Средство оценивания: письменный опрос
Шкала оценивания:
– оценка «отлично» выставляется студенту, если студент не только глубоко и прочно усвоил весь программный материал, но и проявил знания, выходящие за его пределы, почерпнутые из дополнительных источников (учебная литература, научно-популярная литература, научные статьи и монографии, сборники научных трудов и интернет-ресурсы и т. п.); умеет самостоятельно обобщать программный материал, не допуская ошибок, проанализировать его с точки зрения различных школ и взглядов; увязывает знания с практикой; приводит примеры, демонстрирующие глубокое понимание материала или проблемы;
– оценка «хорошо»выставляется студенту, если студент твердо знает программный материал, грамотно и последовательно его излагает, увязывает с практикой, не допуская существенных неточностей в ответе на вопросы;
– оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если студент усвоил только основной программный материал, но не знает отдельных положений, в ответе допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала;
– оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если студент не знает значительной части основного программного материала, в ответе допускает существенные ошибки, неправильные формулировки.
3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Перечень тем рефератов, докладов и эссе по курсу «История»
Тема 1.Введение в дисциплину. История как наука.
1. Предмет истории, ее задачи и источники, хронологические и территориальные рамки.
2. История как действительность и история как наука.
3. Своеобразие исторического познания.
4. Трудности получения адекватного знания о прошлом.
5. Методы исторического познания.
6. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению прошлого и их соотношение.
7. Развитие исторических знаний в античности и средневековье.
8. «Научная революция» Нового времени.
9. Понятие историографии. Роль историографии в системе исторических дисциплин.
10. Периодизация развития исторических знаний в России: «летописный» период; дворянская историография XVIII – начала XIX вв.; буржуазная историография XIX – начала XX вв.; утверждение марксизма в качестве официальной методологии истории после 1917 г.; современная историография.
11. Выдающиеся отечественные историки: В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), Н. М. Карамзин (1766-1826 гг.), Н. И. Костомаров (1817-1885 гг.), С. М. Соловьёв (1820-1879 гг.), В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), М. Н. Покровский (1868-1932 гг.), Б. Д. Греков (1882-1953 гг.), Б. А. Романов (1889-1957 гг.), Л. В. Черепнин (1905-1977 гг.), Б. А. Рыбаков (1908-2001 гг.), Л. Н. Гумилёв (1912-1992 гг.), А. А. Зимин (1920-1980 гг.), Р. Ш. Ганелин (1926-2013 гг.), Ю. Д. Марголис (1930-1996 гг.), В. И. Старцев (1931-2000 гг.), Е. Р. Ольховский (1931-2003 гг.), Р. Г. Скрынников (1931-2009 гг.), Б. В. Ананьич (1931-2015 гг.), И. Я. Фроянов (род. 1936 г.), С. Г. Кащенко (род. 1949 г.), М. Ф. Флоринский (род. 1952 г.) (по выбору студента).
Тема 2. Образование древнерусского государства. Киевская Русь.
1. Русь и норманны. «Варяжская проблема» в отечественной историографии.
2. Русь и кочевники (X – начало XIII вв.).
3. Великий Новгород – военный и торговый форпост Руси на западных рубежах.
4. Батыево нашествие: «кавалерийский набег» или завоевание?
Тема 3. Политическая раздробленность. Борьба за независимость и объединение русских земель в XIII – начале XVI вв.
1. Иван Калита и его преемники.
2. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский.
3. Русское государство второй половины XV в. «Судебник» 1497 г Ивана III. как правовой памятник эпохи.
4. Московский великокняжеский двор и особенности его становления.
5. Основные приоритеты внешней политики Московского государства в XV – начале XVI вв.
Тема 4. Русское единое государство в середине XVI-XVII вв.
1. Политические взгляды Ивана Грозного.
2. «Судебник» 1550 г. Ивана IV как юридический памятник эпохи.
3. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным.
4. Борис Годунов – умелый правитель или ловкий интриган?
5.Феномен российского самозванчества. Лжедмитрий I. Лжедмитрий II.
6. Борьба русского народа за сохранение национальной независимости в начале XVII в.
7. Россия XVI в.в. глазами иностранцев.
8. Государство и казачество в XVI-XVII вв.
9. Государство и церковь в XVII в. (реформа Никона и русское старообрядчество)
10. Украинский вопрос во внешней политике России XVII в.
11. Династический кризис и борьба за власть в 70-е – 80-е гг. XVII в.
Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие России в период первой волны модернизации (XVIII в.)
1. «Отец отечества» (патернализм как основа внутренней политики Петра I).
2. Налоговая реформа как основа социальной политики Петра I.
3. «Устав морской» и «Устав воинский». Создание регулярной армии и флота.
4. Государство и церковь в первой четверти XVIII в.
5. Петровская реформа в области культуры и быта.
6. Женщины на российском престоле (1725-1796 гг.).
7. «Железная маска» российского престола. Иоанн VI.
8. Фавориты и их роль в государственном управлении империей в XVIII в. (Бирон, братья Шуваловы, братья Разумовские, братья Орловы).
9. Петр III – самодур на троне или непонятый государственный деятель?
