Русская культура в XIV–XV вв.
Фольклор. Устное народное творчество - былины, песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обрядовая и иная поэзия - отразило представление русских людей о своём прошлом, окружающем мире.
Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, В былинах кроме фактов древнерусской истории отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды.
Фольклорные черты имеют многие сказания - о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чолхана и его отряда.
Литература. Историческая мысль. В литературе большое место заняли героическая и «житийная», или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с её врагами, захватчиками.
Возвышенную и патриотическую повесть об Александре Невском написал его дружинник. Он воспевает «мужество и житие» своего героя - «великого князя нашего и умнего, и кроткого, смыслёного, и храброго, непобедимого николи же». Описывает битвы, выигранные полководцем, его поездку в Орду и кончину.
Позднее на основе этой повести создано «Житие святого Александра Невского». Его герой изображен идеальным правителем, подобным библейским и римским героям.
Другие повести посвящены князьям, погибшим в Орде Все они представлены как неустрашимые защитники христианской веры, т. е. своей земли, народа.
Со второй половины XIV в. значительно число произведений говорит о борьбе с Ордой.
Особое место среди этих памятников занимает «Задонщина». Её автор, Софоний Рязанец, рассматривает событие 1380 г. Как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными хищниками - кочевниками. Недаром образец для него - «Слово о полку Игореве», которое повествует о походе Игоря Святославича, князя Новгород-северского, на половцев в 1185 г. .Победа Куликовом поле - возмездие за поражение на Калке-реке. Из «Слова» Софоний заимствует образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения.
В житиях митрополитов Петра и Алексея прославляется деятельность этих сторонников Москвы. Они полны описаний подвигов и чудес, связанных с их именами.
Ведущее место в литературе и исторической мысли занимали летописи.
После перерыва, вызванного Батыевом нашествием, летописное дело возобновляется, более или менее быстро, при дворах князей, на митрополичьей кафедре. Летописи велись уже в 30-40-е гг. XIII в. в Ростове Великом, Рязани, затем во Владимире (с 1250 г.), Твери (с конца XIII в.). Продолжалось летописание в Новгороде и Пскове. Во всех летописях отразились местные интересы, взгляды князей и бояр, церковных иерархов; иногда - взгляды простых, «меньших» людей.
Составление летописей, и других сочинений, переписка рукописей переживают подъём со второй половины XIV в.. Постепенно ведущее место переходит к Москве. В самой столице, её монастырях, Троице - Сергиевой обители в это и более позднее время переписывается большое число рукописей духовного и светского содержания(Евангелия, летописи, жития святых, слова, поучения).
В московских летописных сводах конца XIV-XV в.в. проводятся идеи единства Руси, киевского и владимирского наследия, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и борьбе с Ордой. Изложение мировой истории, с включением и русской, даётся в «Русском хронографе».
Свои летописи вели в Твери, Нижнем Новгороде, Рязани и других центрах. Все они, как и московские памятники, начинают изложение с «Повести временных лет». Тем самым они подчёркивают преемственную связь с древнерусской книжностью, продолжают её традиции. В подавляющем большинстве летописей, помимо отражения своих, местных забот и интересов, звучат общерусские мотивы, используются записи из других, «не своих» летописных центров.
Летописям придавали большое значение в обосновании исторических прав тех или иных князей, политических центров.
Зодчество, живопись. Андрей Рублев. Возведение деревянных построек- изб и хором, часовен и церквей - возобновилось после монголо-татарского нашествия довольно быстро - жизнь требовала жилья и храма, хотя бы и самого скромного. Каменные здания появляются в конце XIII в. В XIV - XV в. в. их число намного увеличивается.
В городах и монастырях строят каменные стены, другие крепостные сооружения. В Новгороде Великом в XV в. построили комплекс зданий Софийского дома - резиденции архиепископа, боярские палаты.
Церкви и соборы обычно расписывались фресками, в алтарях и на стенах развешивали иконы. В летописях иногда приводятся имена мастеров.
Среди мастеров, работавших в Новгороде, особенно прославился Феофан Грек, или Гречин, приехавший из Византии. Его фрески в церквах Спаса на Ильине, Фёдора Стратилата поражают величественностью, монументальностью и большой экспрессией в изображении библейских сюжетов. Работал он и в Москве. Епифаний Премудрый, составитель житий святых, величал Феофана «преславным мудрецом», «философом зело хитрым». Он пишет, что мастер работал в свободной, лёгкой манере: стоя в церкви на подмостках и накладывая краски на стены, в то же время беседовал со зрителями, стоявшими внизу; а их собиралось всякий раз довольно много.
Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись достигли в творчестве гениального Андрея Рублёва. Он родился в 1370 г., стал монахом Троице - Сергиева, затем московского Спаса - Андроникова монастыря. Вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал степы Благовещенского собора Московского Кремля; затем, на этот раз в сотрудничестве с другом Даниилом Чёрным, - Успенский собор во Владимире. Позднее они же работают над фресками и иконами для Троицкого собора Троице - Сергиева монастыря. В конце жизни мастер трудился в Андроньеве, где умер и похоронен (около 1430 г.).
Творчество Андрея Рублёва высоко ценили уже в XV-XVI в.в. По словам современников и близких по времени потомков, он - «иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости». Епифоний Премудрый, ученик Сергия Радонежского и автор его жития, поместил в последствии миниатюры с изображением Рублёва (художник на подмостках пишет настенную икону Нерукотворного Спаса, погребение Рублёва монахами).
Эпоха национального подъёма времени борьбы Дмитрия Донского, Москвы с Ордой, Куликовской победы, успехов в деле объединения русских сил отразилась в творчестве великого художника - мир его образов, идей звал к единению, согласию, гуманности.
Самая известная его работа - «Троица» из иконостаса, упомянутого Троицкого собора. Написанная в античной традиции, она глубоко национальна по мягкости и гармоничности, благородной простоте изображённых фигур и прозрачности, нежности красок. Они отражают характерные черты русской природы и человеческой натуры. Они присущи и другим иконам и фрескам - «Спасу», апостолам, ангелам. Творчество великого художника высоко ценили потомки - о нём упоминают летописи, его иконы дарили влиятельным людям, князьям. Стоглавый собор 1551 г. повелел «писати иконописцем иконы…как писал Андрей Рублёв и прочие пресловущие иконописцы».
В XV в. на иконах, помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых, всё чаще появляются пейзажи (леса и горы, города и монастыри), портреты (например, на иконе «Молящиеся новгородцы» - портрет боярской семьи), батальные сцены (например, победа новгородцев над суздальцами на одной из новгородских икон)