Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница

С начала сношений с европейцами и особенно в течение прошлого столетия у ирокезов произошли огромные перемены. Их примитив­ные изделия большей частью исчезли, а с ними и многие из их само­бытных изобретений. Введение предметов более искусного производ­ства привело к тому, что постепенно вышел из употребления ряд их простых ремесел. В настоящее время поэтому многие плоды их изо­бретательских способностей совершенно утрачены. Правда, нередко выкапываются обломки из их могильников, там, где, согласно погре­бальным обычаям ирокезов, умершие предавались земле; но они представляют лишь следы прошлого и дают незначительные указа­ния на их социальные условия и степень ремесленных способностей.

Теперь было бы крайне затруднительно дать полное описание их ору­дий, домашней утвари и разнообразных изделий. Многое из изобре­тений древних ирокезов еще сохраняется у их потомков, проживаю­щих сейчас в пределах нашей страны и в Канаде; но та часть изобре­тений, которая послужила бы специально для иллюстрации условий охотничьей жизни, стала для нас недостижимой.

Остатки индейских изделий, рассеянные в земле штата Нью-Йорк, представляют два различных типа и датируются разными периодами. Первая группа относится к доколумбову периоду, или эпохе строите­лей курганов, чьи оборонительные укрепления, курганы и священные огороженные места разбросаны так обильно по всему западу штата а. Со вторым периодом уже может быть связано название ирокезов. К этому периоду относятся также остатки мигрировавших племен, которые со времен изгнания строителей курганов сменяли последо­вательно одно другое, пока не начался период ирокезов 1.

В изделиях ирокезов наблюдается большое разнообразие — от примитивнейших образцов гончарства древних ирокезов до изящ­нейшей вышивки современных. Со времени их открытия и начала об­щения с европейцами произошла постепенная революция. Их со­циальные условия значительно изменились и меняются изо дня в день. По мере перехода ирокезов к земледелию выпадали из их рук одно за другим их несложные ремесла. В настоящее время изде­лия ирокезов очень сильно отличаются от изделий их предков. На современной более развитой стадии значительная часть их вещей носит смешанный характер. Мастерство индейцев проявляется здесь не столько в оригинальных изобретениях, сколько в приспособлении чужих изделий к своим нуждам. Но и эта группа предметов не лише­на специфического интереса. Они в значительной мере свидетельству­ют о ремесленных способностях индейцев и могут рассматриваться в качестве своего рода заместителей тех предметов, которые они вы­теснили, и тех изобретений, забвение которых они ускорили.

Одним из самых древних индейских ремесел было гончаре т-в о. Оно было доведено ирокезами в прежние дни до значительного совершенства, что видно по образцам, которые еще иногда выкапы­вают на кладбищах, где их помещали около умерших; но ремесло было заброшено так давно, что теперь оно совершенно утрачено. Основная масса находимых таким образом предметов состоит из тру­бок и глиняных сосудов разнообразных форм и размеров. Некоторые из этих образцов черной керамики, лучшей разновидности керамики, имеют такое тонкое строение, что хорошо поддаются полировке, и так прочны, что похожи на камень. Обычная керамика имеет двет

а Развалины этого периода свидетельствуют о полуцивилизацил, и весьма впечатляющей, в том числе и о значительном развитии искусства земледелия. Кроме курганов и огороженных мест они оставили орудия из меди и кремнисто­го сланца (черта), из камня, порфира и глины, из которых часть обработана тща­тельно и искусно. Случайные предметы, относящиеся к этому периоду, иногда находимые в пределах нашего штата, гораздо совершеннее любого из изделий ранних ирокезов.]


Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru

Рис. 23. Ирокезская трубка

Рис. 24.

Трубки

глины и изготовляется из смеси обыкно­венной глины и истолченного в порошок кварца.

