Политический строй в период Русского централизованного государства.

Форма государственного единства. Московское государство - раннефеодальная монархия. В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюзеренитета-вассалитета. Однако с течением времени Московские князья, как и все другие, делили свои земли между наследниками.. Русское государство подразделялось на уезды-наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы-на волости. Наряду с уездами кое-где сохранялись земли. Существовали также разряды-военные округа, губы-судебные округа.

Великий князь. Главой Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные полномочия. Реальная княжеская власть усиливается и изменяется. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

Великокняжеская власть. Внешним источником ее усиления было падение власти Золотой Орды. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы и новые формы. Московские великие князья именовали себя «государями всея Руси». Была создана теория божественного происхождения княжеской власти. Власть монарха была еще ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой.

Боярская дума. Была постоянно действующим органом, имела стабильный состав. В Думу входили так называемые думные чины - введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно. Через Думу боярство осуществляло политику, угодную и выгодную ему.

Дворцово-вотчинная система управления. Продолжая оставаться раннефеодальной монархией, Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления. Система государственных органов создавалась на основе органов управления княжеским двором. Во главе двора стоял дворецкий. Отдельные ведомства назывались путями(конюший, соколичий, стольничий, ловчий путь и другие),а руководители их именовались путными боярами. Общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Так, дворецкий стал ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.

В результате начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления — приказов.Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы.

В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства.

Местные органы управления. Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица - представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т. е. проводили натуральные и денежные поборы. Кормление было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу. С централизацией Русского государства положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Там феодалы были не просто землевладельцами, но и администраторами и судьями в своих деревнях и селах.

Органы городского управления. Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. Города были крепостями. Обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывшего удела в своих руках, и оборону от внешних врагов. Первоначально великие князья управляли не выделяя их из своих прочих земель. Позже появляются некоторые специальные органы городского управления. Создается должность городчика - своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной. Их начинают именовать городовыми приказчиками. Городовые приказчики подчинялись великокняжеским казначеям. В лице городовых приказчиков дворяне и дети боярские получили свой орган местного управления, а великий князь - надежных проводников политики централизации.

Церковь в политической системе России. В начале периода русская православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживающую государство, но и соперничающую с ним. Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувствовать себя независимой от государства. В организационном отношении церковь представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии. С XV в. Митрополиты стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей.

Наши рекомендации