом для уничижительных оценок русского человека.
При обсуждении этого постановления на Оргбюро ЦК. Сталин заявил,
что журнал в СССР, «не частное предприятие».Он не имеет право
приспосабливаться к вкусам людей «которые не хотят признать наш
строй».Постановление обличало один из главных пороков, искоренению
которого была подчинена идейно-воспитательная работа периода «холодной
войны» - «дух низкопоклонства перед современной буржуазной
культурой Запада».В Киеве в это же день с почти таким же по сути и
форме докладом о положении в литературе и искусстве выступил Хрущёв
З.)26 августа 1946 г.последовало постановление «О репертуаре
драматических театров и мерах по их улучшению»,требовавшее запрета
постановок театрами пьес буржуазных авторов являющиеся
«предоставлением советской сцены для пропаганды реакционной буржуазной идеологии и морали»
Сентября 1946 г. принимается постановление «О кинофильме «Большая жизнь», в котором давались уничижительные оценки творчеству кинорежиссёров Л.Лукова. С.Юткевича, А.Довженко, С.Герасимова, С. Эйзенштейна.
5.) 10 февраля 1948 г. - постановление «Об опере «Великая дружба»В.Мурадели, в которого обвинили в за то. что он представил грузин и осетин врагами русских в 1918-1920- х гг. Подверглись также критике за формализм в музыке за Шестую симфонию С.Прокофьев, за «Поэму» - Хачатуряна,а также Шостакович, Мясковский и др.
6.)В июне 1947 г.в Министерстве здравоохранения СССРбыл проведён суд чести членом-корреспондентом Академии медицинских наук Н.Клюевой и
её мужем. Профессором Г.Роскиным, за то, что они предложили опубликовать в США книгу «Биотерапия злокачесвенных опухолей».Им был вынесен общественный выговор. За такую же прогрешность академик Панарин был осуждён за «шпионаж» на 25 лет.
7.) В 1947 г.проведены две дискуссии по книге Г.Александрова , «История западноевропейской философии»с критикой автора «за беззубое вегетаринство»- за отсутствие полемического задора в критике философских противников.
8.) В мае 1947 г.состоялась дискуссия по книге Е. Варги «Изменения в экономике капитализма в итоге Второй мировой войны»в которой автор доказывал тезис о ГМК, как о средстве создания смешанной экономики, способной преодолеть многие болезни рыночной экономики. Вознесенский раскритиковал книгу как не марксистскую и не научную. Что привело к ликвидации возглавляемого с 1926 г. Варгой Института мирового хозяйства и мировой политики.
9) Философская и экономическая дискуссии 1947 г.стали предвестниками ужесточения идеологического контроля и в других областях науки, в том числе естествознании. Так монопольное положение в агробиологии, занятое группой академика Лысенко,привело к освобождению от работы многих его оппонентов: генетиков, физиков, морфологов, почвоведов, медиков.Реакционной наукой назвали кибернетику,которая якобы была необходима империалистам США для развязывания третьей мировой войны
10.) В конце 1848 г. началась подготовка всесоюзного совещания по проблемам физики, на котором с подачи Лысенко намеревались атаковать советских последователей А.Эйнштейна. Среди них значились Ландау, Тамм, Харитон, Зельдович, Гинзбург, А.Иоффе. Пагубность этой затеи осознали в «атомном комитете» и совещание отменили. Если бы оно состоялось. То советская физика была бы отброшена на 50 лет назад, а многие ведущие
учёные были бы объявлены космополитами. Тем не менее борьба с «физическим идеализмом» продолжалась до середины 1950- х гг.
С конца 1948 г. «ждановщина» переросла в к новую кампанию против «космополитизма».Его трактовкам была дана в статье О.Куусинена «О патриотизме». Вней космополитизм определялся как «безразличное и пренебрежительное отношение к Отечеству ... как идеология совершенно чуждая трудящимся. Это идеология ... международных банкирских домов и международных картелей … биржевых спекулянтов, мировых поставщиков оружия и их агентов … орудующих согласно латинской пословице «где хорошо, там и родина».Т.О. выходило, что в СССР космополитам могли быть только «враги народа»^ сторонниками буржуазного космополитизма и национализма.
Сталин феномен космополитизма связывал с послевоенной борьбой США за мировое господство. Он оставил запись на новом проекте партии: «Теория космополитизма и образование ... мирового правительства.Эта пометка объясняет главные причины развернувшейся вскоре в СССР кампании против космополитов вовне и внутри СССР, приявший с самого начала антисемитский характер.
■
Эта запись Сталина, неразрывно_связывавшая теории космополитизма и всемирного правительства, объясняет, по существу, главную причину открытия в СССР кампании по борьбе с космополитами.
Эта причина состоит в том, что эта кампания была направлена не только против претензий США на мировое господство под новыми лозунгами, но и против разрабатываемых там проектов, нацеленных на разрушение советского патриотизма и замену его «общечеловеческими ценностями», вполне совместимыми
Для народов Советского Союза космополитизм стал восприниматься растущей опасностью по мере расширения в США возникшего в конце Второй мировой войны движения за создание «всемирного правительства». В сентябре 1945 г. к движению примкнул А. Эйнштейн, заявивший, что единственный способ спасения цивилизаций и человечества - создание мирового правительства, обеспечивающего безопасность нации, основанную на законе, решения такого правительства должны иметь обязательную силу для государств — членов сообщества наций. ООН такими полномочиями не обладал. К теме мирового правительства ученый неоднократно возвращался и позже. По представлениям американских приверженцев этой идеи, образцом мирового правительства являлись США,и дело оставалось лишь за тем, чтобы все независимые народы и страны были сведены к положению штатов Техас или Юта.
В 1947 г. крупнейшие советские ученые (С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, Н. Н. Семенов и А. А. Фрумкин) в открытом письме высказали свое несогласие с Эйнштейном. В ответном письме тот расценил несогласие как тенденцию к «бегству в изоляционизм», особенно опасный для Советского Союза, «где правительство имеет власть не только над вооруженными силами, но и над всеми каналами образования, информации, а также над экономическим существованием каждого гражданина». Иначе говоря, утверждалось, что только разумное мировое правительство может стать преградой для неразумных действий советского правительства. Для советских властей это выглядело абсурдом.
Эту кампанию, по мнению А.И. Вдовина, Вертаи др. исследователей инициировал Сталин. Он же определял её направленность, формы и методы её проведения и её временные рамки, хотя формально этим занималось Управление пропаганды и агитации ЦК КПСС, во главе которого стояли в 1947-1949 гг. Стояли в разное время М.А.Суслов и Д.Т. Шепилов. Установки на проведение кампании были даны в статье Шепилова «Советский патриотизм»(«Правда»,1947,13 авг.). В ней утверждалось, что поскольку советский строй « во сто крат выше и лучше любого буржуазного строя», постольку «теперь не может идти речь ни о какой цивилизации без русского языка, без науки и культуры народов Советской страны». Наличие низкопоклонства перед Западом в ССССР признавалось, но изображалось свойством отдельных «интеллигентиков», которые ещё не освободились от пережитков «проклятого прошлого царской России и с лакейским подобострастием взирают на всё заграничное только потому, что оно заграничное»
А.А.Жданов, как основной идеолог партии, в свою очередь, выдвинул теоретическое универсальное обоснование резкого поворота от интернационализма как некоего социалистического космополитизма к интернационализму как высшему проявлению социалистического патриотизма. Применительно к ситуации он говорил: «Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину – означает потерять руководящую линию, потерять своё лицо, стать безродным космополитом».
Особенности:
Во-первых, начала, в 1947 г., эта кампания по борьбе с космополитизмом проводилась под лозунгом укрепления советского патриотизма и преодоления низкопоклонства перед Западом.
