Создаются новые иерархические структуры в международной систе-

ме:преобразования в природе международных сил воздействовали на

международную иерархию, устранив единство иерархии, основанной

на военной или военно-политической силе, сложились функциональ-

ные иерархии, постоянно главенствовать в каждой из которых трудно.

Появились «ограничители» силы, которые затрудняют ее использова-

ние для достижения цели. отношений.

5. Преобразование международной системы в целом:

 международная система впервые в истории сложилась в еди-

ную систему, символизируемую Организацией Объединенных Наций,

созданной в 1945 г.;

 пока сохраняется биполярная дипломатика (вторая половина

ХХ в.) — стратегическая сфера, но обе сверхдержавы вынуждены всту-

пать в другие иерархические связи, где их военная сила не оказывает

решающего влияния (например, экономика, информационные техно-

логии, наука и т.д.);

 при сохранении силовых отношений между государствами ма-

нипуляция с помощью взаимозависимости становится стратегическим

средством (например, изменения объемов добычи энергоносителей и

мировых цен на нефть и газ, ограничение экспорта природного сырья,

операции с внешними займами и долгами).

В целом можно выделить следующие новые характеристики международных отношений глобального мира:

 рост экономического потенциала негосударственных акторов

(ТНК). Так, исследователи приводят следующие цифры: на ТНК при-

ходится 70% мировой торговли и 80% иностранных инвестиций, но на

их производстве занято только 3% мировой рабочей силы. Растет и по-

требность в его независимой реализации в международной среде;

 постепенное вытеснение негосударственными акторами го-

сударств с позиций главных, системообразующих элементов системы

международных отношений;

 размывание границ между внутренней и внешней политикой

государств;

 «экономизация политики» и закрепление фактического неравенства государств как «акторов международных отношений»

Не случайно, многие авторы начали формулировать и противоречия глобализации:

 между общечеловеческими интересами во взаимозависимом и

безопасном мире и сохранением региональных, национальных и

этнических особенностей;

 между глобализацией и связанной с ней унификацией и стремлением к идентичности, самоопределению малых народов, социальных общностей, личностей;

 между экономической глобализацией и необходимостью сохранения и защиты среды обитания человека;

 между гражданским порядком, сохраняющимся внутри государств, и «естественным состоянием», царящим в рамках между-

народных отношений;

 между глобальным развитием как универсальной целью и национальной культурой как ценностным выбором (А. Турен);

 между процессом глобализации и национальными государствами

Вопрос №37 Понятие политической коммуникации

Среди политических процессов одно из главных мест занимает коммуникация. Она является неотъемлемым элементом взаимодействия людей, групп, политических партий, государств и обеспечивает передачу и взаимопередачу информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.п. Политика выражает себя через систему коммуникативных действий.

В 1950–1960-е гг. исследования политической коммуникации выделяются в самостоятельное научное направление. Подход к политике как системе коммуникаций и информационных потоков разрабатывали американские и немецкие мыслители Ханна Арендт (1906–1975), Карл Дойч (1912–1992), Никлас Луман (1927–1998), Юрген Хабермас (род. 1929).

Политическая коммуникация – это передача и обмен информацией, идеями, эмоциями, навыками, смыслами и т.п. в сфере политики с помощью разнообразных символов (слов, картин, графиков, музыки и т.д.) между субъектами политики и гражданами в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.

Политическая коммуникация является важной профессиональной «средой» специалистов по связям с общественностью. PR-деятельность в сфере политики осуществляется через коммуникацию.

Политическая коммуникация – это своеобразный механизм, посредством которого реализуется власть в обществе. Она протекает на двух уровнях:

• формальный – через СМИ транслируются и воспроизводятся нормы и ценности, принятые в данном обществе, формируется общественное мнение;

• неформальный – используются личные контакты, связи, «закулисные переговоры» и т.п.

Информационные потоки в системе политической коммуникации также имеют три уровня:

1) Первый уровень обслуживает органы власти и управления. Здесь в основном циркулирует служебная информация.
ьт
2) Второй уровень образует информационную среду вокруг политических партий, групп интересов в виде программ, уставов и другой информации, связанной с их деятельностью.

3) Третий уровень обращен к общественному мнению, массовому сознанию, политическому поведению.

Каждой политической системе свойственна своя сеть политической коммуникации, которая зависит от уровня социально-экономического прогресса и развития средств массовой информации. От состояния процесса политической коммуникации, в свою очередь, зависит эффективность политической системы, ее способность адекватно реагировать на внешние воздействия.

В процессе политической коммуникации передается три типа политических сообщений:

? побудительные (приказ, убеждение);

? собственно информативные (реальные или вымышленные сведения);

? фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).

Направленность политико-коммуникативных процессов, их ориентация на диалог и взаимопонимание, доминирующие в обществе ценности, «транслируемые» каналами информации, определяют уровень стабильности и эффективности политической системы.