Трубка черной керамики, хорошо отделанная и твердая, почти как мра­мор, изображена на рис. 23 в половину натуральной величины. У некоторых экземпляров чашечка украшена чело­веческим лицом или головой волка ли­бо собаки. Нередко эти изображения сде­ланы изящно, даже изысканно. Другие виды трубок, употреблявшиеся ироке­зами в более позднее время, вырезались из мыльного камня, легко поддающегося обработке металлическими орудиями. Изображение одной из этих трубок работы сенека помещено на рис. 24. Она украшена человеческим лицом и упо­требляется с черенком из тростника. Другая, на том же рисунке, также пред­ставляет собой новейшую ирокезскую трубку, сделанную из катлинита, или красного миссурийского трубочного ка­мня. Трубки этого типа применяются преимущественно у сиу, которые ввели их в употребление, и у других западных индейцев, а у ирокезов они скорее слу­чайны, чем обычны.

Трубка, изображенная на рис. 25, не типична. Она вырезана из черного мрамора, великолепно отшлифована, имеет чашечку и черенок, просверлен­ные с большой точностью. Несомненно, это реликвия строителей курганов, ко­торая попала в руки одного из сенека и была в конце концов погребена с ним в долине Дженеси, и опять появилась на свет при рытье канала в долине. Подобно трубкам той эпохи, чашечка у нее расположена в центральной части камня. По материалу, а также и по от­делке она непохожа на трубки ирокезов и стоит выше их.

Глиняные горшки '(один из них изо­бражен на рис. 26) нередко находят около останков ирокезов. Их емкость обычно достаточна, чтобы вместить от двух до шести кварт. Подвергаясь дей­ствию воздуха после выкапывания, они



легко крошатся, представляя собой обычно, если не всегда, светло­окрашенную обыкновенную керамику, которая менее тверда и прочна, чем черная. В такую глиняную посуду клали пищу для умерших, пока те совершали путешествие в царство Великого духа. Эти гли­няные сосуды еще попадаются на индейских кладбищах, где, воз­можно, они пролежали столетия, и обломки тех, которые были разбиты плугом, смешиваются с почвой.

Металлические орудия были неизвестны ирокезам, так как они не знали применения металла. Примитивные ножи из кремнистого сланца употреблялись для снятия шкуры с оленя и аналогичных це­лей. Для рубки деревьев и выдалбливания лодок и ступок для зерна— одним словом, там, где, казалось бы, без топора не обойтись, ироке­зы употребляли каменное долото (иК'-са-о-ртаЧ'-Ы). Что­бы свалить дерево, у основания его разводили огонь, а для соскабли­вания угля употребляли долото. Повторяя этот процесс, валили де­ревья и разрезали их на части. Деревянные сосуды выдалбливались этими же средствами. Огонь и долото заменяли топор. Долото имело обычно около шести дюймов в длину, три в ширину и два в толщину; нижнему концу придавали форму лезвия топора. Каменные полу­круглые долота в форме вогнутого резца применялись и тогда, когда требовалось более правильное углубление для сосуда. Среди утвари ирокезов имелись также каменные ступки для толчения кукурузы, растирания минеральной краски и размельчения корней и коры для лекарств.

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru

Наконечники стрел из кремнистого сланца или кремня были столь общеупотребительны, что едва ли необходимо упоминать о них. Иногда встречаются наконечники с изгибом, чтобы етрела вращалась во время полета. Хорошо известно, что для той же цели индейцы всегда оперяли свои стрелы. Нередко попадаются места, где изго­товлялись эти наконечники стрел; эти места обнаруживаются по об­ломкам кремнистого сланца, остававшимся при раскалывании. В западных курганах встречаются ряды одинаковых наконечни­ков из кремнистого сланца, лежащих в ряд, как зубы, причем длина ряда до­стигала двух футов. Это наводит на мысль, что они всаживались в остов и закрепля­лись ремешками и таким образом полу­чался род меча. Открытие их в курганах устанавливает также большую древность способа их изготовления.

Рис. 25. Трубка строителей курганов, долина Дженеси

В древние времена ирокезы употреб­ляли каменный томагавк. По форме он представлял собой нечто похожее на топор, но вместо проушины для топори­ща по окружности вырезался глубокий желобок, к которому при помощи ремня или ивового прута крепко привязывалось топорище. Овальные камни с желобками

по их наибольшему охвату укреплялись также в головке боевых дубинок, что превращало их таким образом в опасное оружие. Ирокезы употребляли и другие орудия и утварь из камня,— некоторые из них были сделаны очень искусно,— а также украшения из того же мате­риала, но мы их рассмотрели уже достаточно.

