Экспансия Польши на украинские земли: вхождение их в сост. Польши.
Одновременно с литовцами захватывать украинские земли начали польские феодалы.
В 1340 г., через девять дней после смерти Юрия II, польский король Казимир III вторгся с войском в Галицию под предлогом мести за смерть князя и якобы для защиты католиков. Казимир захватил Галич и Львов. Но галицкие бояре призвали на помощь своих сеньоров-татар. Те напали на Польшу и ограбили ее. Казимир поспешил в Краков. Правителем Галиции стал боярин Дмитрий Дедько, а его сеньором — волынский князь Любарт Гедиминович. Казимир III вынужден был заключить мирное соглашение с Дедьком. Девять лет Галичина сохраняла суверенитет. Но когда в 1349 Дмитрий Дедько умер, польский король вторично напал на Галицию. Казимир III захватил Львовщину, Холмщину, Львов, Владимир, Белз, Бересття. Между Польшей и Литвой началась длительная война за Галицко-Волынскую землю. В результате Галиция отошла Польше, а Волынь — Литве.
В войне с Великим княжеством Литовским Казимир обращался за помощью к венграм, которые также претендовали на эти земли. За поддержку король Людовик Венгерский требовал вознаграждения. Казимир III, у которого не было сыновей, завещал все свои владения и польские, и галицкие Людовику. I когда в 1370 г. польский король умер, галицкие земли отошли Венгрии. Управлять ими Людовик поручил своему вассалу Владиславу Опольском.
Под властью Польши и Венгрии Галичина некоторое время сохраняла автономию самоуправление. Казимир III пытался теснейшим связать ее с Польшей. Но делал это осторожно. Он оставил этим землям название, дали им Романовичи — Королевство Руси. Крупнейшим городам даровал магдебургское право. В судах и королевских канцеляриях разрешили употреблять рядом с польским и латинским староукраинские русская язык. Раздавая галицкие земли иностранцам, польские и венгерские правители поощряли немецкую колонизацию, торговлю, ремесло, способствовали основанию и развитию новых городов.
Польское рыцарство — шляхта — стремилось к захвату всех украинских земель — и тех, что уже отошли в Литву. Удобным средством для этого был государственный военно-политический союз — уния. Кроме того, обе страны испытывали угрозы военной нашествия прибалтийских немецких рыцарей, а Литва — еще и агрессии со стороны Московского княжества. Общая беда заставляла объединяться, и в 1385 г. между Литвой и Польшей в городе Крево заключен унию. Чтобы укрепить объединения, великий князь литовский Ягайло обручился с королевой Польши Ядвигой и взял себе имя Владислав. Кроме того, он обязывался ввести в Великом княжестве Литовском католическую веру, присоединить литовские и русские земли к Короне Польской и отвоевать все земли, ранее принадлежавшие Польше и Литве.
В марте 1386 в Кракове Ягайло женился на Ядвиге и короновался польским королем. Кревская уния имела несколько последствий. Первое, она укрепила Польшу и Литву перед угрозой агрессии от Тевтонского ордена. Но она же открыла польской шляхте возможность до захвата украинских земель. Это стало очевидным уже скоро.
В 1387 г. войска королевы Ядвиги и литовских полков Ягайло заняли Галицию. Ядвига была дочерью Людовика Венгерского, поэтому венгерские чиновники галицких земель воспринимали ее как законную королеву и сдавали города без боя.
Начало польской экспансии положил Казимир Великий (1320-1370), который восстановил средневековую польскую монархию. В продвижении на восток короля поддерживали три силы: магнаты Юго-Восточной Польши, которые надеялась расширить свои владения вглубь белорусских и украинских земель; католическая церковь, которая стремилась получить новых вероисповедателей; богатые мещане Кракова, которые желали подчинить себе важные торговые пути в Галиции. Только через девять дней после смерти Болеслава (последнего независимого правителя княжества) король Польши в апреле 1340 г. вступил в Галицию.
