Государственный механизм и право в период первой мировой войны
Во время войны царское правительство издало ряд правовых актов, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям и усиливающих вмешательство государства в экономику страны.
Государственная Дума.
Дума 4 – го созыва, была избранна в 1912 году, на основе избирательного з – на 1907 года. Созывалась нерегулярно.
Дума представляла собой октябристско – кадетское учреждение. Социал – демократическая фракция занимала 14 мест.
Государственная Дума поддерживала царское правительство в ведении войны, одобрила законопроекты о повышении косвенных и прямых налогов и ряд других законов, направленных на укрепление царизма. Но, ГД созывалась нерегулярно, т.к. по важнейшим вопросам гос. Жизни царь издавал указы в соответствии со ст. 87 Основных законов Российской империи 1906 г. В обход Думы.
В августе 1915 года лидеры буржуазно – помещичьих партий в Думе и часть членов Гос. Совета образовали так называемый прогрессивный блок, участники которого стремились не к ликвидации монархии, а к её оздоровлению. Основным требованием блока было создание «министерства доверия» и ответственного перед Думой правительства.
С сентября 1915 года 4 Дума распускается на каникулы.
Начинают создаваться Чрезвычайные органы (создаются для того, чтобы координировать органы гос. Власти по снабжению вооружения и продовольствия):
1) Особые совещания.
Образованы в 1915 году. Было образовано несколько особых совещаний: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов.
30 августа было создано Особое совещание по устройству беженцев.
Местными органами Особых совещаний были их комиссии и уполномоченные. Комиссии были созданы в губернских городах. Уполномоченные действовали как в губернских городах, так и в уездных.
Наиболее важное значение Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне, которое относилось к числу высших государственных учреждений и не было подведомственно какому – либо другому органу управления. Оно было наделено широкими полномочиями. Председателем его являлся военный министр, в его состав входили: Председатели Гос. Совета, Думы, по 9 членов от этих же органов, по одному представителю по назначению от министерств – морского, финансов, путей сообщения, торговли и промышленности, государственного контроля, пять представителей от военного министерства, по одному представителю от Всероссийского земского и городского союзов и четыре представителя от Центрального военно – промышленного комитета.
2) Всероссийский Союз Земств и Росийский Союз городов образуют союз ЗемГора.
Этот орган занимается лазаретами, отправкой в санатории, организация санитарного поезда. Служащие в этой организации получали право не служить в армии.
3) ВПК (военно – промышленный комитеты).
ВПК сформировался летом в июне. Представители ВПК должны были контролировать производство, вооружение, снабжение и распределение производства.
Было создано 3 ВПК: в Петрограде, в Москве и в Киеве.
Благодаря ВПК, ситуацию со снабжением удалось смягчить.
Расширение прав губернаторов и военных властей в местном управлении.
Объявление местностей на военном положении давало административной власти в лице генерал – губернатора очень широкие права – административные, полицейские и судебные. Расширение административной компетенции генерал – губернаторов состояло вправе: воспрещать всякие народные, общественные и частные собрания;
Делать распоряжения о закрытии всяких торговых и промышленных заведений на срок или на все время военного положения;
Разрешать чрезвычайные, приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных и городских учреждений;
Приостанавливать периодические издания на всё время объявленного военного положения;
Закрывать учебные заведения сроком до одного месяца и т.д.
Командующий армией:
1) Воспрещал удаляться из места жительства таким лицам, которым по их знанию, ремеслу или занятию, предполагалось привлечь к работам. Для достижения целей войны
2) Назначать общие и частные реквизиции
3) Воспрещать вывоз необходимых для работ орудий и материалов, которые могли потребоваться для войны
4) Распоряжаться об уничтожении строений и т.д.
Изменения в системе судебных органов.
В районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положение, военно – судебная власть принадлежит полковым, этапным, военно – окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию.
Военно – полевой суд формировался из офицеров в течение суток с момента совершения преступления.