Конституционно-парламентского строя в Европе и Северной Америке
В 19 веке мир развивался под влиянием промышленной революции, которая коренным образом преобразовала производительные силы общества и обеспечила ускорение его социально-экономического прогресса.
Европа, совершившая эту революцию первой, заняла господствующее положение в мире, подчинив себе все континенты. В качестве экономического и политического центра она оставалась вплоть до середины 20 века, когда произошла современная научно-техническая революция.
Промышленная революция на Западе породила и свою идеологию. Ею были различные теории политического и экономического либерализма, в основе которых лежало равенство всех людей перед законом; абсолютная ценность человеческой личности; собственность и свобода действий в рамках закона; защищенность частной жизни от вмешательства государства и др. Экономическое учение либерализма опиралось на идеологию свободной конкуренции и накопительства.
Промышленная революция в европейских странах совершалась в разное время. Она предусматривала переход от экономической системы, основанной на аграрном производстве и отчасти торговле, к экономике индустриального типа, для которой характерно преобладание городской промышленности (вытеснение ручного труда машинным, достижение более высокого уровня разделения труда, фабричное производство вместо мануфактурного) [7, c.323].
Фабричная система принесла с собой интенсификацию труда, увеличение рабочего дня, снижение заработной платы из-за широкого вовлечения в производство женщин и детей, полное бесправие рабочих. Отсюда — их тяга к утопическим идеям и сектантской идеологии. Под влиянием возникшего противоречия между наемным трудом и капиталом в 40-е гг. 19 века предпринимается первая попытка соединить растущее рабочее движение с научной теорией — марксизмом.
Девятнадцатый век можно определить как эпоху безусловной победы капитализма в развитых странах Европы и Северной Америке. В 19 веке появляются пароход и железная дорога, автомобиль и самолет, радио и телефон, телеграф, а научные открытия последней трети века привели к созданию новых отраслей промышленности — электротехники, химической промышленности, машиностроения, нефтедобычи и нефтепереработки. Таким образом, технический прогресс, опирающийся на научные открытия, впервые стал непосредственные фактором экономического развития. В то же время, все более четко проявлялись внутренние противоречия капиталистического способа производства. Частичные кризисы перепроизводства в отдельных отраслях сменялись циклическими, охватывающими всю промышленность, торговлю и финансовую сферу. Первый такой кризис разразился в Англии в 1825 г., открыв историю регулярно повторяющихся кризисов.
С точки зрения современной теории модернизации, разработанной западными учеными в условиях научно-технической революции, 19 век следует назвать веком модернизации, то есть временем перехода общества от традиционного аграрного состояния к современному, индустриальному.
Понятием политической модернизации принято называть процесс становления представительной демократической системы и правового государства, под которым в 19 веке понималось государство, признававшее «совокупность свобод, присущих парламентскому строю» и «при ограниченном допуске низших классов к участию в выборах законодателей» [7, c.388].
Процесс политической модернизации в Европе и Северной Америке в 19 веке шел сложно, зависел он от многих факторов и имел в разных странах различные результаты. В таких государствах, как Англия, США, отчасти Франция, Бельгия и Швеция в 19 веке утвердились элементы гражданского общества и представительной демократии, хотя политическая модернизация решающих побед еще не одержала. А в таких странах, как Германия, Австро-Венгрия, Россия, она только начиналась. Этот процесс является всемирно-историческим, так как рано или поздно в него включаются все страны. Исходя из хронологии, интенсивности и результативности индустриализации, их делят на три эшелона развития капитализма. К первому эшелону относят западные страны, ко второму — страны среднего развития (к ним, в частности, относят Россию), к третьему — страны так называемого третьего мира.
В Европе либеральные ценности и идеалы совпадали с интересами буржуазии, экономически и политически окрепшей в результате Великой Французской революции и Наполеоновских войн конца ХУШ — начала XIX в.
Победа народов Европы над тиранией Наполеона, установившего контроль практически над всей Европой, была использована правителями для восстановления прежних монархий. Но крепостное право, сметенное в ряде стран в ходе наполеоновских войн, восстановить было уже невозможно. Реакционной Европе, оплотом которой являлась Австрийская империя, не удалось вытеснить буржуазию с экономических позиций, хотя она и была полностью лишена государственной власти, что впоследствии породило три революционные волны: в 20-е, 30-е гг., а затем общеевропейскую революцию 1848-1849 гг. На этом фоне Россия в первой половине 19 века была лишь слабой тенью Европы [7, c.414]. После Отечественной войны 1812 г. остро встала проблема преодоления отсталости страны. Над проблемами будущего политического и общественного устройства государства активно работали лучшие умы, разрабатывая проекты Конституции и программы отмены крепостного права.
В целом, крепостничество стояло на пути общественного прогресса, препятствовало образованию в России сколько-нибудь заметного слоя мелких и средних собственников, который на Западе носил название «третьего сословия» и являлся социальной базой коренных социально-экономических и политических преобразований.
Read more: http://ref-4you.ru/rossiya-v-kontse-19-veka/#ixzz4x4TInnwX