Для поляков захват украинских земель проводился очень сложно, не так, как для литвинов. Не успел Казимир вернуться в Польшу, как своенравные галицкие бояре под проводом Дмитрия Детка установили свою власть в крае. Казимир был вынужден признать Детка фактическим правителем Галиции. Большую угрозу полякам представляли литвины. Поскольку сын Гедимина Любарт был зятем умершего галицкого правителя Болеслава, то в 1340 г. волынские бояре признали молодого литовского князя своим сюзереном. И, когда в 1344 г. умер Детко, грунт для стычки между поляками и литовцами за Галицко-волынские земли был готов.
На протяжении двух с лишним десятилетий поляки в союзе с венграми боролись с литовцами, поддерживаемые большинством украинцев, за Галицию и Волынь. Поляки провозгласили себя "щитом христианства" и изображали свое продвижение на восток как крестовый поход против язычников-литовцев и православных украинцев. Отношение к некатоликам, как к людям морально и культурно неполноценным, не несло добра для будущих польско-украинских взаимоотношений.
Война закончилась в 1366 г. польской оккупацией всей Галиции и небольшой части Волыни. Остальная Волынь оставалась за литвинами. Их завоевание охватывало около 52 тыс. кв. км с населением 200 тыс. человек, что увеличивало земли Польской короны почти в два раза. И даже тогда поляки еще не смогли надежно закрепиться на своих огромных завоеваниях в Украине.
В 1339 г. Казимир заключил соглашение с Людовиком Венгерским, согласно которому оба короля должны действовать совместно в завоевании современной Украины. В пакте Казимир соглашался на переход к Людовику польской короны и украинских земель в случае, если Казимир умрет, не оставив наследника. В 1370 г. Казимир умирает, оставив только четыре дочери. Венгры занимают Галицию. Вице-королем Людовик назначает доверенного вассала Владислава Опольского и рассаживает по всей Галиции венгерских чиновников. Однако в 1385 г. королевой Польши стала дочка Людовика Венгерского Ядвига, которая через два года решительно и окончательно присоединила Галицию к владениям Польской короны.
В 1375 г. во Львове было основано католическое архиепископство. По всей земле стали возникать монастыри, особенно францисканского и доминиканского ордена. Они обслуживали католическое население, которое быстро увеличивалось. Много галицких бояр переняли веру польской шляхты, особенно после 1431 г., когда они получили равный с поляками статус. До середины XV ст. после реорганизации Галиции в Русское воеводство, то есть провинцию Польского королевства, и внедрение тут латыни как официального языка, мало что осталось от гордого когда-то Галицкого княжества.
Для украинцев польская экспансия была больше чем просто заменой своих правителей чужими: оно означало подчинение чужой нации с другой религией и культурой. Несмотря на определенные позитивные результаты такого симбиоза, со временем из него вырос острый религиозный, социальный и этнический конфликт, который продолжался около 600 лет и распространился на все области жизни Украины.
Кревская уния
Кревская уния 1385 — соглашение о династическом союзе между Великим княжеством Литовским и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём.
Кревская уния создала реальные предпосылки для борьбы с внешней угрозой. Одновременно она вызвала опасность польской экспансии на территорию Великого княжества Литовского. Однако последнее оставалось еще достаточно мощным и жизнедеятельных, а литовская знать — слишком уверенной в своих силах, чтобы позволить Польше поглотить себя. Поэтому реализация условий унии, попытки ликвидировать государственный суверенитет Литвы и превратить зависимые от нее земли Руси на объект феодальной колонизации польской элитой, которой принадлежала ведущая роль в новом образовании, сразу же вызвала сильное противодействие. Как следствие, в течение почти двух столетий после заключения Кревской унии сохранялась государственная обособленность Литвы и Польши, которые, несмотря на общего владельца, оставались двумя самостоятельными политическими организмами.