Вторая особенность: Однако, к концу 1948 г. стала приобретать заметно выраженный антисемитский оттенок.Если поначалу космополитами представлялись анонимные приверженцы определённых направлений в науке (генетики, кибернетики и др.), с конца 1948 г. среди них всё чаще фигурировали представители еврейской интеллигенции.
Происходило это, по мнению Вдовина, скорее по объективной причине. Евреи как исторически сложившаяся диаспора Европы, издревле занимали прочные позиции в области интеллектуального труда. После Октябрьской революции они были представлены в советской интеллигенции во много раз большим удельным весом, чем в населении страны, и активно участвовали в политической и идеологической борьбе по разные стороны баррикад (пример: обсуждение в ячейке ТГО ОГПУ в начале 1929 г. проявлений антисемитизма в Тверской губернии)
В-третьих,в 1949 г. после арестов активистов Еврейского антифаши- сткого комитета (ЕАК) кампания по борьбе с космополитами приобрела разнузданную форму. Поводом к ней послужила попытка группы советских театральных критиков, преимущественно еврейской национальности, сместить А.Фадеева с поста председателя Союза советских писателей. Сталин расценил это, как «типичную антипатриотическую акцию на члена ЦК товарища Фадееве». После этого «Правда» с января 1949 г. выдала серию статей, носивших директивный характер: «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», «Эстетствующие клеветники», «Против космополитизма и формализма в поэзии», «Космополиты в кинокритике и их покровители», «Изгнать буржуазных космополитов из советской архитектурной науки», «Против буржуазного космополитизма в литературоведении», при этом фигурировали еврейские фамилии (параллели с современностью: скандал в Союзе кинематографистов РФ – группа Михалкова (державники) и его оппоненты (либералы-западники и недовольные)
Космополиты обнаруживались повсюду, но главным образом, в литературно-художественных кругах, редакциях газет и радио, в НИИ и вузах. В феврале 1949 г. Политбюро приняло решение о роспуске объединений еврейских писателей в Москве, Киеве, Минске, о закрытии альманахов на идиш. ЕЩЁ раньше, в ноябре 1948 г. был распущен ЕАК, а его председатель С.Михоэлс, руководитель еврейского театра в январе 1948 г. был устранён по приказу Сталина во время гастролей в Минске. Сталин подозревал его в попытках использовать его дочь Светлану и её еврейского мужа Г.И.Морозова в корыстных целях советских и зарубежных евреев.
Начались политические репрессии против бывших членов ЕАК и сочувствующих ему. До 1953 г. было арестовано 217 писателей, 108 актёров, 87 художников, 19 музыкантов. Некоторые из руководителей ЕАК (Квитко, Фефер, Перц, Маркиш, Бергельсон) в 1952 г. были расстреляны по обвинению в намерении собрать евреев в Крыму и провозгласить там автономию)
В-четвёртых,с 23 марта 1949 г. кампания пошла на убыль. Сталин дал указание редактору «Правды» Поспелову: «Не надо делать из космополитов явление. Не следует сильно расширять круг. Нужно воевать не с людьми, а с идеями».Видимо, было решено, что основные цели кампании достигнуты.
В отечественной и зарубежной историографии существует большой разброс мнений о причинах и целях кампании. Одну их этих точек зрения высказывает А.И. Вдовин. По его мнению: «главное в кампании не антисемитизм, (Моё: со стороны части советского руководства, и не русофобия,(Моё: со стороны, части советских евреев), а стремление режим взять под контроль некоторые национальные импульсы, допущенные во время войны в пропагандистских целях (Моё: международная деятельность ЕАК, с одной стороны, и пропаганда идей русского патриотизма и ведущей роли русского народа, с другой стороны) и представлявшие определённую угрозу для последующей консолидации советского общества в условиях набиравшей силу холодной войны»