Основные модели систем социальной защиты населения. Основные причины и принципы реформирования социальной сферы РФ.
Модели:
Социальное всепомоществование
Благотворительность государства. Помощь, поддержка наиболее бедных групп населения
Принципы:
-безвозмездность
-благотворительность
Соц. Попечительство
Перераспределение финансовых ресурсов между различными группами населения с исполнением механизмов бюджетно- налоговой польитики.
Осн. Характеристики:
-бесплатная социальная помощь и предоставление услуг
-регулирование минимальной з/п
-осуществление независимо от стажа, квалификации
3) Социальное страхование – основной вид эконом защиты населения
Цель: обеспечить человеку эк защиту в случае болезни, старости, несчастного случая на производстве.
Принципы:
-общеобязательность или добровольность
-участие государства в выплатах
-неналоговый характер финансирования
4) социальное развитие – повышение качества жизни наиболее массовых слоев населения.
Направления:
-социальная поддержка –улучшение соц климата, понижение бедности и соц расслоения, интеграция инвалидов
-занятость и развитие рынка труда , повышение гибкости.
Причины:
- проблема бедности и расслоения населения (научно : бедность населения во всех формах своего проявления – «зоны бедности», «новые бедные», «экономическая бедность», «устойчивая бедность» - и глубокая поляризация общества)
-низкая з/п
-разрушение отраслей социальной сферы, которые ориентированы на удовлетворение настоятельных потребностей населения.
- необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства
-необходимость реформирования системы здравоохранения
-необходимость реформирования системы образования
Принципы реформирования социальной сферы:
1. Гос. Гарантия необходимых человеку мин услуг, которые он может получить бесплатно. За остальное нужно платить.
2. Адресность и дифференцируемость.
3. Подушевое финансирование на основе возможности выбора гражданами бесплатной медицины и образования.
4. Патернализ и индивидуализм (самообеспеченность, самозанятость, самозащита).
Финансово-экономический кризис российской экономики : причины, механизм, последствия и роль ее развития. (даю много информации из выдержек и статей ,чтобы было индивидуально и чтобы размышления, так сказать, были)
А) Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:
· общей цикличностью экономического развития;
· перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;
· высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть);
· перегревом фондового рынка;
Кризисными признаками мирового кризиса 2008 можно назвать: потребительский бум в США, который привел к тому, что цены на сырьевые товары достигли своих исторических максимумов (нефть WTI $147,27 за баррель) . В крупнейшей экономике мира случился ипотечный кризис, затем последовали банкротства банков, страховых компаний и обвал рынка. Дальше началась цепная реакция, жертвами финансового кризиса в США стали Европа, Япония, Россия. Начались проблемы в реальном секторе экономики, по всему миру наблюдается падение промышленного производства. В числе причин текущего экономического кризиса. Называют ошибки банкиров, слабость мировой резервной валюты, раздутый пузырь долларовой массы, ипотечный кризис в США и т. П
По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года "начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований".
Первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, который перешёл в обвал котировок в конце июля.
Помимо общих факторов кризиса, существуют и специфические причины его быстрого развертывания в России. Внешне все выглядит парадоксально: кризис стремительно распространился в стране, отличавшейся особенно благоприятной макроэкономической ситуацией. Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал "перегрев" экономики.С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой -- быстрому наращиванию внешних заимствований. Всего за три года (2005--2007) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза.На начало 2005 г. он составил 108 млрд долл. США., а на конец 2007 г. - 417,2 млрд. Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса.
Снижение цен на нефть с мая 2007 года и ограничение заимствований на внешнем рынке вызвали существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии 2008 г. Чистый приток частного капитала в размере 83 млрд долл. США в 2007 г. превратился в его чистый отток в размере 130 млрд долл. в 2008 г.
Рост инфляции и ужесточение требований к получению кредитных ресурсов населением ведут к снижению платежеспособного спроса населения в качестве стимулирующего фактора развития экономики.
Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации; с конца ноября 2008 финансовые власти приступили к политике "мягкой девальвации" рубля.
Девальвация происходит из за снижений цен на нефть→ необходимо расширить валютный коридор→Чтобы обеспечить экономику валютой, ЦБ вынужден тратить золотовалютные резервы→ падение производства.
в) как выходили:
В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков.Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».
Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации; с конца ноября 2008 финансовые власти приступили к политике «мягкой девальвации» рубля, которая, по мнению журналиста «Независимой газеты», значительно ускорила спад в промышленности в ноябре — декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок.
Последствия: