Общественный и государственный строй

По форме правления Запорожская Сечь была республикой. Войску Запорожскому Низовому были присущи определенные признаки демократической республики. Здесь не существовало ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества; царило формальное равенство между всеми казаками (право пользоваться землей и другими угодьями, участвовать в советах и др.). В Сечи господствующей была избирательная система органов управления, контроль за деятельностью которых осуществляла казацкая рада, которая была высшим органом власти. На сечевом совете решались все важнейшие вопросы внутренней жизни Сечи, вопросы войны и мира, дипломатических отношений, избрание казацкой старшины, распределения земель между сараями и т.д.

Возглавлял Запорожскую Сечь выборный гетман (после 1648 г. - Кошевой атаман). Гетман наделялся высшей судебной и исполнительной властью, был главнокомандующим, представлял Войско Запорожское на дипломатических переговорах.

Казацкий совет кроме гетмана избирал также и военную старшину, которая была в распоряжении гетмана. К военной старшине принадлежали: обозной (руководил артиллерией), писарь (возглавлял военную канцелярию), судья (творил суд), есаулы (порученцы гетмана).

С помощью кошевой системы осуществлялось размещение казаков в корзине - полевом лагере во время военных походов и в самой Сечи. В корзине казачество распределялось на шалаши , (всего 38) - военно-административные единицы и одновременно казацкое жилье. Их возглавляли выборные атаманы.

Особенность политико-правовой системы Запорожской Сечи состояла в том, что она (как и некоторые другие страны англо-саксонской системы права) не знала писаной конституции или иного закона, в рамках которого была бы четко определена структура высших органов власти и управления, их компетенция, разграничены сферы деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей. В соответствии с обычным правом верховная законодательная власть принадлежала раде, или общему совещанию /что, по-видимому, являлось прямым продолжением традиций народных вече Киевской Руси/, в котором принимали участие все казаки.

По форме правления Запорожская Сечь была республикой. Войску Запорожскому Низовому были присущи определенные признаки демократической республики. Здесь не существовало ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества; царило формальное равенство между всеми казаками (право пользоваться землей и другими угодьями, участвовать в советах и др.). В Сечи господствующей была избирательная система органов управления, контроль за деятельностью которых осуществляла казацкая рада, которая была высшим органом власти. На сечевом совете решались все важнейшие вопросы внутренней жизни Сечи, вопросы войны и мира, дипломатических отношений, избрание казацкой старшины, распределения земель между сараями и т.д.

Возглавлял Запорожскую Сечь выборный гетман (после 1648 г. - Кошевой атаман). Гетман наделялся высшей судебной и исполнительной властью, был главнокомандующим, представлял Войско Запорожское на дипломатических переговорах.

Казацкий совет кроме гетмана избирал также и военную старшину, которая была в распоряжении гетмана. К военной старшине принадлежали: обозной (руководил артиллерией), писарь (возглавлял военную канцелярию), судья (творил суд), есаулы (порученцы гетмана).

С помощью кошевой системы осуществлялось размещение казаков в корзине - полевом лагере во время военных походов и в самой Сечи. В корзине казачество распределялось на шалаши , (всего 38) - военно-административные единицы и одновременно казацкое жилье. Их возглавляли выборные атаманы.

Особенность политико-правовой системы Запорожской Сечи состояла в том, что она (как и некоторые другие страны англо-саксонской системы права) не знала писаной конституции или иного закона, в рамках которого была бы четко определена структура высших органов власти и управления, их компетенция, разграничены сферы деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей. В соответствии с обычным правом верховная законодательная власть принадлежала раде, или общему совещанию /что, по-видимому, являлось прямым продолжением традиций народных вече Киевской Руси/, в котором принимали участие все казаки.

Наши рекомендации