У1385 г. Ягайла согласился на предложение Польши, которая мечтала о украинские и белорусские земли, захваченные Литвой, и заключил с ней в замке Крево, неподалеку Вильно, унию. Кревская уния предусматривала: 1) объединение Польши и Литвы в единое государство вследствие брака польской королевы Ядвиги и литовского князя Ягайло, 2) избрания польским королем Ягайло, принявший имя Владислава II и одновременно оставался великим князем литовским, 3) переход в католичество языческого населения Литвы.
Кревская уния создала реальные предпосылки для борьбы с внешней угрозой. Одновременно она вызвала опасность польской экспансии на территорию Великого княжества Литовского.
Однако последнее оставалось еще достаточно мощным и жизнедеятельным, а литовская знать - слишком уверенной в своих силах, чтобы позволить Польше поглотить себя.
Поэтому реализация условий унии, попытки ликвидировать государственный суверенитет Литвы и превратить зависимые от нее земли Руси на объект феодальной колонизации польской элитой, которой принадлежала ведущая роль в новом образовании, сразу же вызвала сильное противодействие. Как следствие, в течение почти двух столетий после заключения Кревской унии сохранялась государственная обособленность Литвы и Польши, которые, несмотря на общего владельца, оставались двумя самостоятельными политическими организмами.
С самого начала литовская и украинская оппозиция полякам сплотилась вокруг талантливого и честолюбивого кузена Ягайла князя Витовта (1392-1430), который в 1392 г. (Островская соглашение) заставил короля признать его фактическую власть над Великим княжеством Литовским. В то же время, пытаясь укрепить внутриполитическую единство внутри страны, Витовт решительно проводил курс на ее централизацию, ограничивая тем самым автономию украинских земель.
Люблинская уния
Люблинская уния польск. Unia lubelska, белор. Люблінская унія, лит. Liublino unija — соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство Rzeczpospolita Obojga Narodow — Речь Посполитая Обоих Народов. Заключено 28 июня 1569 и 1 июля этого года утверждено раздельно депутатами польского и литовского сеймов на сейме, созванном в городе Люблин польск. Lublin Сигизмундом II Августом. Сейм начался в январе и продолжался с перерывами до августа из-за борьбы польской шляхты за доминирование, литовских вельмож — за сохранение самостоятельности. Сигизмунд II Август сломил сопротивление элиты Великого княжества Литовского, передав Королевству Польскому Волынь, Подолье, Подляшье и украинские земли, принадлежавшие Великому княжеству Литовскому.
Люблинская уния 1569 — соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в единое федеративное государство — Речь Посполитую , которая была утверждена в городе Люблине 1 июля 1569 года.Путь к объединению Великого княжества Литовского с Польшей начала династическая Кревская уния 1385 года с целью совместного преодоления внешней опасности — рыцарей-крестоносцев. Для Украины Люблинская уния имела крайне негативные последствия. Оказавшись под властью крепостнической и католической Польши, большинство украинских земель столкнулись с угрозой для самого существования украинская как отдельной народности.
Как отмечает И. П. Крип `якевич, Люблинская уния, устраняя с украинских земель литовскую власть, уничтожила также остатки украинскии государственных традиций, спрятались под формами автономии в Великом княжестве Литовском … Все развитие жизни шло под тяжелым наступлением Польши [3,129 - 130].
Вследствие унии польские магнаты и шляхта получили большие возможности для присвоения украинских земель, беспощадной эксплуатации крестьян и мещан и для духовного порабощения народа. Украинскому народу приходилось прилагать огромные усилия, чтобы не дать себя уничтожить чужой силе. Эти усилия вивилися в зарождении и деятельности украинского казачества, братств и т.д.
