Политика инфляционного таргетирования

Причины инфляции в РФ

Монетарные

· Увелич денежной массы

· Увелич скорости оборота денег

· Занижение валютного курса

· рост гос расходов и дифференциация бюджета

· Рост доходов населения без роста производительности труда

· Низкий уровень инвестиций в осн капитал

· Увеличение импорта

Немонетарные

· Структурные диспропорции в экономике

· Рентные отношения

· Монополизм производителей

· Инвестиц факторы

· Инфляционные ожидания

· Инфляционная ловушка

· Теневая экономика

В РФ гораздо большее воздействие на уровень инфляции оказывают именно немонетарные факторы.

Монетарные меры, направленные на подавление инфляции (ограничение денежного предложения, повышение резервных требований и ставки рефинансирования) провоцируют кризис банковской ликвидности. Однако инфляция в России носит немонетарный характер и не может быть остановлена с помощью ограничения спроса. Поэтому в условиях, сложившихся в российской экономике, некорректно противопоставлять задачи поддержания темпов роста и подавления инфляции. Поэтому,несмотря на то, что РФ уже 20 лет идет по пути монетаристов, я считаю, становить инфляцию в РФ с помощью только монетарных подходов невозможно, так как:

в основе монетарного учения лежит уравнение Фишера MV = PY , имеющее множество недостатков, таких как :

*временной лаг между ростом М и Р до 5 лет

*М ≠const в реальности

*Не учитывает расделения М на сбережение и инвестиции

*И, главное на мой взгляд, это то,что коэффициент корреляции за последние 20 лет = 0,12, что указывает на оч низкую связь между М и π

*укрепление курса нац валюты влечет снижение конкурентоспособности нации

*↓π на 1% влечет ↑безработицы на 2,5% и ↓ темпов эк роста на 4%

*возможность ловушек

монетаристская (адаптационная) политика направлена лишь на устранение последствий, не касаясь причин инфляции. Должна осуществляться, когда все хоз субъекты осознают и учитывают π (пересмотр з/п, ↑цен, ↑ставкки%).

Признаются меры по снижению π спроса. А в РФ это не есть основной вид инфляции. Такое же место имеют и π ожиданий, издержек и структурная π

Следуя такой антиинфляционной политике многим странам удавалось удержаться на плаву какое-то время, но подняться ни одной не удавалось.

вывод: для преодоления проблем инфляции необходимо использовать комплексную антиинфляционную программу по борьбе как с денежными, так и немонетарными факторами, а так же думать как об антиинфляционной политике (LR) так и об антиинфляционной практике (SR)

Макроэкономические условия подавления инфляционных процессов в современной эк системе России:

*эффективные гос программы,
*антимонопольная политика,
*усиление стимулов производственного накопление,
*изменение структуры производ. фондов,
*стимулирование кредит-инвест деят-ти банков,
*совершенствование налог политики

2. В чем суть, условия и проблемы использования политики инфляционного таргетирования в денежно-кредитной политики современной России ? Что такое инфляционная волна и как с ней надо бороться государству ?

Политика инфляционного таргетирования

Таргетирование– относительно новый способ борьбы с инфляцией; установление ЦБ целевых ориентиров ежегодного роста цен

Условие – доверие граждан

Проблемы

1) спрос на деньги

· необходимость добиться высокой производительности труда и эффективности ресурсов и всей нац экономики; добиться доверия иностранных инвесторов

· высокая инфляция, которую необходимо снижать. Но по статистике ЦБ может влиять всего на 25% от реальной π

· предложение денег

2) ↑кредитной эмиссии →↑номин. М → ↑совокупное потребление

· Коэффициент монетизации ( Км = (М2/ВВП) * 100% = 33% ) самый низкий в мире, приблизительно равен Км Мексики. В Китае Км = 200%, а нормой считается 50 – 100 %

· Обратная величина – скорость оборота денег. ↓Км→↑v

· Если внутри страны нехватка денег, то наблюдается рост внешнего долга.

