Городская реформа 1870 года.
Буржуазия вела борьбу за создание бессословных органов городского самоуправления, исходя из того, что она получит там достаточно прочные позиции. Создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся населением сроком на 4 года. Хотя избирательно право не основывалось на сословности, имущественный ценз имел для выборов в городские органы самоуправления решающее значение.
В городе должен образовываться внесословный орган. Этим органом стала городская дума, а если она по каким либо обстоятельствам не работала, то её полномочия выполняла городская управа.
Городская дума- это учредительный, директивный, распорядительный орган городского самоуправления.
Управа – исполнительный орган, возглавлял – «городской голова», он же председатель гор думы. Городская голова уездного города утверждался губернатором, губернского- министром внутренних дел.
В их обязанности входил контроль городских нужд, городская польза, следить за чистотой улиц, чистота вод, предупреждение эпидемий.
Формирование органов- выборы вне сословные- также как и по земской реформе по 3 куриям: каждая из курий имела равное число гласных. Курии рассматривались по кол-ву оплаты. А потом уже лица распределялись по куриям. Если нет выделяющихся по списку лиц, выплачивающих налоги, то и нет необходимости их разбивать на курии.
1. В первую курию входили наиболее крупные налогоплательщики. Лица, которые платили налоги с недвижимого имущества.
2. Во вторую- средние налогоплательщики
3. В третью- более мелкие собственники.
первые 2 курии составляли 13% общего числа избирателей. Неимущие практически лишались избирательных прав.
Реформа была удачна. Помимо имущественного ценза, был также и возрастной, чтобы быть собственником необходим- 25 летний возраст, ценз оседлости – 2 года минимум. Женщины обладали избирательным правом, но голоса не имела, но они могла передать свой голос мужчинам, либо отцу, либо мужу, сыну.
Минимум должно быть избрано 3 человека в думу, максимальное количество 35человек.
Лица, кот не привлекались к суду, могли быть избраны.
Городской бюджет.
Откуда же берутся основные финансы? Уплата налогов, оценка имущества. Собирались налоги с извозчиков. Владельцы экипажей, карет, также владельцы собак тоже выплачивали налоги.
Городская дума работает раз в год.
Судебная реформа 1864 года
Необходимость преобразования старого суда, притом преобразования коренного, была осознана в первые же годы царствования Александра II (работы графа Д. Н. Блудова, 1857—1860 гг.). Громадное влияние на весь ход реформы и освободительный ее характер оказало освобождение крестьян. После того как акт 19 февраля возвратил многомиллионному населению, «вчерашним рабам», их гражданские права, прежний помещичий (вотчинный) суд утратил свой смысл, и его надлежало заменить судом государственным, общим и одинаковым для всех.
В 1862 году дело реформы из рук Блудова перешло к государственному секретарю Буткову, который окружил себя опытными юристами, учеными и практиками (Буцковский, Стояновский, Зарудный, Победоносцев, Ровинский). Предварительно были выработаны «Основные Начала» предстоящей судебной реформы и опубликованы во всеобщее сведение, чтобы вызвать всестороннее и свободное обсуждение их. Судебные уставы, выработанные Особой Комиссией, были обнародованы 20 ноября 1864 г. и положили начало новому суду в России. Манифест, опубликованный по этому случаю, содержал в себе знаменательные слова, возвещая русскому народу желание государя «водворить в России суд скорый, правый, милостивый, равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем всех и каждого, от высшего до низшего».
Реформа была проведена изданием 4 важнейших законов:
v учреждение судебных установлений,
v уставы гражданского судопроизводства
v уставы уголовного судопроизводства
v устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
А. Главнейшие особенности нового суда
1. Судебная власть была отделена от административной и законодательной и поставлена совершенно независимо от той и другой.
2. В уголовных делах власть судебная отделена от обвинительной (прокурорского надзора), чем устранялось влияние последней на решение судей.