10. «Литературная дуэль»: А. Н. Радищев и Н. И. Новиков против Екатерины II.
11. «Восточный вопрос» во внешней политике России в XVIII в.
12. Выдающиеся российские полководцы и флотоводцы XVIII в. (П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Г. А. Спиридов, Ф. Ф. Ушаков).
13. «Бедный Павел» (Политический портрет Павла I).
14. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова.
Тема 6. Российская империя в первой половине XIX в.
1. Либералы и консерваторы в окружении Александра I.
2. Выдающиеся полководцы Отечественной войны 1812 г. (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион).
3. Декабристские проекты государственного переустройства. Влияние масонских идей на декабристское движение.
4. «Теория официальной народности»: авторы, основные идеи и их критика.
5. Кавказская война.
6. Венский конгресс и Священный союз.
Тема 7. Россия во второй половине XIX в.
1. Александр II и правительственный либерализм.
2. Развитие предпринимательства в контексте экономической политики 60-90-х гг. XIX в.
3. Деятели революционного движения (персоналии по выбору).
4. Политический портрет Александра III.
5.Дипломатическая борьба вокруг создания военно-политических блоков и поиск союзников России во второй половине XIX в.
Тема 8. Россия в началеXX в.: революция или реформы?
1. Политический портрет Николая II.
2. Консерваторы и либералы в окружении последнего российского императора.
3. Революция 1905-1907 гг. и изменения в системе государственного управления.
4. Военно-политические блоки в Европе в начале XX в.: причины возникновения, основные этапы деятельности и ее итоги.
5. Феномен Распутина – миф или реальность?
6. Последние дни монархии в России.
Тема 9. Расколотая страна: Россия в период революции и Гражданской войны (1917-1922 гг.)
1. Политические партии России в 1917 г. и их борьба за влияние в массах.
2. Законодательная практика Временного правительства.
3. В. И. Ленин и А. Ф. Керенский: сравнительная политическая характеристика.
4. Идея военной диктатуры в условиях революции и ее реализация в России.
5. Внутрипартийная борьба вокруг идеи В. И. Ленина о немедленном вооруженном восстании в сентябре – октябре 1917 г.
6. Первые декреты советской власти.
7 «Красный» и «белый» террор в годы Гражданской войны.
8. Аграрные программы «белых» правительств.
9. Проблема немецких денег в русской революции.
10. Иностранная военная интервенция в Советской России.
11. Русская православная церковь в первые годы советской власти.
Тема 10. Развитие советского общества на основе новой экономической политики (1921-1929 гг.)
1. Нэп и «военный коммунизм»: сравнительная характеристика.
2. Финансовая реформа Г. Я. Сокольникова: достоинства и недостатки.
3. Частное предпринимательство в 1920-х гг.
4. Причины образования и этапы создания СССР. В. И. Ленин и И. В. Сталин: две модели создания нового государства.
5. «Письмо к съезду» В. И. Ленина как опыт характеристики партийных и государственных деятелей.
6. Г. В. Чичерин – дипломат нового типа.
7. Национальная политика РКП(б) –ВКП(б) в 1920-е гг.
Тема 11. Поворот к административно-командным методам строительства социализма. Формирование тоталитарной системы (1929-1941 гг.)
1. Капиталистическая и социалистическая индустриализация в России: сравнительная характеристика.
2. Ленинский план кооперации и сталинский план коллективизации: сравнительный анализ.
3. Политический портрет И. В. Сталина.
4. А. Я. Вышинский и система советского судопроизводства в период массовых репрессий.
5. Просчеты советской дипломатии накануне Великой Отечественной войны: итоги и уроки.
Тема 12. СССР в годы Второй мировой войны. Победа советского народа в Великой Отечественной войне
1. Полководцы Великой Отечественной войны (персоналии по выбору).
2. Героическая оборона Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
3. Деятельность А. А. Власова и Русская Освободительная Армия.
4. Народная война: партизанское движение и тыл.
5. Советская дипломатия и проблема второго фронта в Европе.
Тема 13. СССР в первое послевоенное двадцатилетие. Закат сталинизма (1945-1953 гг.). Хрущевская «оттепель» – первые шаги демократизации (1953-1964 гг.)
1. Политические альтернативы 1953 г.
2. Политический портрет Н. С. Хрущева глазами современников и историков.
3. «Оттепель» в политической, экономической и духовной сфере.
4. Внешняя политика СССР в 1950-х – начале 1960-х гг. Отношения с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Карибский кризис: итоги и уроки.
5. Г. К. Жуков и его роль в политической жизни страны (1940-е – конец 1960-х гг.).
Тема 14. Трудности и противоречия развития СССР (1965-1985 гг.). Нарастание кризисных явлений в стране.
1. Реформа в промышленности в середине 1960-х гг.: подготовка, основные мероприятия, итоги.
2. Политический портрет Л. И. Брежнева.
3. Диссидентское движение в СССР.
4. Война в Афганистане: итоги и уроки.
5. Политический портрет Ю. В. Андропова.
6. Национальная политика СССР в 1964-1985 гг.
7. Политика разрядки: идеология, основные направления, результаты.