· Если страна зависит от притока денег в страну, она перестает быть хозяином своей страны

Инфляционная волна

Явление,при котором инфляция начинается с базовых отраслей, например энергетики. Повышение цен в базовых отраслях ведет к повышению цен на рынке ресурсов, далее начинают повышать цены и на рынка товаров и услуг….что провоцирует очередную инфляцию в базовых отраслях, но уже на более высоком уровне….и опять пошла волна по кругу и так далее и опять…….

Условие: население и занятость =const, невыполнимо в реальных усл.

Политика инфляционного таргетирования - student2.ru Инфляционный налог получает гос-во ( налог на бедных), тк наиболее быстрый рост инфляции наблюдается среди товаров 1ой необходимости

Движение вниз очень трудно, тк можно попасть в ловушку

↓π → ↓АЕ → ↓совокупное предложение → спад производства → ↓U, а не↑

Способы борьбы

Для борьбы с инфляционной волной необходимо исходить не из приоритетов монополий, а из приоритетов макроэкономических отраслей. В развитых странах этой проблемой занимается ССТ – система согласованных тарифов, ее задача – просчет эффекта от повышения цен в одной отрасли в других отраслях

Сори за такой язык…как жидков на пальцах объяснял, так и написала……

3. Какие критерии лежат в основе определения качества госбюджета как основного средства регулирования экономики ?

Бюджет– форма образования и накопления денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задачи функций гос-ва, а так же местного самоуправления

Бюджет должен:

· Обеспечивать низкуб налоговую нагрузку на экономику

· Быть достаточным для реализации необходимых функции гос-ва в экономике

В идеале должно устанавливаться нулевое сальдо гос бюджета, когда Доходы=Расходы (критерий кач-ва)

Показатели сбалансированности и качества бюджета:

1) доля средств ежегодного распределения серез бюджет ВНП.

Чем выше уровень эк развития страны, тем большую долю средств, распределяемую через гос бюджет , она может себе позволить

2) уровень налоговой нагрузки

доля ВНП, изымаемого в виде налога (в РФ 35-37%; ресурсный характер налога)

3) покрывание бюджетных расходов доходами. критерий качества Доходы=Расходы

4) напряженность в бюдж-налог сфере. Возможность выбора правительством решений в условиях, когда разрыв между доходами и расходами увеличивается

5) структура бюдж расходов определяет величину бюдж долга

В РФ экстенсивное развитие ( темпы роста расходов больше темпов роста ВВП)

Необходимо интенсивное развитие.

Основная идея всех последних бюдж нововведений в условиях современного мирового кризиса концепции гос финансов – это переход к бюджетированию, ориентированному на результат ( соотнесение финн ресурсов и результатов деятельности государства

4. Укажите экономические и социальные причины неравенства доходов. Неизбежно ли углубление экономического неравенства в процессе перехода к рынку?

1) Экономические и социальные причины неравенства доходов

· Попадание населения в ловушки отсталости и бедности, низкий уровень образования и культуры

· Укоренившееся нежелание общества действовать своими силами, надежда на государственные реформы

· Неравные стартовые возможности богатых и бедных, существование систем взяток, ориентированность власти на удовлетворение собственных интересов

· Поляризация общества, разделения на 2 обособленных класса с разными требованиями к государству и потребностями

· концентрация доходов в отдельных отраслях, следовательно, диспропорции в оплате труда работников разных отраслей.

· Отстранение государства от формирования целенаправленных механизмов распределения с учётом долговременных и социально ориентированных целей.

· Отсутствие благоприятной среды для частного бизнеса и мелкого предпринимательства, что уменьшает возможности бедных слоёв увеличить доходы

· Убеждение государства в том, что с ростом ВВП автоматически решаются проблемы бедности

· Низкий уровень поддержки бедных слоёв, обеспечения занятости, доли трансфертов в бюджете страны, пренебрежение потребностями бедных слоёв.

