Конституционные основы судебной власти. Конституционная юстиция
Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме.
На конституционном уровне находят отражение следующие аспекты организации и деятельности судебной власти:
1) судебная власть – составная часть системы разделения властей;
2) основы организации судебной системы;
3) гарантии прав граждан в отношениях с органами юстиции;
4) основы правового статуса судей.
Характерными чертами судебной власти являются:
1) осуществление в связи с конкретным делом (социальным конфликтом);
2) реализация в особой процессуальной форме, отличной от процедур в других ветвях власти.
Суд осуществляет важнейшие социальные функции в любом государстве:
1) охрану и защиту прав и свобод физических и юридических лиц, находящихся на территории данной страны;
2) роль эксперта по правовым вопросам, имеющего одновременно право выносить обязательные для участников процесса решения;
3) осуществление судебного (конституционного, административного) контроля;
4) политико-репрессивную функцию;
5) поддержку экономических устоев общества, охрану принципов собственности, регулируя социальные конфликты в этой сфере.
В разных правовых системах и в зависимости от политического устройства государства социальные функции судебной власти могут варьироваться.
Судебная система – это сложно организованная, имеющая несколько определенным образом взаимосвязанных звеньев (инстанций) система органов, осуществляющих правосудие.
Она может включать государственные и иные судебные органы (общественные суды, религиозные суды, суды, действующие на основе обычного права, и т. д.).
Конституционные принципы организации деятельности судебных систем в зарубежных странах:
1) независимость судебной власти (судов, судей) и закрепление ее гарантий (означает автономность судебных учреждений по отношению к другим государственным и общественным органам, а также беспристрастность судей и подчинение их только закону);
2) осуществление правосудия только законными и надлежащими судьями (судами) (значит, что правосудие осуществляется только органами судебной власти, спор рассматривается тем судьей (судом), к компетенции которого он отнесен законом);
3) запрет на создание чрезвычайных судов (исключает появление особых судов или квазисудов особого производства, по упрощенной процедуре (без предоставления права подсудимому иметь защитника, обжаловать приговор или просить о помиловании и т. д.), что является нарушением основных прав граждан, демократических принципов судопроизводства и приводит к беззаконию и произволу);
4) гласность, открытость и доступность судебных слушаний (обеспечивает публичный характер отправления правосудия, доступность суда для всех заинтересованных лиц);
5) мотивированность судебных действий (мотивированность необходима для вынесения объективного решения по делу).
Конституционная юстиция
Основные принципы организации Конституционных судов (советов). Способы формирования. Численный состав. Сроки полномочий. Запрещение повторного избрания (назначения) в Конституционный суд. Срок полномочий Конституционного суда (совета) и срок полномочий членов данного органа. Требования к кандидатам в судьи. Порядок избрания (назначения) председателей Конституционных судов (советов).
Структура Конституционного суда (совета). Конституционное судопроизводство. Общая процедура. Специальные процедуры. Процедура проверки конституционности законов. Процедура по рассмотрению в Конституционном суде индивидуальной жалобы на нарушение конституционных прав. Особенность процедуры Конституционного совета.
Органы и учреждения, содействующие судебной власти
Прокуратура, ее функции. Место прокуратуры в системе государственных органов. Отсутствие прокуратуры в некоторых странах.
Адвокатура – понятие и функции. Правовое регулирование статуса.
Прочие вспомогательные органы и учреждения. Нотариат, судебная полиция, следственные органы. Правовое регулирование статуса.
22. Местное управление и самоуправление: понятие, системы, компетенция, порядок формирования органов местного самоуправления
Местное, или муниципальное, самоуправление – это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны.
Принципы местного самоуправления:
1) участие граждан в управлении общественными делами самым непосредственным образом может быть реализовано именно на местном уровне;
2) органы местного самоуправления автономны по вопросам их компетенции, и по этим вопросам центральные органы не вправе давать указания, как органам самоуправления следует решить тот или иной вопрос (например, сколько средств отвести в местном бюджете на цели образования, возвести ли мост через ручеек или построить сельский клуб и т. д.).
Территория государства (в федерациях – территория субъектов федерации) делится на административно-территориальные единицы (такого деления нет в Арубе, Бахрейне, Мальте, Науру, Тувалу и др.). Бывает двухзвенное деление: области (губернии, округа, провинции) – общины (муниципии, коммуны); трехзвенное: области – районы – общины; че-тырехзвенное: регионы – области – районы – общины.
