Вопрос 25. Развитие капитализма в пореформенной России: проблемы и противоречия.
Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений. Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства.
Причины подъема общественного движения. Главная сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина — нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны.
В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы.
Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории "официальной народности". Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России. Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать.
Либералы. Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).
Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Во внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности России. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные платежи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы ("Русская мысль", "Вестник Европы") и научные общества.
Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).
Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу.
Сохранение прежней социальной политической системы в виде самодержавия. Привилегированное положение одного сословия (дворянства), отсутствие каких-либо демократических свобод.
Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса.
Народники активизируются после отмены крепостного права (считали, что правительство обмануло крестьян, не дав им ничего).
Противостояние рабочих и предпринимателей, либеральной буржуазии и консервативного дворянства. Реформаторские инициативы Александра второго – как значительный шаг вперед в развитии государства, но половинчатость реформ вела к радикализации общественных настроений. Идея народничества – Герцен и Чернышевский – о крестьянском социализме: капиталистическое развитие в России не имеет будущее, будущее страны – социализм. Русский крестьянин социалист по духу. Преобразования следует осуществить, прежде всего, силами крестьянства. Руководить крестьянами должны были революционеры путем пропаганды социалистических идей.
Земля и Воля – 1861 год. Требовали республики, парламента, местного самоуправления. Все деятельность сводилась к пропаганде. Основы народнической теории заложены в работах: Петр Лавров, Михаил Бакунин, Петр Ткачев. Эти 3 человека сформировали 3 течения в народничестве: бунтарское (Бакунин), пропагандистское (Лавров), заговорческое (Ткачев). Любое государство – результат негативных последствий. Социальная несправедливость. Негативные явления уничтожить вместе с государством, создать союз самоуправляющихся общин. Нечаяв. Революция интеллегенции.
Пропагандисткое течение – Лавров. Социалистисческое устройство через крестьянскую общину. Русский крестьянин не готов к революции, нужно разбудить. Разбудить должна интеллигенция посредством пропаганды.
Заговорческое течение. Пропаганда успеха не даст. Бунт результата не даст в силу консерватизма, веру в царя. Интеллигенты создают законсперированную организацию, осуществляет государственный переворот, затем производят переустройство.
Хождение в народ.
Народная воля распалась на 2 ерунды.