Политика как общественное явление 1 страница
Термин «политика» в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. В своем трактате «Политика» он определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис (город-государство в Древней Греции).
Политика (от греч. polis – город-государство и его производного politike – государственные, общественные дела) – это деятельность по реализации интересов индивидов, больших социальных групп и всего общества, связанная с использованием государственной власти.
Определение политики – предмет многолетних дискуссий ученых. Среди множества определений политики можно выделить следующие:
- сфера действия государства, партий, общественных движений;
- борьба за власть, ее использование и удержание;
- деятельность по управлению общественными делами;
- особый вид общения социальных групп и отдельных личностей;
- деятельность по принятию решений в обществе, где существует разница интересов.
Политика – это наука и искусство. Как наука политика требует использования достоверной и оперативной информации и знаний о политической власти и механизме ее функционирования. Как искусство политика предполагает творчество, интуицию, талант. В этом смысле «политика есть искусство возможного».
Политика может осуществляться на нескольких уровнях:
- низший уровень включает в себя решения местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.); политическая деятельность на этом уровне осуществляется отдельными индивидуумами или местными органами самоуправления;
- локальный уровень требует государственного вмешательства; наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в социально-экономическом развитии своего региона;
- национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что обусловлено ролью и значением государства как основного института по распределению ресурсов в обществе;
- международный уровень, на котором главными субъектами политического процесса выступают суверенные государства.
Политика выполняет в обществе ряд важных функций:
1) определение стратегических целей развития общества;
2) руководство и управление обществом, обеспечение инновационности общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития);
3) выражение интересов различных социальных групп общества, выявление и разрешение возникающих социальных конфликтов;
4) интеграция общества, обеспечение его целостности и стабильности;
5) рационализация общественной жизни.
Участники политических отношений в политологии называются субъектами или акторами (от англ. глагола to act – действовать). Субъект – это носитель предметно-практической деятельности, обладающий сознанием, самосознанием и способностью к осмысленному целенаправленному действию.
Субъекты политики делятся на:
- первичные – отдельные личности, социальные общности (социальные группы, страты, этносы, народ);
- вторичные (создаваемые целенаправленно людьми);
- политические институты (государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения).
1.2 Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи учебной дисциплины
Политология (от греч. politike – государственные, общественные дела и logos – слово, понятие, рассуждение) есть наука о политике. Первое понятие ввел в употребление Аристотель, второе – Гераклит.
Стремление понять и осмыслить политику появилось в период формирования первых государств. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой характерно представление о божественном происхождении власти и правителей. С середины I тысячелетия до н.э. политическое сознание стало приобретать самостоятельный характер, появились первые теоретические концепции, развивавшиеся в рамках единого философского знания. Этот процесс связан с трудами таких политических мыслителей древности, как Конфуций, Платон и Аристотель. Они впервые системно описали формы государственного устройства, классифицировали их, выявили закономерности функционирования власти. Это была философско-этическая форма познания политики.
В период средних веков и Нового времени проблемы политики, власти, государства исследовались в трудах Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Гегеля и др. Они не только сделали политическую науку предметом самостоятельного изучения, но, освободив ее от религиозно-этической формы, значительно развили ее. В своих произведениях они обосновали теории общественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, гражданского общества и правового государства.
Становление политологии как самостоятельной отрасли человеческого знания произошло в конце XIX в. Это было связано с появлением первых массовых политических партий, введением в ряде стран всеобщего избирательного права, появлением и широким распространением бихевиористских, эмпирических методов исследования.
По мнению многих ученых начало академической политической науки связано с открытием в 1857 г. американским профессором истории и политической экономии Френсисом Либером в Колумбийском колледже (ныне Колумбийский университет) кафедры политической теории и истории. В 1880 г. его преемник, Джон Берджес, на базе этой кафедры открыл Школу политических наук.
В к. XIX – н. XX вв. возникла сеть учебных заведений и научных центров, целью которых стало исследование политики и политических процессов. Для координации усилий ученых в изучении политики в 1903 г. была учреждена Американская ассоциация политической науки.
Параллельно шел процесс институциализации политической науки в Западной Европе. После Второй мировой войны политология получила мировое признание. По инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 г. состоялся Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы, а также было принято решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины. В этом же году было рекомендовано преподавание политологии как обязательной учебной дисциплины для всех стран-членов ООН. С 1949 г. действует созданная под эгидой ЮНЕСКО Международная ассоциация политической науки, которая каждые три года проводит международные конгрессы. Очередной XXI конгресс прошел в Сантьяго в июле 2009 г.