Мокасины являются выдающимся индейским^ изобретением очень древним. Они верны природе в своей прилаженности к ноге, прекрас­ны по материалу и отделке и прочны в носке. Они могут поспорить с лучшими приспособлениями для защиты и украшения ноги, когда-либо изобретенными как в древние, так и в новые времена. Будучи

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru

Рис. 26. Глиняный горшок

санкционированы модой, они могли бы заменить у нас длинный ре­естр аналогичных изобретений. Остальные народы отстали от индей­цев по крайней мере в этом отношении. Большинство римлян носили са!сеиз 11§пеиз, или деревянные башмаки; народ в Германии и Ирлан­дии и многие европейские народы прежде носили то же самое. С ко­турнами и сандалиями древних и обувью современных народов мо­касины вполне выдерживают выгодное для них сравнение. Они за­служивают того, чтобы их поставили в один ряд с самыми лучшими частями одежды, когда-либо изобретенными, по полезности, прочно­сти и красоте.

Мокасин делается из цельного куска оленьей кожи. Он сшивает­ся у пятки, а также спереди, над ступней, так что низ мокасина по­лучается без шва. Спереди замша собирается^ сборки вместо выта­чек, эту часть вышивают иглами дикобраза или бисером различны­ми узорами. Простой мокасин индейцев поднимается на несколько дюймов над лодыжкой, подобно римским котурнам, и подвязывается с помощью замшевых ремешков; но обычно эта часть отгибается вниз, открывая часть подъема, и расшивается бисером, как показано на рис. 6 и 27. Иглу для шитья мокасин с незапамятных времен делали из небольшой косточки, взятой из ноги оленя близ ахиллесова сухо­жилия, а нить — из сухожилия животного. Эти костяные иглы на­ходят и в курганах Запада, и рядом со скелетами ирокезов, куда их клали с набожной заботливостью. Этот факт указывает, по-видимо­му, на родственные связи, по крайней мере в одном искусстве, между ирокезами и строителями курганов, название которых, как и время их существования и судьба, безвозвратно утеряно.


Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru

В древние времена ирокезы употребляли другой вид обуви, вы­делывавшейся из шкуры лося. Они надрезали кожу над и под колен­ным суставом животного и затем сдирали ее целиком. Так как задняя нога лося изогнута в этом суставе почти под прямым углом, то сня­тая с нее кожа очень подходила для человеческой ноги. Нижний конец прочно зашивался сухожи­лием, а верхняя часть укрепля­лась над лодыжкой замшевыми ре­мешками.

Рис. 27. Женский мокасин

С этим связано искусство дуб­ления оленьих шкур, так как ирокезы дубят их все еще по старинному способу. Это дела­ется с помощью оленьего мозга, дубильные свойства которого, со­гласно преданию, были открыты случайно. Мозг смешивают с мхом и оба вещества слепляются настоль­ко, что получается лепешка, ко­торую затем вешают у огня для подсушки. Она таким образом со­храняется годами. Пока оленья шкура еще свежа, с нее на круглом бревне с помощью деревянного лез­вия или каменного скребка счи­щается волос, а также мездра. За­тем приготовляется раствор путем

кипячения в воде лепешки из мозга и мха, который затем удаляется, а кожа вымачивается в растворе в течение нескольких часов. Затем ее выжимают и растягивают, пока она не станет сухой и мягкой. Если она толста, то необходимо повторять эту процедуру до тех пор, пока кожа насквозь не пропитается раствором. Но кожа еще пориста и легко рвется. Чтобы устранить тот и другой недостаток, кожу по­мещают над дымом таким образом, чтобы полностью прикрыть ему выход. Каждая сторона прокуривается до тех пор, пока поры не за­кроются и кожа не станет совершенно плотной, а цвет ее изменится из белого в коричневый. Тогда она готова к употреблению.

Ирокезы используют также мозг других животных и иногда спин­ной хребет угря; растолченный и вываренный, он обладает почти те­ми же дубильными свойствами. Медвежьи шкуры никогда не дубят­ся. Их скоблят и размягчают, после чего высушивают и употребля­ют, не удаляя шерсти, или в качестве одежды, или как подстилку для спанья.

