Для проведения экзамена по курсу «Конституционное право» студентов 6 страница
ВОПРОСЫ
для проведения экзамена по курсу «Конституционное право» студентов
факультета права БГЭУ в 2013 – 14 уч. году
(Тема № 13«КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ»)
№ вопроса | ВОПРОС | |
Дайте определение понятию «разделение властей». Ответ: Разделение властей – это конституционный принцип организации управления государственной жизнью и объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. | ||
Дайте определение понятию «система сдержек и противовесов». Ответ: Система сдержек и противовесов – это дополняющая принцип разделения властей система, которая позволяет не только разделить три власти (законодательную, исполнительную и судебную), но и конструктивно их уравновесить. | ||
Кто из мыслителей впервые обосновал идею равновесия и независимости властей и в какой работе? Ответ: Впервые идею равновесия и независимости властей обосновал Ш. Монтескье в своей работе «О духе законов». | ||
Где и когда система сдержек и противовесов, выдвинутая Ш.Монтескье, была впервые реализована на практике? Ответ: впервые реализована на практике в Конституции США 1787 г. | ||
Перечислите важнейшие элементы системы сдержек и противовесов. Ответ: 1. срочность полномочий должностных лиц различных уровней; 2. несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; 3. право вето на законопроекты; 4. право роспуска парламента; 5. контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; 6. конструктивный вотум недоверия правительству со стороны парламента; независимость судейского корпуса. | ||
Когда и кем идея разделения властей, как составная часть учения о демократическом государстве, была сформулирована в качестве самостоятельного учения? Ответ: в качестве самостоятельного учения идея разделения властей как составная часть учения о демократическом государстве была связана с революциями ХY11 – ХY111 вв. и сформулирована в середине 18 в. Д. Локком (Великобритания) и Ш. Монтескье (Франция). | ||
В чем заключается суть теории разделения властей? Ответ: Суть теории разделения властей заключается в том, что государственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органам государственной власти, которые должны быть самостоятельными и существовать независимо друг от друга. Это делается для того, чтобы какой-либо государственный орган не имел возможности сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться ею. | ||
Каким образом можно представить содержание принципаразделения властей? Ответ: 1. Законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом; 2. Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подчиненной или главе государства или парламенту; 3. Между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений или даже всей полноты власти на одного из них; 4. Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно; 5. Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в компетенцию другой власти; 6. Спорные вопросы о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом. | ||
Организация государственной власти в стране может основываться на двух различных принципах. Каких? Ответ: 1. принципом верховенства представительных органов (верховенства Советов) 2. разделения властей как способа организации государственной власти в стране | ||
В чем заключается суть принципа верховенства представительных органов как способа организации государственной власти в стране? Ответ: Суть его состоит в том, что на всех уровнях представительные органы занимают главенствующее положение и имеют право принять к своему рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства или соответствующей территории. Представительные органы формируют все другие органы государства, которые подотчетны им. | ||
В чем заключается суть принципа разделения властей как способа организации государственной власти в стране? Ответ: представительные органы уже не имеют верховенства и на основе разделения полномочий между государственными органами рассматривают и решают лишь те вопросы, которые находятся в их ведении. Вне всякого сомнения, при данной модели представительные органы имеют средства воздействия на другие органы государства, и прежде всего исполнительные. |
ВОПРОСЫ
для проведения экзамена по курсу «Конституционное право» студентов
факультета права БГЭУ в 2013 – 14 уч. году
(Тема №14 «ГЛАВА ГОСУДАРСТВА »)
№ вопроса | ВОПРОС | ||
Что означает термин «президент»? Ответ: Термин «президент» (от лат. - «praesidens») означает - сидящий впереди. В античные времена президентами называли лиц, исполняющих функции председательствующих на различных заседаниях. | |||
В каком государстве впервые зародилась современная система института президентства? Ответ: Первым в мире государством, в котором зародилась современная система института президентства, были США | |||
В каких европейских государствах впервые была введена должность президента как главы государства? Ответ: 1. Франция 2. Швейцария (1848 г.). | |||
В каких государствах была введена должность президента как главы государства после 1920 г.– окончания первой мировой войны. Ответ: 1. Австрия 2. Веймарская республика 3. Латвия 4. Литва 5. Польша 6. Турция 7. Чехословакия 8. Эстония | |||
В каких государствах была введена должность президента как главы государства после окончания второй мировой войны. Ответ:
| |||
В каких государствах была введена должность президента как главы государства в конце 80-х годов ХХ века? Ответ: 1. 14 марта 1990 г. – СССР 2. Бывшие Советские республики 3. 15 марта 1994 г. – Республика Беларусь | |||