· Отсутствие мер налогового характера

· Неэффективная политика доходов

· Коррупция административного аппарата

2) Углубление неравенства при переходе к рынку неизбежно. Переход из одной экономической системы к другой подразумевает такие изменения, при которых определённые группы общества адаптируются к новым правилам лучше, чем другие. Величина расслоения зависит во-первых, от того какая часть общества была заинтересована в переходе, а следовательно осознано подготовлена к нему. На практике переход к рынку, как к системе с высокой ролью индивидуального стремления, от системы равнораспределительной (традиционной, командной), влечёт за собой возможное увеличение доходов групп находящихся у власти или наиболее богатых, обладающих высокоценной собственностью, групп, а слои средне и малообеспеченные рискуют уменьшить доходы из-за медленной адаптации или неподготовленности. Подразумевается не только восприятие новых ценностей и правил взаимодействия, но и проблемы активного встраивания в рыночные структуры, участия в экономической жизни общества. Примером служит переход России к рыночной экономике, произошедший в одночасье, породив множество отрицательных суждений о его функционировании, и вообще существовании. Разрыв между богатыми и бедными в постсоветское время был огромным, а олигархи, трансформировавшиеся из чиновников и директоров, богатели. Неравенство при переходе возможно минимизировать, при проведении постепенных государственных мер «подготовки» общества и создании законодательной базы, учитывающей возможные осложнения.

5. В чем заключается политика регулирования доходов? Определите результативность этой политики применительно к современной России.

1)Политика доходов– система мер правительства с целью воздействия на личные доходы населения, инфляцию и цены, увеличение (уменьшение) реальных доходов, уменьшение их неравенства.

Направления: 1) политика «замораживания» з/п и цен; 2) п-ка выравнивания з/п (солидарная з/п); 3) п. развития - направлена на то, чтобы вывести страну из состояния стагфляции, посредством снижения подоходного налога и ограничения роста з/п; 4) политика сдерживания. Проводится за счёт сжатия ден. массы и снижения инфляции, включает : -регулирование доходов населения; - кто будет делать сборку напишите 2-ое, если не трудно, у меня пропущено; - защиту денежных доходов от инфляции путём индексации

Направления политики населения: - перераспределение доходов через гос. Бюджет; - предоставление соц. Гарантий путём финансирования соц. Сферы; - финансирование системы соц. защиты;

2) Результаты политики доходов в России:

· МРОТ определён минимумом потребностей, только физических, не включая духовные

· Прожиточный минимум определён границей выживания

· В МРОТ не учтены рост цен на продовольственные товары и возрастание тарифов на оплату коммунальных услуг

· Социальные пособия и пенсии не выполняют должной функции из-за несоответствия их денежного выражения количеству необходимых затрат

· Социальная помощь не является адресной

· Недоверие к государству со стороны общества, разочарованность в эффективности политики

· Ухудшение качества жизни связанное с кризисом, наличие задолженностей по з/п

· Повышения величины пенсий и выплат несущественны за счёт роста цен

В целом политика доходов нуждается пересмотре функционирования, реформировании структуры бюджета и контроле исполнительных органов, осуществляющих её. Эффективность политики на сегодняшний день мала, так как остаются нерешёнными и остро стоящими проблемы дифференциации и бедности.

Отличия РФ от западп

1)преобладание косвенных налогов

2)увеличенная доля ресурсных налогов

Условия федерализма:

1)Разграничение всех уровней власти

2)разграничение всех уровней власти финн ресурсами

3)если расходные полномочия больше доходных, то перераспр финн ресурсов между регионами через бюдж трансферты

Как показывают результаты многочисленных исследований по проблемам российского фискального федерализма, а также опыт авторов в изучении межбюджетных отношений в России, нельзя сказать, что российский фискальный федерализм является эффективным

В настоящее время системе отношений между федеральными и региональными органами власти Российской Федерации присущи следующие недостатки:

1) В последние годы федеральные органы власти заключили двусторонние договоры и соглашения о разграничении полномочий и предметов ведения с различными субъектами Федерации, в которых зачастую устанавливался индивидуальный порядок взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Условия указанных соглашений отличаются друг от друга и от федерального законодательствав зависимости от региона, что усложняет систему межбюджетных отношений,придает ей непрозрачный и субъективный характер.

