Государственные реформы XVIII века
Сильнейшим стимулятором петровских реформ было неудачное начало Северной войны. Под Нарвой была потеряна вся артиллерия. Стало ясно, что придется заново создавать армию, обеспечить ее оружием, боеприпасами, обмундированием. Бурное создание мануфактур осуществлялось не ради развития экономики или получения прибыли, а было обусловлено жесткой необходимостью полностью удовлетворить нужды армии и флота. Сложившаяся ситуация заставила Петра осознать необходимость увеличения и перевооружения армии, определить характер и особенности всей экономической политики петровского правительства.
Сущность преобразований Петра I заключалась в том, что они представляли собой классический пример радикальных принудительных реформ, проведенных государством «сверху». Инициатива, исходящая от общества, то есть «снизу», оказалась невостребованной. Основным инструментом проведения реформ было законодательное регулирование всех сторон жизни общества. Петровское законодательство охватывает буквально все сферы общественной жизни: регламентирование промышленности, внешней торговли, армии и флота, управления различными слоями населения [6].
В области экономики петровские преобразования были направлены, прежде всего, на форсированное строительство казенных заводов по стратегически важным для государства производствам. Уже в связи с азовскими походами и строительством воронежского флота был расширен Боринский железоделательный завод, построены у Воронежской верфи Липецкий доменный и Кузьминский молотовый заводы. В Тульском округе были расширены и переоборудованы оружейные заводы, которые к концу царствования Петра изготовляли 15 тысяч ружей и тысячу пистолетов в год.
Для снабжения армии и флота, для продажи на внутреннем рынке и вывоза за границу были основаны 15 суконных и шерстяных, 11 полотняных и парусных, 14 кожевенных, 9 шелковых, 6 бумажных, много пороховых, канатных и других мануфактур. Всего к концу царствования Петра в России действовало 221 промышленное предприятие, из них 200 фабрик и заводов было основано в петровскую эпоху.
Во все концы страны рассылались письма и грамоты царя то с советом, то с грозным приказом искать железо, серебро и свинец, заводить мануфактуры и фабрики, лить чугун, ткать полотно и парусину. Побуждая предприимчивых людей вкладывать капиталы в промышленность, царь освобождал предпринимателей от повинностей, предоставлял им кредиты, льготы и защиту государства от иностранных конкурентов.
Бурно развивающаяся промышленность остро нуждалась в рабочей силе. Вначале к заводам прикрепляли всевозможного рода «гулящих людей», беглых солдат и нищих. Число же вольных работников было невелико. Чаще всего работные люди вербовались из крепостных крестьян.
В крепостнической России проблему рабочей силы в промышленности Петр решал чисто крепостническим образом — в принудительном порядке приписывал казенных крестьян к заводам. Разрешалось также предпринимателям покупать к своим заводам крепостных крестьян, чтобы использовать их на заводских работах. Так превращались промышленные предприятия, где зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические. В целых отраслях промышленности использовался труд только крепостных крестьян [7].
С развитием промышленности расширялась внутренняя и внешняя торговля, особенно с завоеванием выхода к Балтийскому морю. Сюда перемещается центр внешней торговли. Главным городом, через который шла торговля с Западом, стал Петербург. В 1722 году в Петербургском порту побывало 116 иностранных кораблей, а в 1725 году — уже 914. К концу царствования Петра русский ввоз составлял 2,1 млн рублей, а вывоз — 4,2 млн рублей, то есть в 2 раза больше. В общей массе русского вывоза изделия составляли 52 %, а сырье — 48 %. Большие прибыли поступали купечеству, шли в государственную казну. Самодержавное правительство Петра последовательно осуществляло торгово-промышленную политику на основе меркантилизма.
Таким образом, петровские преобразования позволили создать мощную экономическую базу развивающейся нации, но вместе с тем, насаждаемая государством промышленность была крепостнической, что тормозило развитие буржуазных отношений в стране [3].
В социальной политике реформаторская деятельность коснулась всех сословий русского общества. Петр I прежде всего стремился экономически и политически стабилизировать господствующий класс — дворянство. В первой четверти XVIII века произошел распад некогда единого сословия «служилых людей». Верхушка служилого сословия — служилые «по отечеству», то есть по происхождению, превратились в дворян, а низы сословия служилых «по отечеству» и «по прибору» стали государственными крестьянами.
Образование сословия дворян было результатом сознательной деятельности Петра. Он строил сильное дворянское государство. А для этого нужно было возвысить дворянство. Царь добивается того, чтобы оно считало «государеву службу» своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками.
Петр устанавливает новые обязанности для дворян: с 10 до 15 лет дворянин обязан обучаться «грамоте, цифири и геометрии». С 15 лет он шел служить. Прохождение несложного курса науки было обязательным, без справки о «выучке» дворянину не давали разрешения жениться [8].
Указами царя был установлен порядок, по которому «родовитость» не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, наиболее одаренные и деятельные выходцы из народа имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Этот порядок был закреплен в «Табели о рангах», принятой в 1722 году, по которой все должности в армии, во флоте и в гражданских учреждениях были разделены на 14 рангов или чинов. Все чины можно было получить только за свои личные качества и за службу.
«Табель о рангах», закрепившая принцип продвижения по служебной лестнице в зависимости от личных достоинств, безусловно, была шагом вперед от феодализма к созданию основ буржуазного государства. Вместе с тем, «Табель о рангах» защищала интересы господствующих классов [9].
Петр уничтожил существовавшее в ту эпоху внутри господствующего класса деление на окольничих, бояр, дворян, на наследственно владевшее землей боярство и на служилое дворянство. Все стали дворянами. Указом 1714 года о единонаследии было уничтожено различие между поместьями и вотчинами. Все земли стали полностью собственностью дворян, их имениями. Петр запретил дворянам дробить земельные владения между всеми сыновьями и приказал завещать недвижимое имение лишь одному сыну по выбору. Когда не было завещания, поместье наследовал старший сын. Это предотвращало дробление дворянских земель, падение платежеспособности крестьян, побуждало дворян нести «государеву службу», заниматься торговлей. Те, кто не получал имений, вынуждены были «хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим».
Сознавая важное значение торговли и промышленности в жизни государства, Петр стремился поднять активность городского населения, унифицировать социальную структуру города. По западному образцу в него перенесены магистраты, цехи и гильдии. Посадское население было поделено на две гильдии: в первую вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий; во вторую гильдию включены мелкие лавочники и ремесленники [10].
Социальные преобразования Петра затронули и крепостное крестьянство. С введением подушной подати ухудшилось юридическое положение крепостного крестьянства вследствие слияния его с холопами в единое сословие помещичьих «подданных». Холопы сначала были переписаны, а затем внесены в подушный оклад. Утратив признак бестягловости, холопы стали разновидностью крепостных крестьян и потеряли право на получение свободы.
К концу царствования Петра многие мелочные сборы были отменены, а прямые налоги, распределявшиеся по тяглым дворам, заменены подушной податью. Для этого в 1718 году произведена перепись всего «тяглого» населения. На все лица мужского пола, занесенные в ревизские списки, определен подушный оклад в 74 копейки.
Таким образом, в социальном строе России петровского времени сознательно осуществлялся процесс унификации сословной структуры общества, целью которого являлось создание самодержавного, военно-бюрократического государства [11].
Центральное место среди преобразований Петра занимали реформы государственного управления, реорганизация всех его звеньев. В начале царствования Петра продолжали существовать старые органы власти и управления, рядом с которыми появлялись и новые (Преображенский приказ, Приказ военных дел и др.). Боярская дума постепенно отходила на задний план. Число членов думы постепенно сокращалось. Старые бояре умирали, а новых пожалований в бояре царь почти не проводил. С 1699 года на смену Боярской думе пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя, которых он называл «конзилией министров».
Отправляясь в Прутский поход 22 февраля 1711 года, Петр подписал указ об организации нового высшего государственного учреждения — Сената. В состав этого учреждения были назначены девять сенаторов: граф И.А. Мусин-Пушкин, Т.Н. Стрешнев, князь П.А. Голицын, князь Д.В. Долгорукий, Г.А. Племянников, М.М. Самарин, В. Апухтин, князь Г.И. Волконский, Н.П. Мельницкий и обер-секретарь Щукин.
Власть и компетенции Сената были уточнены указами от 2 марта 1711 года. Сенату поручалось ведать финансами, торговлей, заботиться об увеличении доходов, следить за действиями высших чиновников и учреждений, наблюдать за судопроизводством, разрабатывать новые законы.
За Сенатом были твердо закреплены права высшего государственного учреждения, поставленного над всем центральным аппаратом управления и администрации, ему были подчинены все коллегии и канцелярии. В 1722 году во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, им стал П.И. Ягужинский — «око государево». Свой контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. Затем к прокурорскому надзору добавлялась система фискалов, возглавлявшихся обер-фискалом. Они боролись с злоупотреблениями чиновников и прежде всего — со взяточничеством. Но искоренить взяточничество Петру не удалось. Сам обер-фискал Нестеров был публично казнен за взятку. Изменившимся условиям не соответствовала и приказная система. Взамен ее в 1718 года было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Военная, Адмиралтейская и Иностранная. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия — доходами, Штатс-коллегия — расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступление доходов, сбор пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им средств. Промышленностью занималась Мануфактур-коллегия, горным делом — Берг-коллегия, торговля находилась в ведении Коммерц-коллегии. Судебные функции осуществляла Юстиц-коллегия, поместными делами занималась Вотчинная коллегия. В состав каждой коллегии входили президент и вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь. Все дела решались большинством голосов, коллегиальность была одной из отличительных черт новых учреждений [12].
