Принципы промышленной политики.
· Свобода производственной деятельности – этот принцип является главным условием для достижения сформулированной цели и задач промышленной политики. Данный принцип подразумевает поэтапную отмену правовых норм, направленных на ограничение свободы, производственной деятельности по тем или иным основаниям. (например: отказ от лицензирования, переход к альтернативным методам регулирования). Для того, чтобы осуществлять отдельные виды деятельности нужны лицензии.
· Равноправие прав отдельных форм собственности. Промышленная политика не должна предоставлять льготы и преференции только на основы формы собственности на производственные предприятия. Муниципалитеты, юридические, физические лица должны иметь право, иметь в собственности недра, крупные водные объекты и иные виды природных ресурсов. Ограничения такого рода должны касаться только тех объектов, которые могут быть использованы для реализации властных полномочий государства.
· Снижение уровня обязательств государства, выходящих за пределы его роли в современном мире при сохранении исключительной ответственности государства за исполнение своих обязательств.Промышленная политика не является частью социальной политики. Цель промышленной политики – поэтапный отказ от обременения производителей товаров и услуг социальными обязательствами. Переход к адресной поддержке целевых групп за счёт средств бюджетной системы.
· Защита интересов российских производителей на международной арене без ущемления интересов российских потребителей. Из данного принцип вытекает, что вступление или невступление в двух и многосторонние междугородние договоры, а также международные организации должно рассматриваться как инструмент защиты российских производителей товаров и услуг. Недопустимо проведение внешней экономической политики на основе только идеологических мотивов, а также в ущерб интересам российских потребителей.
· Равноправие граждан России и иностранных государств. Гос-во должно предоставлять гражданам РФ и в самой РФ и за рубежом не меньше прав, чем имеют граждане других стран. Одним из следствий этого принцип является свобода для граждан РФ осуществлять любые операции связанные с перетоком капитала заграницу (инвестиции за рубежом, открытие счетов в иностранных банках, страхование и тд.
· Приоритет актов прямого действия. При создании нового законодательства несомненный приоритет должен отдаваться актам прямого действия, недопускающего инструкций, разъяснений, методических материалов и иных документов, которые относятся к ведомственным подзаконным актам.
· Приоритет косвенных методов поддержки промышленности перед прямыми.Прямые методы промышленной политики связаны с распределением и перераспределением ресурсов для занятия производственной деятельностью непосредственно государством с целью стимулирования или дестимулирования тех или иных направлений деятельности. К прямым методам относятся субсидирование видов экономической деятельности, предприятий и регионов, прямые государственные инвестиции. Создание гос предприятий, субсидирование процентных ставок и тд. Российский и международный опыт показывает, что в современной экономической среде средства прямой поддержки оказываются неэффективными и более того, расточительными, поэтому основными средствами современной промышленной политики должны быть косвенные методы, такие как: - Принятие нормативных актов, регулирующих деятельность отдельных видов экономической деятельности, либо промышленности в целом, но не предусматривающих прямой поддержки (техническое регулирование, стимулирование инновационной деятельности и другие). Принятие и реализация законодательных норм, изменяющих риски, которые связаны с тем или иным видом экономической деятельности (тоже техническое регулирование, замена лицензирования страхования) – создание условий для развития фин инфраструктуры для занятия производственной и особенно инновационной деятельностью. Снятие ограничений на производственную деятельность и снижение её институциональных издержек. Создание совместных предприятия с негосударственными хозяйствующими субъектами. Здесь предполагается совместная реализация какого либо проекта. Введение в хоз оборот отдельных видов ресурсов ранее из него исключённых. – политика гос закупок – и другие
· Одновременное действие разных режимов регулирования. Формирование конкурентных типов регулирования на практике позволяет выявить тот тип, который связан с наименьшими издержками для потребителей, предпринимателей и государства.
Направления промышленной политики.
Направления промышленной политики, имеющие долгосрочный характер.
1) Освобождение вновь создаваемых предприятий от ценового и антимонопольного регулирования. Данный подход состоит в наличии разных правовых и регулятивных режимов « для старых и новых активов». Старые активы – были созданы ещё во время существования СССР, а новые активы – активы, которые созданы за время с начала приватизации.
2) Освобождение государства от производственных активов. Государство представляет собой особую форму общественного потребления, а не производства. Осуществление государством производственной деятельности очень часто является экономически неэффективным, поэтому гос собственность на производственные предприятия и производственные активы допустима в случая, связанных с обеспечениях внутренней и внешней безопасностью граждан.
3) Переход от регулирования естественных монополий к регулированию ключевой инфраструктуры. Отрасли ключевой инфраструктуры – сферы деятельности, которые кроме удовлетворения спроса потребителей на те или иные услуги обременятся достижением иных социально-значимых целей. Наиболее распр соц значимые цели: обеспечение общедоступности услуг в рамках социальной политики государства, обеспечение повсеместности услуг в рамках социальной политики, защита окружающей среды. Стимулирование конкуренции. Обеспечение необходимого уровня инфраструры услуг в случае войны, стихийоного бедствия или иного ЧС.
Государственное регулирование цен, регулирование цен за рубежом.ДОКЛАД ГЕРМАНИЯ.
Отмена лицензирования (4 направление) и замена его техническим регулирование и страхованием.
Альтернативой лицензирования может быть страхование, которое совмещает механизмы предотвращения ущерба и механизмы получения компенсации в случае причинения ущерба. Так обязательное страхование может создать для предпринимателей те же стимулы к предотвращению ущерба, что и лицензирование.
Вторым направлением замены является техническое регулирование. Данный вид регулирования в отличии от лицензирования задаёт требования к безопасности тех или иных видов продукции или производственных процессов, но он не является предварительным барьером для входа на рынки, имеющим разрешительный характер.
Изменения в налоговой системе.
Использование налоговых льгот и различных преференций в качестве прямого метода реализации промышленной политики будет постепенно исключено. В будущем необходимо расширить сферу действия специальных налоговых режимов, предполагающих упрощённую систему налогообложения. При дальнейшем совершенствовании системы будет возможность отказа от НДС в пользу налога с продаж.
Меры краткосрочного характера.
Совершенствование антимонопольного регулирования. Предполагается постепенное смягчение той части антимонопольного законодательства, которая направлена на исправление результатов деятельности различных компаний на рынках. Но одновременно следует ужесточить применение той части антимонопольного законодательства, которая направлена на пресечение монополистических действий органов власти и местного самоуправления.
Второе направление краткосрочных мер – наука и высшее образование. Для промышленной политики имеет большое значение состояние рынка труда и соответственно обеспечение производства квалифицированными кадрами. Государство должно обеспечивать финансирование не организации высшего образования, а самих студентов выделяя им средства на обучения, гос средства получат не все студенты, а наиболее талантливые. Такая система позволит более тонко и целенаправленно проводить гос политику в области подготовки кадров.
Третье краткосрочное направление – оборонно-промышленный сектор. Оборонная политика в данной сфере должна учитывать складывающиеся в мире тенденции развития производства различных вооружений и военной техники. В этой связи можно определить следующие основные меры:
1) Сохранение под государственным контролем тех предприятий, которые специализируются на производстве вооружений, военной техники, боеприпасов.
2) Поэтапный перевод всех прочих видов оборонных производств в общегражданский режим функционирования
3) Разработка законодательства, регулирующего использование временно свободных мощностей, военного транспорта и других производственных мощностей под ведомственных министерству обороны для выполнения гражданских заказов.
4) Повышение прозрачности оборонного бюджета для гражданского контроля и другие.
Меры краткосрочного характера:
1) Поддержка отечественного производителя преимущественно через поддержку экспорта. Поддержка экспорта – один из важнейших направлений современной экономической политики. К числу конкретных мер такой поддержки можно отнести:
a. Помощь государства в преодолении административных и иных торговых барьеров.
b. Организация банков данных внешнеторговой информацией и её распространение среди участников внешнеэкономической деятельности.
c. Оказание консультационных услуг экспортёрам.
d. Содействие со стороны государства в разрешении торговых конфликтах на внешних рынках.
e. Помощь в подготовке тендерной документации. Лоббирование интересов российских участников в ходе проведения официальных тендеров за рубежом. И другие