Прежде чем томагавк вошел в употребление у ирокезов, их

главным оружием были лук, каменный томагавк (рис. 28) и боевая дубинка. Гаджева (Са-^е'-туа), боевая дубинка, представляла собой тяжелое оружие, обычно изготовляв­шееся из железного дерева, с большим шаром из нароста в качестве головки (рис. 29). Она была около двух футов длиной и оканчива­лась большим шаром диаметром пять или шесть дюймов. В рукопаш­ной схватке она была страшным оружием. Ирокезы носили ее за поя­сом, спереди.

Часто употреблялась также еще одна разновидность боевой ду­бинки (рис. 30). Ее делали из твердого дерева, тщательно выреза­ли, раскрашивали и концы украшали перьями. В нижний конец

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru

Рис. 28. Каменный томагавк (о-здие'-зотН)

вставлялся остроконечный олений рог около четырех дюймов длиной. В рукопашной схватке она становилась опасным оружием и наноси­ла более глубокую рану, чем описанная выше. Ирокезы носили ее за поясом. В более позднюю эпоху они употребляли тот же тип дубин­ки, заменяя рог стальным или железным лезвием, похожим на нако­нечник копья. Боевые дубинки этого типа еще встречаются у ироке­зов, сохраняясь как реликвии былых подвигов. Невероятно, однако, чтобы эти две разновидности дубинок были свойственны исключи­тельно им; несомненно, они были обычны для всего материка.

Томагавк (рис. 31) сменил боевую дубинку так же, как ружье сменило лук. С изобретением этого ужасного орудия войны красно­кожему человеку оставалось только придать ему форму, приспособ­ленную к своим вкусам и обычаям. Томагавк известен так же хоро­шо, как и индеец, и оба они явно стали в общем представлении нераз­лучными. Томагавки делаются из стали, бронзы или железа. Лучшие экземпляры увенчаны чашечкой курительной трубки и имеют про­сверленную рукоять, для того чтобы они могли удовлетворять двой­ной цели — украшения и пользы. У таких томагавков рукоять, а час­то и само лезвие богато инкрустированы серебром. Томагавк носили за поясом и за спиной, кроме, конечно, битвы. Ирокезы применяли его в рукопашной схватке с громадным эффектом, а также безоши­бочно метали его в отдаленные предметы, заставляя его вращаться в воздухе во время полета. Для индейца томагавк является эмблемой самой войны. Зарыть томагавк обозначает установить мир; поднять его — значит объявить самую смертоносную войну.

Плетение веревок из волокон коры также является индейским искусством. Ремешок из оленьей шкуры служит множеству целей в их домашнем хозяйстве, но всем им удовлетворить он не может. Веревки из луба (§а-а'-з1сеп-а!а) изготовлялись у них с незапамятных времен. Для их производства ирокезы употребляли

внутренний слой коры красного вяза и американской липы. Удалив наружную поверхность коры, они разделяли ее на узкие полоски и за­тем кипятили в воде с золой. После высушивания она легко расщеп­лялась на волокна, нити которых тянулись на несколько футов не обрываясь. Затем эти волокна сматывали в мотки и убирали до употребления. Скользкий вяз дает наиболее гибкую веревку; она мягка на ощупь, плотно сплетается и очень прочна. Лямку для но­шения тяжестей накладывают на лоб и связывают с носилками, ко­торые индейские женщины носят на спине. Лямка имеет обычно око­ло 15 футов в длину и в середине сплетена в виде пояса трех-четырех дюймов шириной (рис. 32).

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru
Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru
Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru

Некоторые образцы лямок сплошь покрыты на одной стороне шить­ем из игл дикобраза с разнообразными узорами и сами по себе яв­ляются замечательными образцами искусной работы. Плетение или вязание лыковых шнурков производится с помощью одной спицы из орехового дерева. На некоторых образцах лямка украшена вышивкой вразброс из игл дикобраза, во всех случаях иглы берутся разных цветов. Из всех индейских изделий нет, пожалуй, ни одного, которое по мастерству работы, качеству материала и красоте отделки превос­ходило бы лямку для но­шения тяжестей. В этом виде работы ирокезские женщины не имели себе равных. Они изготовля­ли также обыкновенную лыковую веревку для обычного употребления, состоявшую из трех ту­го скрученных прядей; одна веревка часто до­стигала 40 или 50 футов в длину. Искусство из­готовления веревок,|по-добно многим другим, в основном не применя­ется у современных иро­кезов. Но некоторые индейские семьи и те­перь еще заготовляют мотки лыковых нитей и делают подобные ве­ревки 2.