В начале XVI в. стали интенсивно формироваться условия для заключения унии (союза, объединения) между Польшей и Великим княжеством Литовским. На протяжении XV-XVI вв. Польское королевство превратилось в своеобразную благородную республику. Власть короля была ограничена сеймом (польским парламентом), который выбирал короля; Король не мог принимать важные решения без согласия сейма.
Рассмотрение вопроса о заключении унии началось в январе 1569 г. на совместном польско-литовском сейме в Люблине(отсюда и название соглашения). В июне 1569 г. Люблинская уния была подписана. 1 июля 1569 г. ее утвердили раздельно депутаты польского и литовского сеймов.
3. Основные положения соглашения.Люблинская уния завершила процесс объединения двух государств, начавшийся с заключения Кревской унии. По Люблинской унии Польское королевство и Великое княжество Литовское объединялись в единое федеративное государство -Речь Посполитую (буквально-республика) свыборным королем, общим сеймом и сенатом, единой внешней политикой. Литовцы, украинцы и польская шляхта уравнивались в правах и приобретали права владения имениями на всей территории Речи Посполитой. Ликвидировались таможенные границы, была введена единая денежная единица.
Великое княжество Литовское, как и Польское королевство, оставалось самостоятельнымполитическим организмом со своей высшей администрацией, собственной казной, войском, судебно-правовой системой. Платой за государственную суверенность, которую удалось сохранить обессиленному Великому княжеству Литовскому, стали украинские земли, которые переходили под юрисдикцию Польской короны.
Еще до подписания унии польский сейм, используя поддержку литовской и украинской шляхты, которая была недовольна господством крупных землевладельцев в Великом княжестве Литовском и пыталась получить такие же права, как и польская шляхта, санкционировал акты короля Сигизмунда II Августа о отторженииот Литвы и присоединенияк Польше ряда украинских земель. Украинские земли в состав Польши вошли как шесть новых воеводств: Русское (с центром во Львове), Белзкое,Волынское (с центром в Луцке), Киевское, Подольское (с центром в Каменце), Брацлавское (с центром в Брацлаве).
4. Противоречивые последствия подписания Люблинской унии.Люблинская уния была важным историческим событием, которое имело противоречивые последствия для судьбы Украины.
Негативные последствия. Это соглашение способствовало:
а) усилению польской экспансии на украинские земли, наступлению католицизма;
б) полонизации (ополячиванию) украинской знати;
в) закрепощению крестьян, было окончательно утверждено Литовским уставом 1588 г., который ввел 20-летний срок поимки крестьян-беженцев и предоставил право шляхтичам самим устанавливать все повинности, распоряжаться крестьянской жизнью и имуществом.
К позитивным последствиям унии можно отнести:
а) сближение украинских земель с западноевропейской культурой: через Польшу в Украину попадали идеи Возрождения, Реформации и Контрреформации; распространялась западноевропейская система образования: украинцы учились в европейских университетах, приобщались там к западноевропейским научным и художественным идеям, обогащали ими родную культуру;
б) мощный подъем культурно-просветительского движения, способствовал зарождению и развитию украинского национального самосознания; при отсутствии государства культура оставалась единственной сферой, в которой украинцы могли защитить свою самобытность.
Брестская уния
Брестская уния 1596 года — присоединение к Римско-католической церкви ряда епископов и епархий православной Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой на территории Речи Посполитой в соответствии с решениями Собора в Бресте в октябре 1596 года.
Брестская уния- решение Киевской митрополии Русской православной церкви на территории Речи Посполитой разорвать отношения с Константинопольским с патриархатом и объединиться с Апостольской Столицей в 1596р за условий подчиненности православных Папе Римскому , признание основных католических догм и сохранение православной обрядности. Унию формально и официально провозглашено на церковном соборе в Бресте 1596 года.Все это привело к активизации выступлений украинского населения против унии. В 1620 вспыхнуло восстание православных мещан Луцка, которым местные власти запретили строить церковь и школу. 1 1625 крестьяне отказались выполнять повинности в пользу монахов Дерманского монастыря, принявших унию. Закончился поражением выступление мещан Острога 1638 против закрытия православных храмов.