Для управления посадским населением был создан Главный магистрат, действовавший на правах коллегии. Ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов, которые занимались судопроизводством, сбором налогов и наблюдением за порядком в городе.
Всматриваясь в различия между коллегиями и старыми приказами, необходимо отметить, что система коллегий централизовала власть, более четко и правильно организовала аппарат управления, устранила прежнюю путаницу между ведомствами, а также распространила свою компетенцию на всю территорию страны [4].
Важную роль в утверждении абсолютизма сыграла церковная реформа. В 1700 году умер патриарх Адриан, и Петр не спешил избирать ему преемника, а «местоблюстителем патриаршего престола» назначил Рязанского митрополита Стефана Яворского. Управление же патриаршим хозяйством перешло в руки особо назначенных светских лиц. Более двадцати лет русская церковь управлялась без патриарха. В 1721 года состоялось открытие «Святейшего Правительствующего Синода». Эта духовная коллегия заменила собой патриаршую власть, зависимую от государства: синодалы являлись чиновниками в рясах, подобно светским служащим они приносили присягу и получали жалованье.
Сторонник петровских преобразований архиепископ Феофан Прокопович составил «Духовный регламент», отредактированный Петром. В нем обосновывалась церковная реформа, определялись функции Синода по управлению церковью. Представителем государя в Синоде был обер-прокурор, являвшийся фактически главой духовной коллегии. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она становилась составной частью государственного аппарата[6] .
В 1708—1709 годах началась перестройка органов местного управления. В XVII веке страна была разделена на 150 уездов, каждым уездом управлял воевода, который непосредственно сносился с центром.
Новое административно-территориальное деление было введено на основании указа от 18 декабря 1708 года, которым предлагалось «для всенародной пользы учинить 8 губерний и к ним расписать города». Губернии сильно различались по территории и населению.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Помощником губернатора являлся вице-губернатор. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Управлять громадными губерниями было не просто. Поэтому в 1719 году губернии были разделены на 50 провинций. Во главе провинций стояли воеводы или вице-губернаторы, назначаемые из местных дворян. Воевода возглавлял земскую канцелярию. Каждая провинция, в свою очередь, делилась на дистрикты, которыми управляли комиссары.
Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своего господства на местах [7].
В первой четверти ХVIII века Петр осуществил военную реформу, которая была самым трудным делом как для самого царя, так и для народа. Создавая регулярную армию, русское правительство должно было решить вопрос о ее численности, способах комплектования и формах ведения боевых действий. Одновременно предстояло перестроить систему снабжения войск вооружением, боеприпасами и продовольствием, а также организовать боевую подготовку войск, ввести новую систему управления.
Основу новой армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, вооружением и обмундированием. Боевая подготовка проводилась по общеармейским уставам.
Петр привязал солдата исключительно к военной службе, оторвав его от дома и промысла. Воинская повинность теперь легла на все классы общества, кроме духовенства и граждан, принадлежащих к гильдиям. Все дворяне обязаны были служить бессрочно солдатами и офицерами.
Комплектование регулярной армии и флота проводилось путем ежегодных рекрутских наборов. Сущность рекрутской системы состояла в том, что все податное население страны было обязано с определенного числа тяглых дворов давать одного рекрута.
Первый рекрутский набор был произведен в 1705 году и до 1710 года наборы повторялись ежегодно. Рекруты из податных классов в войсках становились в одинаковое положение с солдатами-дворянами, усваивали единую военную технику, и вся масса служилых составляла единое войско, которое по своим боевым качествам не уступало европейским войскам.
Для подготовки офицерского состава широко использовалась военно-практическая школа офицерских кадров для армейских полков, гвардейские Преображенский и Семеновский полки, а также специальные школы — навигацкая, артиллерийские, инженерные, адмиралтейские и др. Царский указ от 26 февраля 1714 года запрещал производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках.
Совершенствовалось вооружение русской армии. Была создана первоклассная отечественная артиллерия. В армии при Петре I впервые использовали качественно новое оружие, когда к ружью был примкнут штык, что значительно усилило эффективность пехоты в бою,
В целом военная реформа Петра, несмотря на ее кастовость и жесткость, объективно способствовала укреплению вооруженных сил, повышению международного авторитета Российской империи [9].
В петровскую эпоху была проведена реформа в области культуры и быта. Главным ее содержанием являлось становление и развитие светской культуры, просвещения, изменения в быту и нравах. При Петре получают развитие начальные «цифирные» школы и специальные учебные заведения. Широко издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Появляется первая печатная газета в России — «Ведомости», вводится гражданский шрифт, арабские цифры сменили старые буквенные обозначения. Логическим итогом всех этих мероприятий было основание в 1725 году Академии наук в Петербурге, а при ней — университета и гимназии [5].