2) Законодательно закрепленная система распределения доходных полномочий и расходных обязательств между уровнями государственной власти в России имеет неопределенный характер(это характерно для всех уровней бюджетного регулирования

3) Общий объем перераспределяемых ресурсов между участниками межбюджетных отношений неоправданно велик.

4) При том, что сложившаяся система межбюджетных отношений поощряла регионы с большими бюджетными расходами (не всегда обоснованными) и регионы, не в полной мере использовавшими свой налоговый потенциал, федеральные финансовые ресурсы не направлялись в субъекты Федерации с низким уровнем обеспечения социальной инфраструктурой.

5) В течение долгого времени федеральное правительство не находило политической воли для утверждения прозрачного и объективного механизма распределения федеральной финансовой помощи.

6) В России наблюдаются менее благоприятные последствия межрегиональной конкуренции.

Соц. Попечительство

Перераспределение финансовых ресурсов между различными группами населения с исполнением механизмов бюджетно- налоговой польитики.

Осн. Характеристики:

-бесплатная социальная помощь и предоставление услуг

-регулирование минимальной з/п

-осуществление независимо от стажа, квалификации

3) Социальное страхование – основной вид эконом защиты населения

Цель: обеспечить человеку эк защиту в случае болезни, старости, несчастного случая на производстве.

Принципы:

-общеобязательность или добровольность

-участие государства в выплатах

-неналоговый характер финансирования

4) социальное развитие – повышение качества жизни наиболее массовых слоев населения.

Направления:

-социальная поддержка –улучшение соц климата, понижение бедности и соц расслоения, интеграция инвалидов

-занятость и развитие рынка труда , повышение гибкости.

Причины:

- проблема бедности и расслоения населения (научно : бедность населения во всех формах своего проявления – «зоны бедности», «новые бедные», «экономическая бедность», «устойчивая бедность» - и глубокая поляризация общества)

-низкая з/п

-разрушение отраслей социальной сферы, которые ориентированы на удовлетворение настоятельных потребностей населения.

- необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства

-необходимость реформирования системы здравоохранения

-необходимость реформирования системы образования

Принципы реформирования социальной сферы:

1. Гос. Гарантия необходимых человеку мин услуг, которые он может получить бесплатно. За остальное нужно платить.

2. Адресность и дифференцируемость.

3. Подушевое финансирование на основе возможности выбора гражданами бесплатной медицины и образования.

4. Патернализ и индивидуализм (самообеспеченность, самозанятость, самозащита).

Финансово-экономический кризис российской экономики : причины, механизм, последствия и роль ее развития. (даю много информации из выдержек и статей ,чтобы было индивидуально и чтобы размышления, так сказать, были)

А) Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:

· общей цикличностью экономического развития;

· перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;

· высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть);

· перегревом фондового рынка;

Кризисными признаками мирового кризиса 2008 можно назвать: потребительский бум в США, который привел к тому, что цены на сырьевые товары достигли своих исторических максимумов (нефть WTI $147,27 за баррель) . В крупнейшей экономике мира случился ипотечный кризис, затем последовали банкротства банков, страховых компаний и обвал рынка. Дальше началась цепная реакция, жертвами финансового кризиса в США стали Европа, Япония, Россия. Начались проблемы в реальном секторе экономики, по всему миру наблюдается падение промышленного производства. В числе причин текущего экономического кризиса. Называют ошибки банкиров, слабость мировой резервной валюты, раздутый пузырь долларовой массы, ипотечный кризис в США и т. П

По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года "начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований".

Первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, который перешёл в обвал котировок в конце июля.

Помимо общих факторов кризиса, существуют и специфические причины его быстрого развертывания в России. Внешне все выглядит парадоксально: кризис стремительно распространился в стране, отличавшейся особенно благоприятной макроэкономической ситуацией. Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал "перегрев" экономики.С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой -- быстрому наращиванию внешних заимствований. Всего за три года (2005--2007) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза.На начало 2005 г. он составил 108 млрд долл. США., а на конец 2007 г. - 417,2 млрд. Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса.

Снижение цен на нефть с мая 2007 года и ограничение заимствований на внешнем рынке вызвали существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии 2008 г. Чистый приток частного капитала в размере 83 млрд долл. США в 2007 г. превратился в его чистый отток в размере 130 млрд долл. в 2008 г.

Рост инфляции и ужесточение требований к получению кредитных ресурсов населением ведут к снижению платежеспособного спроса населения в качестве стимулирующего фактора развития экономики.

Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации; с конца ноября 2008 финансовые власти приступили к политике "мягкой девальвации" рубля.

Девальвация происходит из за снижений цен на нефть→ необходимо расширить валютный коридор→Чтобы обеспечить экономику валютой, ЦБ вынужден тратить золотовалютные резервы→ падение производства.

в) как выходили:

В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков.Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».

Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации; с конца ноября 2008 финансовые власти приступили к политике «мягкой девальвации» рубля, которая, по мнению журналиста «Независимой газеты», значительно ускорила спад в промышленности в ноябре — декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок.

Последствия:

Прогноз МВФ

По прогнозу МВФ (опубликован в апреле 2009 года) мировой ВВП в 2009 году сократится на 1,3 процента, а в 2010-м вырастет на 1,9 процента. Однако надо иметь в виду, что ещё в начале 2009 года МВФ ожидал роста мировой экономики на 0,5 процента в 2009 и 0,8 процента — в 2010 году. Также был понижен прогноз по темпам роста экономик развитых стран — ожидается, что в текущем году их ВВП сократится в среднем на 3,8 процента против 2 процентов, ожидавшихся ранее. В частности, экономика США уменьшится на 2,8 процента, еврозоны — на 4,2 процента, Великобритании — на 4,1 процента, а Японии — на 6,2 процента.

Объёмы мировой торговли в 2009 году снизятся на 11 процентов. В январе 2009 года МВФ считал, что следует ожидать сокращения этого показателя на 2,8 процента. В 2010 году рост объёмов мировой торговли составит только 0,6 процента. В связи с этим весьма вероятно, что в дальнейшем прогноз также будет серьёзно корректироваться.

Согласно докладу МВФ, ВВП России в 2009 году уменьшится на 6 процентов. При этом восстановление российской экономики начнётся не раньше 2010 года, когда ВВП страны вырастет только на 0,5 процента.В январе 2009 года МВФ ожидал сокращения экономики России в 2009 году на 0,7 процента и роста на 1,3 процента в 2010-м. Рост потребительских цен в России в текущем году составит 12,9 процента, а в 2010-м году — 9,9 процента. Профицит платёжного баланса в 2009 году достигнет 0,5 процента ВВП, а в 2010-м — 1,4 процента ВВП. Экономика 12 государств СНГ в 2009 году сократится на 5,1 процента, но уже в 2010 году вырастет на 1,2 процента. То есть страны бывшего СССР окажутся более пострадавшими от кризиса, чем мир в целом.

Некоторые агентства (Moody´s, Control Risks) прогнозируют опасность суверенных дефолтов стран, нуждающихся во внешней помощи (Греция, Украина, Казахстан

Какая из существующих в мировой практике моделей социальной политики ограничена России и ей необходима? К какой модели соц. политики движется Россия? Совпадают ли векторы движения, обозначенные в первых двух вопросах?

Тип механизма реализации Существующие Модели (как есть) Перспективные Модели (как должно быть)
По типу поддержания соц. стабильности в обществе Силовая модель с элементами экономической Экономическая модель с элементами силовой модели
По типу участия государства в реализации соц. политики Административная модель Стимулирующая модель с элементами благотворительной модели
По типу ценностных Ориентаций Традицеоналистская модернизационная промежуточная Модернизационная С элементами промежуточной
По типу базового действия в осуществлении политики соц. защиты Соц. Вспомоществование и соц. попечительство с элементами соц. страхования Соц. развитие с элементами соц. страхования
По типу субъекта соц. ответственности Патерналистская модель с элементами либеральной. Консервативно-кооперативная с элементами патернализма.

