Государственный строй и право в феврале – октябре 1917 года.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

В результате буржуазно – демократической революции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего, изменилась форма правления. 1 сентября 1917 года официально была провозглашена республика.

Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно – распорядительные функции впредь до созыва Учредительного собрания. Полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно выполняло функции высшего государственного органа власти ( в том числе и законодательные).

На роль временного главы претендовал временный комитет Государственной думы.

Однако, высшим органом государственной власти временное правительство считало Сенат. Каждый новый министр представлялся на утверждение Сенату. Оформление членов правительства через Сенат представляло собой чистейшую формальность. Он не имел никакого значения в создании механизма новой власти и управления. Реальное влияние на оформление правительства оказывали Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов.

Положение Временного правительства на протяжении всего периода отличалось крайней неустойчивостью.

Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в неприкосновенности старую государственную машину. Вынуждено было санкционировать многое из того, что уже совершилось в результате революционных действий народных масс.

Департамент полиции, Отдельный корпус жандармов, охранные отделения были упразднены.

Взамен Департамента полиции, временным правительством создаётся новый орган, который сначала называется Главное управление общественной полиции, а затем Главным управлением по делам милиции. Революционные и демократические элементы (особенно большевики), представители трудящихся классов не допускались в Главное управление по делам милиции.

Временное правительство создало новые звенья центрального государственного аппарата. Создаётся Министерство труда, основная функция которого состояла в том, чтобы примирять рабочих с предпринимателями. В этом направлении готовились новые проекты законодательства.

Среди новых министерств создаются:

Министерство продовольствия

Министерство призрения (ведало благотворительными учреждениями)

В связи с обострением обстановки народного хозяйства страны учреждаются – Экономический совет (для выработки общих планов организации народного хозяйства) и Главный экономический комитет (для регулирования хозяйственной жизни страны). Но, эти комитеты оказались бесполезными, т.к. не могли остановить развал народного хозяйства в стране.

В августе были упразднены Святейший Синод и должность обер – прокурора Синода. Взамен возникло Министерство вероисповеданий, которое состояло из Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам иноверческих религий. По существу. Сохранялось то же самое учреждение, только под другим названием.

В марте 1917 года при министерстве юстиции образуется Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главнокомандующих и других высших должностных лиц.

Результаты работы комиссии нашли отражение в опубликованном сборнике документов. Под названием «Падение царского режима». В нём помещались результаты допросов, а иногда и сам ход допросов.

Временное правительство создало также специальную комиссию по расследованию фактов противоправительственных выступлений в Петрограде 3 – 4 июля 1917 года. В состав комиссии вошли члены эсеро – меньшевистского ЦИК. Основная её задача заключалась в организации преследования наиболее видных деятелей партии большевиков.

Временное правительство не успело провести Учредительное собрание. Было создано лишь Особое совещание, подготовившее избирательный з – н. и назначен срок выборов на ноябрь.

14 сентября 1917 года было созвано Демократическое совещание. На нём присутствовали представители земских, буржуазных и мелкобуржуазных организаций. Совещание преследовало 2 основные цели:

1) Отсрочить созыв очередного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов

2) Отсрочить созыв Учредительного Собрания до окончания войны

Совещание избрало постоянно действующий орган – Временный Совет Республики (или Парламент) – для осуществления контроля за деятельностью правительства в составе 555 человек.

Определённые изменения произошли и в местном управлении. Должности генерал – губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников. Вместо них органами государственного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного Правительства.

После победы буржуазно – демократической революции на местах возрастает роль местных земских и городских органов самоуправления. Идёт дальнейший процесс их демократизации. Создаются волостные земские собрания и управы, упраздняются волостные сходы и правления, а также волостные суды.

3 марта 1917года в Петрограде учреждались временные суды, в составе мирового судьи (председатель) и 2 представителей от армии и рабочих.

В апреле 1917 года, чтобы утихомирить крестьян, создаётся разветвлённая система земельных комитетов. Их главная задача состояла в сборе материала для подготовки законопроекта по земельному вопросу.