Рис. 29. Боевая дубинка (§а-;]'с'-тса) Рис. 30. Боевая дубинка из оленьего рога (да-пе-и '-^а-о-йиз-Ьа) Рис. 31. Томагавк (о-здие'-зоШ)

В обиходе у них бы­ли сосуды и раз­личная посуда из коры. Одним из вицов посуды был бочо-


Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru

нок (§а-по'-§иа). Он из­готовлялся из лубакрас-ного вяза или черного ясеня гтаким образом, чтобы волокна были на­пр ав лены вдоль круглой стенки бочонка. Сбоку

стенка крепко сшива-
Рдс. 32. Лямкаидая ношения тяжестей я&^ также скредля.

лись днище и крышка. Такие бочонки употреб­лялись для хранения обжаренной кукурузы, сушеных |плодов и множества других предметов 3. Они были очень прочны и при умелом обращении могли храниться целое столетие.

Лотки или к о рытц а из коры (рис. 33). Описываемые здесь лотки из коры имеются в каждой индейской семье. Они служат для разнообразных целей, но преимущественно для замешивания теста или, вернее, для приготовления кукурузного хлеба. Полоса коры вяза требуемых размеров закруглялась и собиралась на концах, образуя мелкие углубления. Вокруг ободка, и снаружи и внутри, накладывались лучинки из орехового дерева и пришивались к коре. Эти лотки делались всех размеров, начиная с лоточков емкостью в четверть бушеля и кончая корытами, вмещающими 21/4 бушеля. Снаружи шероховатый слой коры счищался, а внутри лоток стано­вился гладким от употребления. Ирокезы изготовляли прочные и удобные лотки для хранения кукурузной муки, для приготовления кукурузного хлеба и многих других целей 4.

С-а-8йа' ^а-о-луо', или челнок из коры. В постройке челнока из коры ирокезы проявляли значительный вкус и мастерст­во. Искусство это, по-видимому, является обычным для всех индей­ских рас в пределах нашей республики, и способ изготовления всю­ду почти один и тот же. Лучшим материалом являлась береста, но так как челночная береза не произрастала в пределах исконных тер­риторий ирокезов, то они обычно употребляли красный вяз и горько-плодное американское ореховое дерево. Челнок, изображенный на рис. 34, сделан из коры красного вяза и весь состоит из одного куска. После снятия коры требуемой длины и ширины и удаления с нее грубого наружного слоя ей придавалась форма лодки. Затем по краю ее, снаружи и с внутренней стороны, пришивались борта, сделанные из полос белого ясеня или другого гибкого дерева, шириной в ла­донь. Для прошивания ирокезы употребляли лыковую нить или бе­чевку и лучинки. Шпангоуты состояли из узких полосок ясеня, ко­торые устанавливались на расстоянии около фута один от другого по дну челнока и, загнутые затем вверх по стенкам челнока, укреп­лялись под бортом. Оба конца челнока были одинаковыми по форме: концы обеих боковых полос подтягивали друг к другу, пока они не сходились и не образовывали острый вертикальный нос. Размеры этих челноков варьировали от 12 до 40 футов, вмещая от'двух до'ЗО человек. Челнок, изображенный на рис. 34, имеет около 25 футов

в длину, и его водоизмещение определялось в 2 т, около половины тоннажа обычной лодки. Береста сохраняла свою форму не коробясь, но челноки из коры вяза и орехового дерева были подвержены такой порче. После употребления их вытаскивали из воды, чтобы обсу­шить. Одним из главных преимуществ этих челноков, особенно бе­рестяных, была их чрезвычайная легкость, которая нередко играла большую роль, так как плавающий лес и водопады препятствовали плаванию по внутренним рекам. Два человека могли свободно пере­носить эти легкие суда в обход препятствий и даже с одной реки на другую, если волок был не очень длинен.