Генезис института президентства в Беларуси, необходимость учреждения поста президента были обусловлены совокупностью социально-политических и правовых факторов. Каких? Ответ: 1. кардинальные изменения в политической системе государства в результате августовских событий 1991 г. 2. вакуум исполнительной власти в стране после устранения с политической арены органов КПСС-КПБ 3. принципиальные изъяны парламентских структур и неспособность существующих политико-правовых институтов центральной власти разрешать политические и социально-экономические проблемы и противоречия 4. ограниченная возможность и уязвимость Советов как представительных органов власти по стабилизации политической и социально-экономической ситуации после ликвидации монополии партии на власть 5. чрезмерное увлечение Верховного Совета Республики Беларусь законотворческой деятельностью в ущерб распорядительной и контрольной функциям | |||
| |||
Кем по Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. реф. 1996 и 2004 гг) является Президент Республики Беларусь? Ответ: Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. | |||
Какими нормативными правовыми актами устанавливается правовой статус Президента Республики Беларусь? Ответ: Правовой статус и роль в политической системе государства определяются, прежде всего, соответствующими конституционными установлениями. Правовой статус Президента Республики Беларусь определен в разделе IY, главе 3 Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. | |||
Кто может быть кандидатом в Президенты Республики? Ответ: 1. гражданин Республики Беларусь по рождению 2. не моложе 35 лет 3. обладающий избирательным правом 4. постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами (статья 80). | |||
Какие изменения и дополнения были внесены в Конституцию Республики Беларусь на референдуме 17 октября 2004 г.? Ответ: До 17 октября 2004 г. (до республиканского референдума) одно и то же лицо могло быть Президентом не более двух сроков. | |||
Когда и каким органом назначаются выборы президента Республики Беларусь? Ответ: Назначаются Палатой представителей не позднее чем за 5 месяцев и проводятся не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента | |||
Кем выдвигаются кандидаты на должность Президента Республики Беларусь? Ответ: Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей | |||
В какие сроки проводятся выборы Президента Республики Беларусь, если должность Президента оказалась вакантной? Ответ: Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. | |||
Когда выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися? Ответ: Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей (ст. 82) | |||
В каких случаях Президент Республики Беларусь считается избранным? Ответ: Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. | |||
Что предусматривается законодательством, если ни один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь не набрал необходимого количества голосов? Ответ: Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. | |||
Кто считается избранным во втором туре голосования по выборам Президента? Ответ: Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. | |||
Как и когда приносится присяга Президентом Республики Беларусь? Ответ: Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. | |||
Когда прекращаются полномочия предыдущего Президента Республики Беларусь? Ответ: С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются. | |||
В чем заключается компетенция Президента Республики Беларусь? Назовите наиболее важные положения. Ответ: назначает республиканские референдумы; назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначает 6 членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте; с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов; с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; назначает 6 судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь; освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля; обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики; обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь; назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией; решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания; осуществляет помилование осужденных; ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок; подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей; имеет право отменять акты Правительства; непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству; формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности; является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами. | |||
Какие нормативные правовые акты имеет право издавать Президент Республики Беларусь? Ответ: 1. указы 2. распоряжения | |||
Какие другие должности имеет право занимать Президент Республики Беларусь и какие денежные вознаграждения помимо зарплаты имеет право получать? Ответ: Он не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства. | |||
Имеет ли право Президент Республики Беларусь быть членом политических партий и других общественных объединений? Как это регулируется законодательством? Ответ: Президент Республики Беларусь приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий. | |||