Системы осуществления публичной власти на местах:
1) англосаксонская система – для решения местных вопросов в административно-территориальных единицах (графствах в Англии и Уэльсе, областях и округах в Шотландии и др.) жителями избирается совет (правление), обычно на 2–4 года. Он состоит из 3–7 членов, в крупнейших городах – из 35–50 человек. Наряду с советом (правлением) население непосредственно избирает некоторых должностных лиц – шерифа (в США это в основном начальник полиции), атторнея, являющегося представителем данной административно-территориальной единицы в суде (он избирается только в крупных единицах – графствах), казначея и др.;
2) романо-германская (континентальная) система – присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии. Строится на основе сочетания выборности и назначаемости местных органов;
3) иберийская система – существует в Бразилии, во многих испаноговорящих государствах Латинской Америки, хотя в самой Испании ее теперь нет. Население административно-территориальных единиц (в том числе общин, муниципий) избирает совет и главное должностное лицо данной административной единицы (алькальда, регидора, префекта, мэра); иногда избирается коллегия должностных лиц. Он обладает правом контроля за деятельностью совета, т. е. сосредоточивает в своих руках основные рычаги местного руководства и обладает большой властью;
4) система советовв странах тоталитарного социализма. Совет считается органом государственной власти и избирает другой государственный орган – исполнительный комитет – коллегиальный орган государственного управления в данной административно-территориальной единице. Члены исполкома являются руководителями отделов и управлений и при помощи подчиненных им государственных служащих управляют отдельными сферами местной жизни (образованием, здравоохранением, торговлей, местной промышленностью и т. д.).
Органы местного самоуправления включают:
выборные муниципальные советы или комиссии и образуемые ими исполнительные органы.
Кандидаты в муниципальные органы выдвигаются чаще всего путем подачи петиции с подписями установленного законом числа жителей данного избирательного округа, обладающих полным объемом избирательных прав. Кандидаты могут баллотироваться по партийным спискам или выступать как независимые кандидаты. Выборы осуществляются как по одномандатным, так и по многомандатным округам. Для определения результатов голосования используются как пропорциональная, так и мажоритарная избирательные системы. На выборах в муниципальные органы запрещено введение императивного мандата. Депутаты муниципальных органов не связаны никакими наказами избирателей и не обязаны отчитываться перед избравшими их гражданами.
Муниципальные советы избираются на различные сроки. Численный состав органов местного самоуправления различен. В муниципальные советы столиц государств, как правило, избирается более 100 советников. Срок полномочий депутатского корпуса органов местного самоуправления различен.
Законодательством ряда стран предусмотрены особые требования к лицам, намеревающимся занять должности в органах местного самоуправления: годность к военной службе, обязательное проживание или место работы в пределах территории органа местного самоуправления, уплата местных налогов и т. д.
По структуре органы местного самоуправления, как правило, однопалатные. Двухпалатное построение редко (муниципальный совет Нью-Йорка).
Компетенция органов местного самоуправления(фактически они обладают полномочиями решать только местные дела):
1) руководство и развитие коммунального хозяйства, охрана окружающей среды, планирование размещения и строительства населенных пунктов, общий надзор за градостроительством, развитие системы местного транспорта и установление порядка регулирования его движения, местное дорожное строительство, канализация, водо– и газоснабжение, энергообеспечение, очистка улиц, борьба с загрязнением водоемов и т. д.;
2) в социальной сфере – меры по оказанию социальной помощи малоимущим за счет муниципальных доходов. Они включают в себя строительство и содержание домов для престарелых, ночлежек, больниц, родильных домов и т. д.;
3) управляют муниципальной собственностью;
4) осуществляют деятельность в сфере местного хозяйства (осуществляют выдачу разрешений на право открытия магазинов, предприятий и т. д.);
5) в области охраны общественного порядка, защиты прав и свобод граждан включают в себя установление правил поведения в общественных местах, выдачу разрешений или наложение запрета на проведение митингов и т. д.;
6) в бюджетно-финансовой сфере (имеют право в рамках экономической политики государства на собственные достаточные ресурсы);
7) имеют право устанавливать свои собственные налоги на недвижимость, доходы с капитала, строительство, рекламную деятельность, на владельцев собак и т. д.