Структурные деформации.

В основе структурных деформаций лежат ценовые диспропорции, которые вызваны неспособностью стоимостных регуляторов сбалансировать процессы воспроизводства в условиях экономического кризиса;

Накопленные российской экономикой за предшествующие годы структурные деформации многочисленны и разнообразны. Они отражены, во-первых, в отраслевой структуре, в гипертрофии тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса, отставании производственной и социальной инфраструктуры, разбухании незавершенного строительства и др.Во-вторых, в технологической структуре производства: вследствие того, что прежняя экономика отторгала технологические инновации, значительная, если не преобладающая, часть наших предприятий имеет морально устаревшую материально-техническую базу, не позволяющую рассчитывать на
успешную деятельность в условиях рынка. В-третьих, — в техническом уровне и качестве выпускаемой продукции, что было обусловлено замкнутостью советской экономики, отсутствием в ней конкуренции и других институциональных механизмов, способных блокировать выпуск и реализацию низкокачественных товаров. В-четвертых, — в размерной структуре производства —доминировании крупных и сверхкрупных предприятий при почти полном отсутствии малых. В-пятых, — в системе существовавших между предприятиями хозяйственных связей, которые устанавливались в централизованном порядке и практически без учета их влияния на издержки производства и конечные результаты деятельности.

Основные типы деформаций следующие:

· Деформации, проявляющиеся в неконкурентоспособности российской промышленности по сравнению с импортными товарами, и товарами, производимыми иностранными фирмами на территории России. Данный вид неконкурентоспособности создает «статические" сравнительные преимущества для России в добывающих отраслях, в то время как обрабатывающие отрасли находятся в существенно менее выгодном положении.

· Заниженность по сравнению с мировыми ценами тарифов на электроэнергию и перекрестное субсидирование различных секторов экономики за счет неодинаковых для всех потребителей цен на электроэнергию.

· Неконкурентоспособность в среднесрочном и долгосрочном плане предприятий обрабатывающей промышленности, расположенные в отдаленных регионах со сравнительно небольшим спросом на свою продукцию.

· Развитие большого числа отраслей промышленности в советские времена из-за общей закрытости экономики. В связи с открытием экономики, российская экономика должна стать более специализированной, что приведет к отмиранию одних отраслей и более быстрому развитию других, что может вызвать значительные социальные проблемы.

· Серьезный перекос в структуре экономики в последние годы в сторону добывающих отраслей, что частично связано с наибольшей конкурентоспособностью этих отраслей на момент открытия российской экономики для международной торговли.

ряд мер экономической политики, которые могут позволить преодолеть упомянутые деформации. В качестве таких мер обсуждаются действия, направленные на улучшение инвестиционного климата и повышение гибкости и мобильности экономики, причем работа аргументирует против применения государственных субсидий и кредитов; развитие сектора услуг, в т. ч. финансового и страхового секторов и сектора розничной торговли; повышение мобильности и гибкости рынка труда как в географическом, так и в профессиональном направлении.

Пути преодоления

Кредиты должны выдаваться только тем заёмщикам, которые в состоянии их погасить, то есть, являются
кредитоспособными. Для этого должна быть создана единая система учёта заёмщиков. Нельзя допускать
получение кредитов одними и теми же заёмщиками в разных банках, если они уже перегружены кредитами.
Кроме этого, необходимо вернуться к практике документального подтверждения доходов заёмщиков, а
крупные суммы выдавать только под обеспечение (поручительство, залог и др.).

Следующим шагом должно
стать возобновление массового кредитования населения и юридических лиц. Здесь необходима
государственная поддержка банков, так как нельзя допустить повышение роста процентной ставки из-за
роста уровня кредитных рисков. Начало кредитования станет началом на пути выхода из кризиса.
Вливание инвестиций возобновит рост производства.