В чем заключается компетенция Президента Республики Беларусь в законодательном процессе? Ответ: 1. Лишь с согласия Президента либо по его поручению - Правительства, могут вноситься в Палату представителей законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов. 2. Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение 10 дней со дня внесения на их рассмотрение. 3. По требованию Президента (либо, с его согласия, по требованию Правительства) Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством. 4. Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном статьей 100 Конституции Республики Беларусь (в случаях отклонения законопроекта Советом Республики и принятия закона по требованию Президента Палатой представителей двумя третями голосов от полного ее состава), представляется в 10-дневный срок Президенту на подпись. 5. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. 6. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении 2 недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. 7. При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее 30 дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее 20 дней. 8. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в 5-дневный срок. 9. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок. 10. В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента. | |||
В чем заключается исключительная компетенция Президента Республики Беларусь? Ответ: В силу статьи 101 Конституции Республики Беларусь Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. Такие декреты обычно называют делегированными. | |||
По каким вопросам не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, имеющих силу закона? Ответ: 1. издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; 2. изменение и дополнение программных законов; 3. утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; 4. изменение порядка выборов Президента и Парламента; 5. ограничение конституционных прав и свобод граждан. | |||
В каких случаях Президент Республики Беларусь имеет право подать в отставку? Ответ: Согласно статье 87 Конституции Республики Беларусь Президент может в любое время подать в отставку. | |||
Какой орган принимает отставку Президента? Ответ: Отставка Президента принимается Палатой представителей. | |||
В каких случаях Президент может быть досрочно освобожден от должности? Ответ: Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности. | |||
Какова процедура досрочного освобождения Президента от должности по состоянию здоровья? Ответ: Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. | |||
Может ли Президент освобожден от должности досрочно по другим основаниям (например, недобросовестного исполнения своих обязанностей, в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления)? Ответ: может | |||
Какова процедура освобождения Президента от должности досрочно в связи с совершением им государственной измены или иного тяжкого преступления? Ответ: Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее 2/3 от полного состава Совета Республики, а также не менее 2/3 от полного состава Палаты представителей | |||
Что означает непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения ? Ответ: означает отклонение обвинения. | |||
В каких случаях предложение о смещении Президента Республики Беларусь с должности не может инициироваться? Ответ: в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента | |||
Какой орган будет рассматривать дело по существу обвинения в случае смещения Президента в связи с совершением преступления? Ответ: дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь. | |||
Кому переходят полномочия Президента в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией? Ответ: Согласно статье 89 Конституции Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру. |
ВОПРОСЫ
для проведения экзамена по курсу «Конституционное право» студентов
факультета права БГЭУ в 2013 – 14 уч. году
(Тема №15 «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ»)
№ вопроса | ВОПРОС |
Что означает термин «парламент»? Ответ: (фр. parliement - говорить) - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции. | |
Что означает термин «парламентаризм»? одна из особенностей организации государственной жизни, характеризующаяся существованием и эффективным функционированием постоянно действующего, избираемого народом парламента, его авторитетом и влиянием на государственные дела, политическую жизнь общества, а также специфическими формами работы и взаимоотношением членов парламента и избирателей. | |
Перечислите высшие государственные органы Беларуси, выполняющие законодательные функции после 1919 г. Ответ: 1. Центральный Исполнительный Комитет БССР (ЦИК БССР) – 1919 –1938 гг. – высший законод., распоряд. и контр. орган государственной власти. 2. Верховн. Совет БССР – 1938 – 1991 гг. – высший орган гос. власти. 3. Верховн. Совет Респ. Беларусь – 1991–1996 гг. 4. Нац. собрание Респ. Беларусь – предст. и законод. орган – с 24 ноября 1996 г. | |
Какими нормативными правовыми актами устанавливается правовой статус Парламента - Национального собрания Республики Беларусь? Ответ: 1. статьями 90 – 105 Конституции Республики Беларусь 2. Законом от 8 июля 2008 г. «О Национальном собрании Республики Беларусь» (Постановление ПП от 9 окт 2008 «О регламенте ПП Нац.Собрание РБ») | |
Как определяет Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь Основной Закон нашей страны? Ответ: В силу статьи 90 Конституции Республики Беларусь Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. | |
Каков состав и как формируется Палата представителей? Ответ: Согласно статье 91 Конституции Республики Беларусь в состав Палаты представителей избирается 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. | |
Каков состав и как формируется Совет Республики? Ответ: Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов базового территориального уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики. Кроме того, 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. | |
В какие сроки проводятся выборы нового состава палат Парламента? Ответ: Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. | |
В какие сроки проводятся внеочередные выборы палат Парламента? Ответ: Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение 3 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента. | |
Кто может быть депутатом Палаты представителей? Ответ: Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. | |
Кто может быть членом Совета Республики? Ответ: Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет. | |
На какой основе осуществляют свои полномочия депутаты Палаты представителей? Ответ: Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе. | |
Может ли депутат Палаты представителей и член Совета Республики быть одновременно членом Правительства? Ответ: Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. | |
Может ли одно и то же лицо одновременно являться членом двух палат Парламента? Ответ: Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. | |
Может ли депутат Палаты представителей одновременно быть депутатом местного Совета депутатов? Ответ: Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. | |
Может ли депутат Палаты представителей или член Совета Республики одновременно занимать должность Президента? Ответ: Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи. | |
Может ли депутат Палаты представителей или член Совета Республики одновременно занимать должность судьи? Ответ: Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи. | |
Для каких целей создается Совет Палаты представителей? Ответ: В соответствии с Регламентом работы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, организации работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей создается Совет Палаты представителей, который является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законодательством и Регламентом. Совет Палаты представителей возглавляет Председатель Палаты представителей. | |
Кто входит в состав Совета Палаты представителей? Ответ: 1. Председатель Палаты представителей; 2. заместитель Председателя Палаты представителей; 3. председатели постоянных комиссий Палаты представителей; | |
Для каких целей создается Президиум Совета Республики? Ответ: В соответствии Регламентом Совета Республики Беларусь (статья 32) для организации работы Совета Республики, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета Республики, создается Президиум Совета Республики, который, как и Совет Палаты представителей, является постоянно действующим органом, подотчетным Совету Республики. Данный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, действующим законодательством и Регламентом Совета Республики. | |
Кто входит в состав Президиума Совета Республики? Ответ:
| |
Для каких целей формируются постоянные комиссии палат Парламента? Ответ: Они создаются преимущественно для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат. | |
Назовите наиболее важные вопросы, которые относятся к компетенции Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Ответ: 1.Рассмотрение по предложению Президента либо инициативе граждан (150.000) проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции 2.Рассматриваются проекты законов: · Об утверждении основных направлений вн.и внешн.политики · Военной доктрины · О ратификации и денонсонации международных договоров · Об основн содерж. и принципах осуществления прав,свобод, обязанностей граждан · О гражданстве 3.Назначает выборы президента 4.даёт согласие Президенту на назначение Премьер-министра 5.Заслушивают доклад премьер-министра о программе деятельности правительтсва и одобряет им отклон.программу повторное отклонение – выражения вотума недоверия правительству 6.Рассматривает по инициативе премьер-министра вопросов о доверии Правительству 7.1/3 от состава ПП выражает вотум недоверия Правительству, вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течении 1 года после одобрения программы его деятельности 8.Принимает отставку Президента 9.Отменяет распоряжения Председателя ПП 10.Выдвиг. большинством голосов | |
Назовите наиболее важные вопросы, которые относятся к компетенции Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Ответ: 1. одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов; 2. дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; 3. избирает 6 судей Конституционного Суда; 4. избирает 6 членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; 5. решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; 6. принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или Грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом; 7. рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в Совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности; 8. рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полнойили частичной мобилизации и не позднее чем в 3-дневный срок после их внесения принимаетсоответствующее решение. | |
В какой форме принимаются решения Палаты представителей? Ответ: Ст.104 КРБ Решения ПП принимаются в форме: законов,постановлений | |
В какие сроки проводится первая после выборов сессия палат Парламента и кем она созывается? Ответ Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. | |
Когда начинает свою работу и какова продолжительность первой сессии палат Парламента? Ответ: Первая сессия открывается 2 октября. Ее продолжительность не может быть более 80 дней. | |
При каких условиях заседания палат парламента считаются правомочными? Ответ: Заседание палат считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее двух третей депутатов Палаты представителей или членов Совета Республики от полного состава палаты. | |
В какой форме принимаются решения Совета Республики? Ответ: Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений. | |
Сколько раз в год палаты Парламента собираются на очередные сессии? Ответ: Палаты собираются на две очередные сессии в год. | |
Когда начинает свою работу и какова продолжительность второй сессии палат Парламента? Ответ: Вторая сессия открывается 2 апреля. Ее продолжительность не может быть более 90 дней. | |