В начале 30-х годов XVII в. польская власть была выдать Статьи для успокоения русского народа, которые узаконивали деятельность православной церкви. Однако наступление католицизма и униатства в Украине продолжался.
Брестская уния - это объединение православной и католической церкви по инициативе части украинского православного духовенства при поддержке польских иезуитских кругов. Украинское духовенство с помощью унии хотело получить равные права с польским, знать - занять соответствующее положение в структурах управления, мещанство - получить место в цехах, магистратах, судах. Брестская уния имела также политические мотивы: теснее связать Украина и Беларусь с Польшей и нейтрализовать влияние Москвы.
Инициатива переговоров с Римом об унии вышла от львовского владыки Гедеона Балабана. Его поддержали луцкий епископ Кирилл Терлецкий, Холмский - Дионисий Збируйский, туровский - Леонтий Пелчицький, которые в 1590 году съехались в Белз на частную совещание, где впервые были высказаны мнения о необходимости унии. Впоследствии к униатского движения подключились владимирский епископ Ипатий Потей, Перемышльский - Михаил Копыстенский, а в последнее идею унии поддержал митрополит киевский Михаил Рогоза. Все переговоры униатского характера велись тайно. Когда окончательные положения унии были поданы польскому королю и подписаны почти всеми украинскими владыками (кроме Г. Балабана и М. Копыстенский), в декабре 1594 Потей и Терлецкий поехали в Рим и подали их римскому папе Климентию VIII. 23 декабря 1594 в торжественной обстановке Папа римский принял украинскую православную церковь под свое превосходство.
В процессе униатского движения в Украине сформировалась оппозиция против принятия унии среди православного духовенства), которую возглавил князь К. Острожский. Он стоял на позиции согласия всех христиан и выступил с резким осуждением инициаторов унии, прежде всего за их сокровенные действия. Протесты оппозиции заставили короля конце 1596 созвать собор. Сторонники и противники унии готовились к нему как к решающей битве. 8-10 октября 1596 г. в Бресте проходили два собора. Православным руководил князь К. Острожский. Оба собрания даже не хотели объясниться между собой. Униатский собор провозгласил соединение с римо-католической церковью под руководством папы, а православный осудил унию.
Основная идея Брестской унии - равноправное объединение двух христианских церквей, сохранение православных обрядов, национального языка, уравнивания прав католиков и православных.
Вследствие унии греко-католическая церковь пидпорядковува-лась могущественному и авторитетном Рима, открывала путь в цивилизованную Европу, частично спасала украинскую право-православия от полного окатоличивания в Речи Посполитой, а в XIX-ХХ вв. спасала и хранила украинство от полной полонизации и русификации. Однако не все духовенство пригодилось на унию. Простые люди, но отчасти и шляхта выступили в защиту право-славной веры. Наибольшее сопротивление оказывали мещане Львова, Киева и других городов. В Приднепровье против унии выступило запорожское казачество. На Прикарпатье главным центром православия был Скит Манявский. Брестская уния и оппозиция имеет право раскололи общество на три церкви: православную, католическую и униатскую (греко-католическую), разделили позже украинские земли на левобережные и правобережные; поляки использовали унию для полного окатоличивания украинский, усиление феодального, национального гнета. Это не могло не привести к большим кровавых восстаний, к освободительной войны украинского народа в середине XVII в.
Пример Брестской унии свидетельствует, что сохранить свою политическую, экономическую, духовную самостоятельность можно только в равноправном союзе / федерации / государств, но как показывает наша старинная и современная история он / союз, федерация / всегда неравноправный - сильнейший поглощает слабого.
Отступничество, компромисс, комплекс нашей неполноценности привели к потере предыдущего потенциала истории, поэтому выбор у народа и его элиты оставался один - борьба.