Во время ближних поездок обычно греб один человек, стоя на корме, если же людей было более чем двое и путешествие было даль­нее, то гребцы усаживались на равных расстояниях, попеременно с каждой стороны. Эти челноки широко применялись при торговле мехами. Ирокезы плыли вдоль берегов оз. Эри и Онтарио и, по­ворачивая вверх по р. Осуиго в оз. Онайда, шли отсюда волоком в р. Мохок, по которой спускались к Скенектади. Они обычно подни­мали около 1200 фунтов мехов. В эпоху вторжений французов на ирокезские территории для перевозки войск и провианта снаряжа­лись большие флотилии этих челноков. При бережном обращении они держались по нескольку лет.

Наше индейское население давно уже привыкло к производству сахара из кленового сока. Неизвестно, научились ли они этому искусству у нас, или мы заимствовали его от них. По край­ней мере одно доказательство его древности можно видеть в их ста­ринном религиозном празднестве, посвященном клену и называе­мом Пляской клена. Корыто для сока представляет весьма искусное приспособление и превосходит все другие предметы этого типа. На­ши фермеры спокойно и с выгодой для себя могли бы позаимствовать его, заменив этим индейским изобретением их собственное грубое и неэкономное приспособление.

Корыто делается из куска коры около трех футов длиной и двух шириной (рис. 35). Грубая кора оставляется на дне и боках. В мес­тах, где кора загибается кверху, чтобы образовать концы, наружную кору счищают; очищенный слой затем загибают вверх, собирают на верхушке в мелкие складки и обвязывают кругом лыком. Тогда оно готово для употребления и его хватает на несколько сезонов. Помимо того естественного факта, что сок прекрасно сохраняется в корыте из коры и не теряет своего аромата, это корыто гораздо прочнее и большей вместимости, чем деревянное, и его гораздо легче сде­лать.

Сенека употребляют три разновидности кукуру-з ы: белую (О-па-о'-^а-апЪ), красную (Т1с'-пе) и белую кремнистую (На-§;о'-луа). Кукуруза является и была всегда их основным продук­том питания. Когда она поспевает, початки срывают, отгибают вниз листья и сплетают их в связки, около 20 початков в каждой. Затем они подвешиваются, готовые к употреблению. Белая кремнистая со­зревает первой и является излюбленным сортом для кукурузной ка­ши; за ней — красная, она идет преимущественно для поджаривания

7 Заказ № 2548 193


Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru

и сушки; последней созревает белая — она более всего це­нится у индейцев .Она идет на хлеб и зани­мает у них то же ме­сто, что пшеница у нас. Они лущат ку­курузу руками и тол­кут ее в муку в дере-

Рнс. 33. Лоток из коры (да-о-^о1) вянных ступах. Через

два часа после того как зерно снято с по­чатка, оно готово для еды в виде неквашеного хлеба. Сначала зерно шелушат, кипятя в воде с золой; после того как шелуха сойдет с каж­дого зернышка, зерно тщательно промывают и измельчают в простую или крупитчатую муку в ступе, изображение которой читатель най­дет на рис. 36. Просеяв муку сквозь сито, чтобы отделить отруби иболеетвердыечастицы, из нее делают хлебцы или лепешки около дюй­ма толщиной и шести дюймов диаметром, которые варятся в воде. Хлебом этого типа и продуктами охоты главным образом и питались индейцы с незапамятных времен.

Обычай поджаривания кукурузы у красных рас имеет большую древность. В таком состоянии она, не портясь, сохраняется годами. Тайные хранилища или ямы для поджаренного зерна находят в раз­личных частях страны. У ирокезов был обычай поджаривать зерно, чтобы сохранять его для домашнего употребления. Сенека практи­куют это до сих пор. Для этой цели предпочитается красная кукуру­за. Кукурузу срывают еще неспелой и поджаривают в поле на мед­ленном огне, початки устанавливают стоймя в ряд. Она не обуглива­ется и не чернеет, ее лишь поджаривают настолько, чтобы высушить влагу в каждом зерне. Затем кукурузу лущат и сушат на солнце. В таком виде она употребляется главным образом охотничьими пар­тиями и для питания в дальних путешествиях. Так как объем и вес кукурузы уменьшаются наполовину после обоих процессов, то пере­носка ее становится менее обременительной. Краснокожие редко уст­раивают склады зерна, чтобы сохранять его для отдаленных нужд. Поэтому возможно, что эти ямы с поджаренным зерном обязаны своим происхождением внезапному бегству обитателей, которые зарывали свою сушеную кукурузу скорее потому, что не могли унести ее, а не с целью обеспечить себя на случай неурожая.