В каких случаях полномочия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь могут быть досрочно прекращены? Ответ: 1.При отказе в доверии Правительству 2.При выражении вотума недоверия Правительству 3.Двухкратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра 4.Прекращение полномочий СР 5.Грубое или систематическое нарушение КРБ – на основании заключения Конституционного Суда РБ | |
В каких случаях полномочия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены? Ответ: 1.Ситематическое или грубое нарушение КРБ - на основании заключения Конст.Суда 2.Прекращние полномочий ПП | |
В каких случаях Палаты Национального собрания Республики Беларусь не могут быть распущены? Ответ: 1.Период чрезвычайного положения, военного 2.Последние 6 мес полномочий президента 3.Период решения вопросов о смещении, доср.освобождении президента Не допускается роспуск палат в течении года, со дня их первых заседаний | |
Как называется и когда был принят Закон Республики Беларусь, устанавливающий правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Парламента-Национального собрания Республики Беларусь? Ответ: Закон Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» | |
В каких случаях полномочия Парламента-Национального собрания Республики Беларусь могут быть продлены? Ответ: Срок полномочий парламента 4 года, может быть проддлён только в случае войны | |
В каких случаях палаты Парламента могут созываться на внеочередные сессии ? Ответ: 1.По инициативе президента 2.По требованию большинства ( 2/3 каждой из палат) | |
Перечислите принципы деятельности Парламента -Национального собрания. Ответ: 1.Демократичность 2.Гласность 3.Разделение гос.вл на зак.,исп.,суд. 4.Верховенство права и законности 5.Приоритет общепризнанных принципов международного права 6.Раевнство граждан перед законом,уважение их прав и законодательных интересов 7.свободного обсуждения и принятия решений 8.участие граждан в решении и обсуждении вопросов гос.жизни | |
Перечислите основные формы работы палат Парламента. Ответ: 1.Заседания (сессии) 2.Совместноые заседания палат Парламента 3.Парламентские слушания 4.Деятельность постоянных и временных комисий 5.Деятельность депутатских групп 6.Деятельность иных органов палат парламента 7.Деятельность депутатов в ПП, членов СР, в избир.окргах а также в иных формах в соответствии с зак-ом РБ | |
В каких случаях могут проводиться совместные заседания палат Парламента? Ответ: 1.Заслушивание обращение президента с посланием к парламенту 2. Проведение парламентских слушаний 3. Ответов Правительства на вопросы депутатов ПП и членов СР 4. Обсуждение Совместных обращений, деклараций,заявлений палат НАц.Собр. 5. В др. случаях по рещению ПП и СР | |
Какие субъекты конституционно-правовых отношений могут вносить предложения о проведении совместных заседаний Палаты представителей и Совета Республики ? Ответ: 1. Президентом Республики Беларусь; 2. Правительством; 3. Советом Палаты представителей, 4. Президиумом Совета Республики, 5. депутатами Палаты представителей 6. членами Совета Республики. | |
Что представляют собой парламентские слушания как форма работы Парламента? Ответ заслушивание мнений или сообщений депутатов Пп,членов СР либо представителей гос.органов, общ.объединений или вопросов относящихся к компетенции ПП и СР. Проводятся по решению палат Парламента в порядке установленном регламентом палат | |
Назовите основные формы деятельности депутата Палаты представителей и члена Совета Республики. Ответ: 1.Участие в заседаниях ПП,СР,совм.заседаний ПП и СР 2.Участие в работе постоянных комиссий и иных органов палат 3.Участие в работе согласительных комиссий, создаваемых ПП и СР в соответствии с КРБ (ч.4,ст.100) 4.Участие в работе межпарламентских органов и органов межгосударственных образований, в состав которых входит РБ 5. Участие в выполнении поручений ПП,СР и их органов 6. Запрос депутата ПП, члена СР 7. Участие в парламентских слушаниях 8. участие в установленном порядке в проверках работы гос.органов, органов общ.объединений, учрежд, организаций 9. вопросы депутата ПП, члена МР Правительству 10. Обращение депутат ПП,члена СР 11. Участие в работе депутатских групп, объединений, ассоциаций | |
Назовите постоянные комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Ответ: 1.Комиссия по законодательству и суд-правовым вопросам 2. Комиссия по Национальной безопасности 3. Комиссия по гос.строительству 4. Комиссия по аграрным вопросам 5. Комиссия по образованию 6. Комиссия по правам человека 7. Комиссия по международным делам 8. Комиссия по чернобыльской катастрофе 9. Комиссия по бюджету, финансам 10. Комиссия по денежно-кредитной политике 11. Комиссия по труду, соц.защите 12. Комиссия по охране здоровья, физ.культуре 13. Комиссия по жилищной политике 14. Комиссия по промышленности | |
Назовите постоянные комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Ответ: 1.По зак-ву, гос. устройству 2.По экономике, Бюджету и финансам 3.по региональной политик и местному самоуправлению 4.по международным делам 5.по образованию ,науке | |
В каких случаях полномочия Совета Республики могут быть прекращены досрочно? Ответ 1.Ситематическое или грубое нарушение КРБ - на основании заключения Конст.Суда 2.Прекращние полномочий ПП | |
В каких случаях палаты Парламента Республики Беларусь не могут быть распущены? Ответ: Палаты парламента не могут быть распущены: 1.Период чрезвычайного положения, военного 2.Последние 6 мес полномочий президента 3.Период решения вопросов о смещении, доср.освобождении президента 4.Не допускается роспуск палат в течении года, со дня их первых заседаний |
ВОПРОСЫ
для проведения экзамена по курсу «Конституционное право» студентов