Правовые системы и источники права в древнерусском государстве
Обычное право:
В период существования Древнерусского государства отношение самого государства к обычаям племенного строя было неодинаковым. Существовали обычаи, регулировавшие специфические общественные отношения, в которые государство не считало нужным вмешиваться, населению предоставлялось самому решать, соблюдать данные обычаи или нет. Среди таких обычаев можно отметить нормы, регулировавшие проведение сельскохозяйственных работ (древний календарь), семейные дела. В то же время государство считало некоторые обычаи рудиментом прошлого и порой вредным элементом в условиях создания новых порядков общественной жизни. В качестве одной из таких норм можно отметить традиционный общинный суд. Именно с этим общественным институтом судебной власти государство начало активно бороться уже с самого своего возникновения. Уже в статье 33 Краткой редакции Русской Правды мы видим отражение государственной воли, направленной на подчинение общинного суда. Так, статья устанавливает санкции за физическое насилие в отношении смерда, огнищанина, тиуна или мечника без разрешения князя.
Нормы такого рода обычаев и формировали первый по времени возникновения источник права – обычное право.
Нормы обычного права достаточно долго действовали в сфере уголовного права. Пример: в начале XI века Ярослав законодательным путем закрепляет правовой обычай кровной мести: т.е. подтверждается неготовность государства вмешиваться в личные отношения населения.
Порядок заключения договоров также был длительное время сферой, которую государство не регулировало законодательным путем.
Нормы, регулировавшие отношения между купцами также долго относились к обычному праву. Именно таким образом складывались обычаи торгового оборота. Значение купечества и торговли в целом заставляло государство принимать эти обычаи и порой руководствоваться ими при решении споров в суде.
+ семейное право
+ некоторые сферы публичного права
Обычное право отличалось своей консервативностью, именно эта особенность являлась удобной в некоторых отношениях как населению, так и государственной власти. Однако, экономическое, социальное и политическое развитие общества требовало урегулирования целого ряда отношений несколько иным способом, который смог бы ограничить диспозитивность существующих норм. Именно такая потребность способствует появлению нового источника права – нормативно-правового акта.
Нормативно-правовые акты:
Возникая непосредственно после правового обычая, НПА как источник права начинает постепенно вытеснять его и становится первым по значению в государстве. Необходимо отметить, что изначально НПА опирался на нормы правового обычая, однако позднее значительную роль при создании НПА стала играть судебная практика, а также заимствования из иностранного права.
НПА обладал рядом преимуществ по отношению к правовому обычаю:
18 Он мог быть с легкостью изменен или отменен вовсе
19 Письменная форма НПА облегчала донесение его содержания до населения, а также облегчала контроль исполнения изложенных в нем норм
Первые НПА регулировали отношения, не урегулированные нормами ПО. Среди таких отношений можно отметить отношения между органами публичной власти, общинами и т.д. Так, вскоре после учреждения церкви на Руси появилась необходимость в регламентации отношений между государством и церковью.
Одним из наиболее древних НПА можно считать международные договоры. Они могут быть выделены в отдельный источник права в рамках НПА. Упоминания о договорах Руси с Византией и тексты некоторых из них содержатся в Повести временных лет (907-возможно не договор, а предварительное соглашение, 911, 944, 971 гг.).
НПА, принимаемые князьями именовались «уставами» или «поконами». Как правило, одним из источников княжеского законодательства являлись правовые обычаи и судебная практика (порой при разрешении конкретного спора в великокняжеском суде, князь был вынужден создавать ту или иную правовую норму).
Еще одной особенностью существования НПА в Древнерусском государстве было то, что НПА принимались, чаще всего, в связи с конкретными обстоятельствами: то, что было урегулировано обычаями и было известно большей части населения, редко находило закрепление в НПА на первых этапах создания НПА. Пример: отсутствие в Русской Правде норм, регулирующих заключение договора мены.
Центральное место среди НПА Древнерусского государства занимает Русская Правда. РП является памятником светского права: она включает в себя нормы различных отраслей права, основное место среди которых занимает уголовное и процессуальное право, т.к. именно в эти отрасли права нуждались в подробной регламентации со стороны законодателя для эффективного осуществления управленческой деятельности. РП известна в Краткой, Пространной и Сокращенной редакциях: древнейшей из них признается Краткая редакция (оформилась в 1073-1093 гг.).
С крещением Руси, а также с выделением и развитием канонического права появилась необходимость урегулирования отношений между церковью и государством. С этой целью князьями были приняты уставные грамоты, на основе которых впоследствии создаются уставы, дополненные более поздними статьями. Особое место занимают следующие княжеские церковные уставы: Устав Владимира Святославовича (о десятинах, судах и людях церковных) и Устав Ярослава (о церковных судах).
Церковный Устав Владимира устанавливает рамки компетенции великого князя и церкви, тем самым разграничивает юрисдикцию этих институтов власти (дела семейные, колдовства, споры между церковными людьми, в том числе между зависимыми от церкви людьми переходят в ведение церкви).
Церковный Устав князя Ярослава развивает положения предыдущего церковного Устава: устанавливает штрафы в качестве возможных санкций со стороны церкви, в то время как в Византии господствовали телесные наказания.