3. Суд (судоговорение) происходил гласно, при открытых дверях, доступно для всякого желающего следить за ходом дела.
4. Суд происходил устно, путем непосредственного расспроса и обмена мнений (устный допрос обвиняемого, свидетелей; речи прокурора и защитника), в присутствии обвиняемого (раньше суд был заочный и судьи руководились лишь письменными показаниями обвиняемого и свидетелей).
5. Введен состязательный процесс (обвинение и защита; сопоставление и указание данных за и против обвиняемого). С этой целью был учрежден прокурорский надзор (обвинительная власть) и институт присяжных поверенных (защита; официальная адвокатура). В старых судах преимущественное внимание суда было направлено на обвинение; новый суд, делал все возможное, чтобы охранить интересы обвиняемого и предоставить ему все средства доказывать свою невинность или обстоятельства, смягчающие его вину. С этой целью создана была защита (адвокатура), которой не существовало в старых судах.
6. Особенно важно было введение в судопроизводство присяжных заседателей. Освобожденные от обязанности, налагавшейся на прежних судей, руководиться исключительно формальными доказательствами, они могли судить по совести, по убеждению. Присяжные заседатели выбирались по жребию из местного населения, являлись выражением общественной совести и лучшей гарантией беспристрастия. В отмену прежних порядков, судили именно они, а не судьи, которые лишь применяли постановления закона согласно тому или иному приговору присяжных.
7. Для устранения давления со стороны административных органов полиция при расследовании уголовных дел от участия была устранена; следствие велось особыми судебными органами — судебными следователями.
8. Чтобы лучше обеспечить беспристрастие судебного следствия, должность судебных следователей была объявлена несменяемой; за свои действия они отвечали перед одним лишь сенатом; несменяемость давала им гарантию в том, что за свое расследование и раскрытие истины, кому-нибудь неугодное, сами они ни в чем не потерпят.
9. Для мелких дел учреждены мировые суды (без участия присяжных заседателей). В самом названии их мировыми заключалось указание, что назначение их было не столько судить, сколько мирить, убеждать противников к соглашению. Мировой судья становился своего рода третейским судьей, что сделало сам суд близким и доступным для населения.Каждый участок имел мирового судью и почётного мирового судью. Мировые судьи рассматривали единолично и избирались сроком на 3 года. Из лиц, которые удовлетворяли определённым условиям. Избранные судьи утверждались сенатом, решали мелкие уголовные и гражданские дела- небольшие дела, с суммой иска до 500 рублей. Максимальное наказание - 1.5 лет лишение свободы. Мировые судья должны иметь соответствующий возраст, и имущественным цензом. Почётные судья работали при отсутствии мировых судей.
Б. Судебные учреждения согласно судебным уставам 1864 г.
Местные суды состояли из мировых и волостных судов. Судебный округ делился на несколько участков.
I. Категория мелких дел (обиды, ссоры, домашние дрязги; драка, буйство или неприличное поведение в общественном месте; гражданские иски на небольшие суммы.)
1. Низшая инстанция: Мировой суд (для всех сословий, кроме крестьян) и волостной суд (для крестьян).
2. Высшая инстанция: Съезд мировых судей (один на уезд): сюда переносились дела по жалобам на решения мировых и волостных судов.
II. Категория крупных дел (всякого рода уголовные преступления: воровство, разбой, убийство, святотатство, преступления по должности и проч.; всякого рода дела гражданские: тяжбы на сумму выше 500 рублей; споры о наследстве, о вводе во владение, о материальных убытках, нанесенных частному лицу по жалобе потерпевшего и проч.).
1. Низшая инстанция: Окружной суд (один на губернию); он состоит из двух отделений: уголовного и гражданского. 2. Высшая инстанция: Судебная палата (одна на несколько губерний): сюда переносились дела по жалобам на решения окружных судов.
III. Венцом судебных учреждений являлся сенат, разбиравший жалобы на решения мировых съездов и судебных палат.