Существовал и другой способ заготовления впрок кукурузы в зе­леном состоянии, столь же распространенный, как и первый. Зерна настругивали мелкими хлопьями и, пропекши их над огнем в сково­родах или глиняных блюдах, подсушивали затем на солнце. В таком состоянии оно сохранялось для зимнего употребления.

Из поджаренных зерен приготовлялось излюбленное блюдо. Зер­на поджаривали вторично, после чего, смешав их с кленовым саха­ром в пропорции 2:1, толкли в мелкую муку. Эту смесь брали с со-


Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru


Рис. 34. Челнок из коры

бой в мешке из медвежьей шкуры, и ею одной охотник питался в те­чение многих дней.

Этому благородному зерну, одному из даров индейца человечест­
ву, суждено было в конечном счете войти в число основных статей
потребления человека. Более половины нашей республики лежит
в бассейне притоков Миссисипи. На их берегах расположены куку­
рузные районы страны, и здесь в недалеком будущем осядут миллио­
ны представителей нашей расы. Опыт показывает, что ни один народ
не может зависеть исключительно от обмена в обеспечении своих
хлебных запасов, он должен прежде всего надеяться на возделывае­
мую им самим почву. Этот закон производства и потребления опре­
деляет постепенное введение потребления кукурузной муки по край­
ней мере как частичной замены своего более высокого соперника в тех
районах, где она является естественным продуктом почвы. В южных
частях нашей страны этот принцип уже осуществляется: кукурузный
хлеб входит так же широко в потребление, как и пшеничный. После
пшеницы это зерно является, пожалуй, наиболее питательным. Из
всех злаков кукуруза представляет собой самый дешевый и надежный
для возделывания и в то же время самый дешевый продукт питания,
известный человечеству. Хотя пшеница может возделываться почти
во всех частях страны и ее производство может увеличиваться беспре­
дельно благодаря более высокой земледельческой культуре, у нас
все же есть большие основания быть благодарными за этот дополни­
тельный злак, воспроизводительная сила которого столь безмерна,
что он может обеспечить всю нашу расу на все грядущие времена от
опасностей неурожая или
гнета нужды........................... _ .......................... .. . ....... ..—...

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru
Рис. 35. Корыто из коры для кленового сока (§;а-о-\уо')

О-уеп'-^^а-а-^еп, или индейский табак. Табак также является да­ром индейца человечеству, но даром, следует при­знать, сомнительной по­лезности. Мы называем и кукурузу и табак наслед­ством краснокожего чело­века, так как, если бы он

7*



Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 8 страница - student2.ru
Рис. 36. Ступа (8а-пе'-ва-1а)

не взращивал и не куль­тивировал эти туземные растения в течение многих веков, они могли бы погиб­нуть, подобно другим раз­новидностям плодов земли. Многие из наших отбор­нейших фруктов обязаны своим происхождением со­вершенно случайным рас­тительным сочетаниям. Они возникают внезапно, пышно растут в течение одного сезона и вымерли бы, если бы не бдительная забота человека. Природа буквально расточает свои растительные богатства и, предлагая все новые, по­гребает под ними создания прошлого. Но кое-какие из плодов, растений и цве­тов древнего мира доходят до нас неизменными; одна­ко возможно, что другие растения в безвестности погибли на лесных прога­линах, содержа в своей сморщенной и ссохшейся листве зародыш какого-то плода, или зерна, или рас­тения, которое могло бы напитать или одеть всю человеческую семью. Мы являемся поэтому значи­тельно большими должниками индейца в отношении этих частно­стей, чем это признаем.

Наши рекомендации