СТРУКТУРА КОММУНИКАЦИИ

Наличие разнообразных целей и методов, структур и участников политических процессов, а также других параметров решения конкретных задач в сфере государственной власти обусловливает сложную, многомерную структуру информационно-коммуникативного обмена между людьми. В основе любых информационных процессов лежит линейная структура коммуникации, анализ которой позволяет выделить ее наиболее значимые принципиальные аспекты, присущие любой системе и процессу обмена информацией. По мнению Г Лассуэлла, выделение основополагающих компонентов такой структуры предполагает ответ на вопросы: кто говорит? что говорит? по какому каналу? кому? С каким эффектом?

Иная, более сложная структура информационно-коммуникативных процессов предполагает учет их различных уровней. Так, канадский ученый Дж. Томсон предлагает различать семантический, технический и инфлуентальный (англ, influence – влияние) уровни информационно-коммуникативных связей.

Данные уровни позволяют вычленить наиболее существенные и качественно отличающиеся компоненты информационно-коммуникативных процессов, которые, с одной стороны, обеспечивают самое их существование, а с другой – определяют условия эффективного взаимодействия политических субъектов с их информационными партнерами.

Так, семантический уровень раскрывает зависимость процессов передачи информации и возникновения коммуникации между субъектами от употребляемых знаково-языковых форм. Иными словами, с этой точки зрения во внимание принимается способность используемых людьми языковых средств (знаков, символов, изображений), которые сохраняют или препятствуют сохранению смысла и значения передаваемых сигналов и сообщений и обеспечивают их адекватную интерпретацию реципиентами. В этом смысле принимаются в расчет как вербальные (словесные), так и невербальные (жесты, мимика, движение тела, диапазон речи, смех, язык этикета и т.д.) средства передачи информации, которые используются разнообразными политическими (официальными и неофициальными, формальными и неформальными) субъектами.

По сути дела, выделение семантических структур показывает значение тех языковых форм, при помощи которых может либо состояться, либо не состояться коммуникация при взаимном обмене информацией. Например, государственные органы нередко формируют политические тексты в излишне теоретизированном виде, что затрудняет их понимание рядовыми гражданами и снижает мобилизационные возможности власти. Отдельные газеты, журналы и телеканалы чрезмерно широко употребляют иностранные или специальные термины, которые существенно затрудняют смысловое прочтение информации обычными людьми. Таким образом, несоответствие семантических структур типу общения, возможностям субъектов либо их внутренние изъяны способны вместо связующих эффектов породить Коммуникационный вакуум в отношениях власти с населением, что ^ожет иметь далеко идущие негативные политические последствия.

В связи с этим можно, к примеру, вспомнить, как в годы перестройки коммунистический режим проиграл информационную войну демократам во многом из-за использования того «нового партийного языка» («партновояза»), который оперировал не соответствовавшими действительности и вызывавшими у населения аллергию терминами «гуманного демократического социализма», «социалистического плюрализма мнений» и др.

Следовательно, государство, его официальные структуры должны использовать такие языковые формы, которые сглаживали бы противоречия между специализированными и неспециализированными потребителями правительственной информации. Эти формализованные тексты должны содержать в себе языковые формы, облегчающие точное усвоение их смысла населением.

Так, в своих выступлениях руководители обязаны использовать определенные просторечия, слэн-говые и другие формы, усиливающие семантическую близость языка управляющих и управляемых. Поэтому государственная информация должна быть многоязычной, лингвистически многообразной и при этом семантически целостной.

Важную роль при осуществлении информационных отношений в политике играют и находящиеся в распоряжении субъектов технические средства, что заставляет говорить о техническом уровне информационно-коммуникационных процессов. С данной точки зрения информационная деятельность политических субъектов рассматривается как функционирование специальных организационных структур, кадровых центров, банков данных, сетей и технологий хранения и передачи информации. Значение и роль всех этих технических инструментов коммуникации определяется тем, насколько они способны без каких-либо изменений, своевременно и в нужное место передать то или иное сообщение.

Выделение такого организационно-технологического, несоциального пласта информационно-коммуникативных процессов помогает акцентировать внимание на устранении различных помех (шумов), которые препятствуют своевременной и бесперебойной информации в политической системе. К подобным помехам могут относиться различия в носителях информации (бумажных и электронных), дефицит времени на получение субъектом нужной ему информации, маломощность и перегрузка проводящих каналов, низкая квалификация кадров, собирающих информацию, и т.д.