Политология как учебная дисциплина решает следующие задачи:
1) политология достоверно и объективно описывает политическую жизнь, раскрывает закономерности функционирования и развития политических систем, государственных институтов, общественно-политических организаций;
2) политология, кроме передачи определенной суммы знаний о политике, призвана научить студентов защищать свои права, реализовывать личные и групповые интересы через представительные политические институты, терпимо относиться к инакомыслию, искать компромиссы и достигать общественного консенсуса;
3) политология рационализирует всю политическую жизнь, т.е. делает ее разумной, предсказуемой. Изучение политологии развивает способности к элементарному рационально-критическому осмыслению политики, позволяет студентам овладеть техникой и методикой ведения политических дискуссий и переговоров, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации.
1.3 Политология: предмет, структура, методы и функции
В отечественной научной литературе отчетливо сложились две точки зрения по отношению к политологии.
Первая: политология в широком смысле слова – это интеграционное, комплексное, междисциплинарное знание. Она синтезирует и объединяет выводы, полученные другими науками, изучающими политику (политической философией, политической социологией, политической психологией, юриспруденцией, политической историей, политической антропологией, политической географией). Согласно второй точке зрения, политология в узком смысле слова – это общая теория политики, т.е. специальная научная теория, изучающая лишь политическую сферу жизни общества во всех ее проявлениях.
Объектом политологии выступает политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Предметом политологии является феномен политической власти, ее сущность, институты, закономерности развития и функционирования.
Структура политологии впервые определена Международным коллоквиумом по проблемам политической науки (Париж, 1948 г.), на котором было решено, что основными проблемами ее исследования и изучения являются:
1) политическая теория, включающая теорию политики и историю политических учений;
2) политические институты (центральные и местные правительства, правительственные учреждения, функции, осуществляемые этими институтами, а также те социальные силы, которые данные институты создают);
3) партии, группы, общественное мнение;
4) международные отношения.
В политологии используются разнообразные методы научного познания. Наиболее полно систематизация методов политологии осуществлена профессором В.П.Пугачевым. Он делит методы исследования политических объектов на следующие три группы:
1) общие методы – социологический, нормативно-ценностный, функциональный, бихевиоральный, структурно-функциональный анализ, системный, институциональный, антропологический, психологический, сравнительный, исторический;
2) общелогические методы – анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, математические, прогностические методы и др.;
3) методы эмпирических исследований – использование статистики (прежде всего электоральной), анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, наблюдение, теория игр и др.
К функциям политологии относятся:
1. Информационно-познавательная. Изучение политологии позволяет получать новую информацию, раскрывающую сущность познаваемых проблем, способствует познанию теории и практики мирового общественного развития, роли государства, политической системы обществ, партий и т.д.
2. Критически-мировоззренческая, воспитательная. Политология исследует и подвергает критическому анализу различные социальные концепции и взгляды, раскрывает их сущность, учит с научных позиций оценивать общественные явления, отстаивать нравственно-политические ценности.
3. Прогностическая. Политологическая теория не только решает задачи сегодняшнего дня, но и стремится заглянуть в будущее, опередить практику, научить предвидению, прогнозированию, выдвижению новых идей в политике – одна из важнейших задач политической науки.
4. Регулятивная или прагматическая. Политология немыслима в отрыве от реальной жизни, политической деятельности, поскольку без правильного диагноза политической ситуации невозможны единственно правильные политические решения.
5. Аналитическая. Политология помогает анализировать результаты политической деятельности партий, народа, вскрывать имеющиеся трудности, просчеты и ошибки.
Тема 2. Основные этапы становления и развития политической мысли
2.1 Политическая мысль периода Античности и Средних веков
Возникновение и развитие политической мысли начинается с появлением политической власти и государства. Вершиной развития политической мысли античности и средневековья являются работы Платона, Аристотеля и Ф. Аквинского.
