Предпосылки государственных реформ первой четверти ХVIII века
Россия к концу XVII века была обширным государством, занимавшим большую часть Восточно-Европейской равнины, а также Сибирь и часть Дальнего Востока. Однако страна была отрезана от морских берегов, она не могла широко использовать дешевые пути сообщения. Хотя на востоке Россия омывалась Тихим океаном, но выгод из этого извлечь было нельзя, так как Дальний Восток только начинал осваиваться. На юге страны Астрахань открывала путь в Каспийское море, но оно было закрытым. Выход к Азовскому и Черному морям запирали две турецкие крепости — Азов и Очаков. Балтийское побережье находилось под властью Швеции. Единственным морским портом был Архангельск, но он слишком удален от центра и на несколько месяцев в году замерзал.
Население России в конце XVII века насчитывало около 13 млн человек. Основная масса людей размещалась в центре Европейской равнины на малоплодородных землях, черноземы Причерноморья и Кубани еще не были освоены. Продолжался отток части населения из обжитых районов центра на окраины страны. Россия в те годы оставалась отсталой страной. Ее отсталость определялась не только неблагоприятными почвенно- климатическими условиями и отсутствием удобного выхода к морским берегам, но и последствиями татаро-монгольского ига [1].
Отсталой экономике соответствовали и отсталые общественные отношения. В некоторых странах Западной Европы ко второй половине XVII века уже произошли буржуазные революции, они вступили на путь капиталистического развития. Россия же развивалась на принципах крепостного хозяйства, для которого были характерны господство натурального хозяйства, прикрепление работников к земле и личная зависимость крестьянина от помещика. Земля, возделываемая примитивными орудиями, давала скудный урожай, значительная часть которого попадала в руки светским и духовным феодалам. Крепостничество сковывало хозяйственную инициативу крестьян, глушило все новое и задерживало движение страны по пути прогресса.
Тем не менее, новые явления, хотя и медленно, но пробивали себе путь. В экономике постепенно нарушался натуральный характер хозяйства, развивалось ремесло и мелкотоварное производство.
Большое значение для развития производительных сил имело появление производства мануфактурного типа: тульские, каширские, олонецкие и другие железоделательные заводы. Под Москвой были построены стеклянный и кожевенные заводы, казенная полотняная мануфактура в Москве превратилась в крупное предприятие. На Урале предпринимались первые шаги по созданию крупных металлургических заводов. Все эти факты говорили о том, что государство и частные предприниматели начинали переход от ремесленных мастерских к крупным мануфактурам, основанным на применении машин, разделении труда и новых технологий в производственных процессах.
Постепенно усиливалось общественное и географическое разделение труда, что составляло основу складывающегося всероссийского рынка. Со второй половины XVII века увеличивается число городов в России, город все более отделяется от деревни [3].
Разделение труда отразилось в выделении промысловых и земледельческих районов. Около Тулы, Устюжны складываются ремесленные и кустарные железоделательные промыслы. В Ярославле, Костроме, Белозерске, Казани развиваются суконные, полотняные и другие промыслы. Устанавливаются торговые связи между городами.
Развитие промыслов и ремесел, появление первых мануфактур, рост внутренней и внешней торговли — все это не могло не повлиять на экономическую политику российского правительства. Интересным документом того времени является Новоторговый устав, составленный под руководством боярина А.Л. Ордин-Нащокина в 1667 году. Уставом определялась единая таможенная политика, устанавливались тарифы и правила торговли, которые были выгодны для русских купцов.
Постепенно преодолевалась изолированность России от Западной Европы. Все шире распространялись элементы западноевропейской культуры и научных знаний. Устанавливались торговые и дипломатические связи, осуществлялся взаимный обмен опытом. В Москве открылась Немецкая слобода, чаще стали посещать Россию иностранцы, а русские люди — выезжать за границу [2].
Таким образом, к концу XVII века в экономической жизни страны наметились существенные изменения, прежние натурально-хозяйственные отношения заменялись товарно-денежными, оживляется внутренний обмен, возникает более тесная торговая связь с заграничными рынками [4].
Во второй половине XVII века произошли перемены в системе государственного управления. Укреплялось самодержавие, осуществлялась государственная централизация. Шел процесс постепенного перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии. Регулярно созываемые прежде земские соборы, состоявшие из выборных от дворян и от городского населения, а также из числа членов Боярской думы и высшего духовенства, прекращают собираться. Последний Земский собор был созван в 1653 году.
Другим признаком формирования абсолютизма являлось изменение состава Боярской думы. В это некогда аристократическое учреждение стали проникать люди, чья карьера находилась в прямой зависимости от личных способностей, а не от происхождения. Боярская дума все больше становилась зависимой от царя.
Менялся и приказной строй, который все больше выявлял свои недостатки. Частичные усовершенствования уже не могли улучшить центральный аппарат управления, но они показательны в смысле отражения тенденции к централизации.
Некоторые нововведения начались и в военном деле. Вместо дворянского ополчения и стрелецкого войска в армии все большее значение приобретали полки нового строя — рейтарские, драгунские и солдатские, предвосхитившие регулярную армию начала XVIII века.
Изменения затронули и область культуры. Начинается «обмирщение» культуры, то есть проникновение в нее светских начал. Образованные слои горожан и дворянства все больше стали проявлять интерес к научным знаниям [5].
Передовые образованные вельможи того времени уже стали понимать необходимость реформ. К ним следует отнести крупного деятеля 60-х годов XVII века А.Л. Ордин-Нащокина. Главным его занятием была дипломатия. Это был дипломат первой величины, которого уважали иностранцы. Нащокин разработал проект создания городского самоуправления, приказа купецких дел и др. Не все его проекты были осуществлены, так как они опережали свое время.
Таким образом, в умах передовых людей того мятежного века накопилось немало прогрессивных идей, которые в совокупности составляли довольно стройную преобразовательную программу: укрепление позиции России на Балтийском побережье, переустройство войска в регулярную армию, введение городского самоуправления, внедрение в практику подушной подати, освобождение крестьян от крепостничества и др. [1].