Стремясь вырвать инициативу из рук Советов и профсоюзов, Временное правительство в мае 1917 года создало широкую сеть продовольственных органов на местах (губернские, уездные, городские и волостные продовольственные комитеты), в которых преобладали представители буржуазии. Была введена хлебная монополия, имевшая цель ограничить спекулятивные возможности чиновников.

Весь этот государственный механизм практически ничего не сделал. Создавалась только видимость заботы о продовольственных нуждах населения.

ПРАВО

Правовая система послефевральской России в принципе осталась за некоторыми изъятия, прежней. Во всяком случае, Свод законов Российской империи продолжал действовать. Специального законодательного органа не существовало. Акты правительства публиковались в Собрании узаконений и распоряжений, издавшемся Сенатом.

Наибольшие изменения произошли в государственном праве. Прежде всего они касались формы правления, временное правительство пыталось отложить решение проблемы до Учредительного собрания. Очень важным было не только провозглашение, но и юридическое закрепление основных политических прав граждан. Временное правительство попыталось ограничить демократические свободы, но это ему не удалось. Также важным событием является создание нового избирательного права. Положение о выборах в Учредительное собрание предусматривало пропорциональную систему избрания депутатов по партийным спискам. Среди недостатков закона о выборах следует отметить отсутствие в нем права отзыва депутатов. Положение о выборах в Учредительном собрании содержало третий раздел, посвященный организации выборов в армии и во флоте и принималось Временным правительством по частям. При организации выборов в Учредительное собрание в известной мере учитывались и национальные особенности, в том числе форма национальной организации народов. 11 сентября временное правительство утвердило вторую часть Положения о выборах первого раздела и весь второй раздел. 23 сентября Временное правительство утвердило третью часть Положения о выборах, а 2 октября 1917 года -инструкцию к этому разделу. Вслед за тем все названные части были сведены воедино и напечатаны в государственной типографии отдельной брошюрой, куда вошли и другие акты, связанные с Положением.

Что касается гражданского права,то правовые акты, издаваемые Временным правительством, не только не поколебали устоев собственности на средства производства, но, наоборот, отстаивали ее, притом не только буржуазную, но и помещичью собственность. 9 марта издало постановление о привличении к уголовной ответственности за участие в отобрании помещичьих земель. В апреле были созданы земельные комитеты для подготовки закона о земле к Учредительному собранию.

Сохранилось и прежнее фабричное законодательство.

Некоторые изменения произошли вуголовном праве.Временное правительство пообещало «полную и немедленную амнистию по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям». Произведена отмена смертной казни весной 1917 году, а затем ее восстановление на фронте летом того же года. Возникает и принципиально новая советская система. Советы разных уровней и рангов творили свои нормы, революционные, добиваясь их исполнения различными способами и средствами.

Создается новое советское избирательное право. В армии полагалось избирать по одному представителю на каждую роту, заводам- по одномупредставителю на каждую тысячу рабочих, а менее крупным – по одному от завода. На выборных началах создавалась рабочая милиция. Акты Советов публиковались большими тиражами в газетах, по этому могли быть доступны для каждого рабочего и солдата. Исполком Петросовета дал нормативное указание даже Временному Комитету Государственной думы по финансовым вопросам – об изъятии средств у всех старых органов власти. Эти органы выбрали финансовый комитет, на который возложили принятие мер против «финансового замешательства в стране», предоставили ему право в случае надобности закрыть кредиты, открытые старой властью. Всем исполкомам Советов было предложено представить свои сметы в финансовую комиссию, а ей свести их воедино.

[1]За убийство свободного человека, младших княжеских дружинников и младших княжеских слуг - 40 гривен; за убийство свободной женщины - 20 гривен (ст. 88); за убийство пашенных и сельских тиунов, кормилец и ремесленников - 12 гривен (ст. 13. 15, 17). Убийство представителей зависимого населения влекло за собой значительно меньшее наказание 5 гривен (ст. 14 и 15). За убийство холопов всех категорий вира вообще не взыскивалась, хозяину холопа уплачивалось денежное возмещение (ст. 89)

Наши рекомендации