Важность наличия технических каналов для организации информационных контактов показывает, что государство как важнейший институт власти должно обладать необходимым количеством каналов для распространения официальной информации, в частности, как речевыми (брифингов, интервью руководителей и др.) или связанными с бумажными (бюллетени правительства, публикации в газетах и журналах), так и визуальными и электронными (каналы государственного телевидения, федеральные и региональные системы связи и т.д.), позволяющими осуществлять бесперебойную коммуникацию со своими гражданами. Государство должно иметь возможность выбирать каналы (центральные или местные органы печати, радио или телеканалы и т.д.), наиболее эффективные для установления прямых связей с населением для распространения важных сообщений. При этом каналы информации должны уверенно работать как в обычном режиме, так и в условиях перегрузки, специфические средства связи необходимо использовать максимально гибко. В то же время технические возможности государства должны обязательно соответствовать средствам приема сообщений, которыми обладает население. В противном случае технико-информационные стандарты могут исключить определенную часть населения из диалога с государством. Вместе с тем государство должно постоянно совершенствовать средства защиты своих информационных сетей в целях охраны конфиденциальных сообщений от противников и конкурентов.

Третий, инфлуентальный уровень информационно-коммуникативнойдеятельности государства раскрывает степень влияния информации на человеческое сознание. Именно компоненты данного уровня информационно-коммуникативных связей и отношений характеризуют те условия, от которыхзависит сила духовного воздействия на граждан предлагаемых государствомили партиями целей, ценностей и идей. По сути дела на этом структурномуровне определяются источники, предпосылки и факторы эффективности вращающихся на информационном рынке идей и представлений.

Для повышения эффективности своей деятельности в этом направлении политические субъекты должны руководствоваться соображениями адресности подачи информации, учитывать особенности аудитории, которая имеет дело с теми или иными сообщениями. Формулируемые лозунги и призывы должны соответствовать условиям социальной среды, ориентироваться на действующие в групповом и массовом сознании традиции и обычаи, доминирующие стереотипы и привычки.

Вопрос №38 Информационные технологии и современный политический процесс

Информационные технологии − это способы создания, фиксации, переработки и распро-странения информации. В словосочетании Информационные технологии выражена определя-ющая роль, которую в современном обществе играет не информация сама по себе, а именно конкретные способы и механизмы оперирования ею. Вообще значение разнообразных техноло-гий, в том числе информационных, по мере развития общества все возрастает. Связано это с технологизацией человеческой деятельности, а технология, будучи включенной в систему об-щественных отношений, становится фактором различных социальных преобразований и трансформаций, влияя на разнообразные структуры и подсистемы общества [1].

Политический процесс − это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе [2].

Термином «процесс» (от лат. «processus» − продвижение) обычно характеризуют опреде-ленное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последова-тельную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата [3].

Роль современных информационных технологий не сводится к чисто количественным по-казателям, как, например, освобождение от рутинных и громоздких операций. Основное значе-ние от внедрения современных информационных технологий − это радикальное изменение всей системы духовно-практической деятельности и культурного творчества

Органы власти.

В настоящее время под воздействием информационных технологий органы государ-ственной власти претерпевают определенные изменения по всему миру, наша страна не исключение.

Одним из последних новшеств, затронувших нашу бюрократическую власть в стране, яв-ляется попытка применения технологий электронного правительства.

Электронное правительство − это новая модель государственного управления, построен-ная на возможностях современных информационных технологий, это своеобразная система взаимодействия государства и общества при помощи возможностей сети Интернет [5].

Создание электронного правительства связано с оптимизацией предоставления государ-ственными структурами услуг населению, расширением степени участия граждан в политиче-ских процессах страны, обеспечением права на свободу слова и открытости и подотчетности государственной власти перед народом своей страны.

Первыми прообразами идеи применения электронного правительства являются американцы.

В начале 1990-х гг. в США стали предприниматься попытки реформирования органов гос-ударственной власти с применением современных информационных технологий. В настоящее же время электронное правительство для США − это привычный аспект государственного управления, который уже успел пережит несколько своеобразных жизненных циклов − от рево-люционных ожиданий преобразования демократических способов управления государством до обыденной рутинной деятельности не вызывающей ни каких бурных эмоций.

Анализируя попытки организации эффективного электронного правительства в РФ можно с уверенностью сказать, что благодаря ему происходит ослабление позиций бюрократии в об-ществе, уменьшается возможность коррупционной деятельности, увеличивается скорость об-мена документами между органами государственной власти.

Одним из показателей развития электронного правительства можно считать наличие единого сайта, на котором можно найти любую информацию относительно государственных услуг, а также осуществление административной, бюрократической деятельности без непо-средственного обращения в государственный орган. Анализируя современное состояние рос-сийского электронного правительства, можно сказать, что данный показатель не достигнут, но эффект применения ощутим. Уже сегодня практически все государственные структуры имеют свои собственные сайты с наличием на них всей необходимой ознакомительной информации, которая способствует гражданам РФ участвовать в управлении своей страной.

Наши рекомендации