В торговом обороте больше не будут принимать участие неплатёжеспособные заёмщики,
так как их доступ к кредитам закрыт. Поэтому те объёмы продаж, которые были до кризиса, мы сможем
достичь лишь спустя несколько лет, когда вырастут реальные доходы населения и сократится уровень
безработицы. Обязательным условием кредитования должно быть обеспечение возврата кредита. Это
главное условие обращения кредитных денег и как показала практика, пренебрежение этим принципом
ведёт к нежелательным последствиям.

Главным условием выхода из экономического кризиса является
дальнейшее развитие перерабатывающего сектора экономики. Необходимо уходить от нефтяной зависимости,
так как цена на нефть не стабильна и поддержание её высокого уровня требует проведения особой
внешнеэкономической политики и больших затрат. Необходимо создавать чётко действующий механизм
вложения денег в российскую экономику и в российскую промышленность.

Государство должно четко формулировать текущие и перспективные задачи для устранения распыления ресурсов по всем областям экономики. Для успешного управления структурными процессами необходимо на федеральном уровне сформировать концептуальный стержень структурной перестройки промышленности, который целесообразно оформить в виде долгосрочной стратегии структурной политики государства на период 10-12 лет. Концепция должна включать в себя цели структурных преобразований промышленности, базовые национальные приоритеты и методы государственного регулирования в рамках бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной политики.

Структурные сдвиги

Под структурными сдвигами понимаются изменения внутреннего строения экономической системы, взаимосвязей между ее элементами, которые сопровождаются преобразованием основных (интегральных) системных качеств. Структурные сдвиги рассматриваются в качестве несущей опоры формирования нового качества общественных производительных сил и производственных отношений;

по охвату хозяйственных элементов выделяют макро-, мезо-, микро- и наносдвиги. структурные сдвиги в экономике
> в виде структурных сдвигов воплощается внедрение в экономику достижений научно-технического прогресса

структурные сдвиги в экономике развитых странан:

1) ↓доли топливно-энергетического комплекса по всем макроэкономическим показателям

2) ↓ доли с/х, лесного хозяйства, тяжелой промышленности

3) Быстрый рост доли отраслей, связанных с оказанием социальных услуг (наука, здравоохранение, соц обеспечение)

Недостаточный динамизм прогрессивных структурных сдвигов в российской экономике по сравнению с более развитыми странами привел к отставанию ее развития от структуры экономики первых, возникновению диспропорций между нынешней структурой производства и общественными потребностями.

отставание РФ в развитии по сравнению со структурой экономики промышленно развитых стран (США, ФРГ, Япония); глубокий структурный кризис, протекающий на фоне общего экономического спада; наличие структурных деформаций, порожденных центрально-планируемой экономикой (монополизм, раздутый военно-промышленный комплекс, центростремительная инфраструктура); дезинтеграция экономического пространства. Состояние структуры российской экономики характеризуется наличием доиндустриальных, постиндустриальных и индустриальных структурных элементов при явном господстве последних;

- доказана необходимость целенаправленного вмешательства государства в процессы структурных изменений в целях достижения эффективной экономической структуры. Требуется сознательная деятельность общества по обеспечению оптимального режима. Особенно это актуально в условиях переходной экономики России. Установлено, что структурные изменения способны стать действенным фактором коренных преобразований в переходной экономике, вывода ее на качественно новый уровень развития только в том случае, если будет выработана комплексная программа структурных сдвигов в соответствии с идеологией стратегического планирования, перспектив экономического роста и социального прогресса.

Развитые страны

Конечной целью реализации структурной политики стало послабление централизации и предоставление большей гибкости организационным формам капиталистического производства, усиление самостоятельности производственных звеньев, приспособление национальных структур экономики стран Западной Европы к требованиям НТР. Структурные сдвиги оказывали содействие большей мобильности рабочей силы в пределах региона, а также перестройке системы образования, подготовки и переподготовки кадров, которые отстает от изменений в технике и технологиях. Западноевропейская экономика имеет выразительный постиндустриальный характер. Для ее структуры присущий довольно высокий удельный вес как традиционных, так и новых прогрессивных областей.

Страны с переходной экономикой:

Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.

Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы для инвестирования проектов, главным образом в реальном секторе экономики.

Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).

В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Од

Наши рекомендации