Платон –автор сочинений «Государство», «Законы», в которых он рассматривает различные формы государственного устройства. К неправильным формам относятся: тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия, тирания. К правильным – монархия и аристократия. Правильные формы должны основываться на справедливых законах. По мнению Платона, цель государства заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором каждый должен делать свое дело. Государство должно выражать интересы всего общества, а не какой-либо общественной группы. Отсутствие единства, раздоры и противоречия в государстве ведут к его распаду. Единство государства возможно, если отсутствуют разногласия среди правящей элиты, действует господство закона над всеми гражданами и отсутствует деление общества на богатых и бедных. Теория «идеального государства» предполагает деление общества на три сословия: философы (правители), стражники и воины (охрана государства), крестьяне и ремесленники (обеспечивают материальный достаток государства). Платон считал, что частная собственность и семья порождают эгоизм и вредят общему делу. Поэтому философы и воины должны были быть лишены этого. Наличие семьи и частной собственности допускалось для низшего сословия.
Аристотель– ученик Платона, изложил свои взгляды в работе «Политика». Он рассматривает государство как результат естественного развития человека (семьи, селения). Для человека государство является величайшим благом.По его мнению, гражданином является не тот, кто живет в том или ином месте, а тот, кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в государственных делах. Главная черта гражданина – добродетель, которая состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. В зависимости от цели, которую ставят правители, Аристотель различает правильные (общие блага) и неправильные (корыстные цели) формы государственного устройства. К правильным относятся монархия, аристократия, полития, а к неправильным – тирания, олигархия и демократия. Он был противником олигархов, которые стремились узурпировать власть и деньги. Также был против чрезмерной нищеты – это ведет к восстаниям за передел собственности. Источником социальной стабильности считал людей среднего достатка (чем их больше, тем лучше для государства), а политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы. Философ отмечает, что государство существует не ради того, чтобы жить, а для того, чтобы жить счастливо. Цель политики – справедливое общее благо.
В эпоху средневековья философско-этическая концепция вытесняется религиозной концепцией, христианство претендует на особую роль в обществе и государстве.
Фома Аквинский –философ-теолог. В работах «Сумма теологий» и «О правлении государей» отмечает, что государство не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей. Философ рассматривает взаимоотношения власти короля и власти папы: всякая власть установлена богом. Отсюда и происходит термин «теократия» - власть бога.
Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадлежат только тела людей, а не их души. Над душами властвует церковь и наместник бога – римский папа. Насколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть выше власти земного государя. Так же организовано и общество, где подданные подчиняются церкви, а рабы – господам. По мнению философа, власть – это единственный объединяющий государство принцип, без которого оно обречено на гибель.
2.2 Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и буржуазных революций
Эпоха Возрождения связана с возникновением в недрах разлагающегося феодального общества капиталистических отношений, с появлением и экономическим ростом класса буржуазии, развитием городов, ремесел, торговли, технических изобретений. В противовес средневековому аскетизму был выдвинут принцип гуманизма, в центре которого находился не бог, а человек. Гуманисты критиковали средневековые догмы, лежавшие в основе религиозной морали. Они выступали против контроля церкви над образом мыслей и деятельностью человека; воспевали желания человека к познанию, способность к самосовершенствованию, образованность и знания. Мыслители считали, что человек является создателем своей судьбы; утверждали, что основой истинной морали является труд и истинное благородство заключается не в знатности происхождения, а в нравственных качествах и добродетелях человека.
Н. Макиавелли – итальянский мыслитель, основоположник современной политической науки (политические исследования рассматривал как самостоятельное научное направление). Он окончательно освободил политическую науку от религиозно-этической формы; считал, что политическая мысль должна служить решению практических, реальных задач. Государство не божий промысел, а дело рук человека. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми. Их целью является обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности. Сторонник объединения Италии. Автор работ «Государь» и «Рассуждения», в которых разоблачал жестокость правителей-тиранов, говорил о превосходстве республики над монархией и о современных методах управления.
Спиноза– нидерландский философ-материалист. Отрицал феодальные общественные порядки. Считал, что государство возникло на основе договора и призвано обеспечить человеку возможность обрести свободу, в том числе свободу совести, мысли, слова. Был уверен, что людьми нельзя управлять с помощью и посредством страха.
Томас Гоббс- английский философ и политический мыслитель. Разработал светскую теорию политической власти и государства, т.е. отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Государство возникает в результате общественного договора. Люди, живущие в состоянии хаоса (войны всех против всех), заключили договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государств. В обмен на закон и порядок люди добровольно ограничили свою свободу. Верховная власть абсолютна, но не тотальна: она не должна вмешиваться в личные дела граждан. Люди могут делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договора, продавать и приобретать собственность.
Монтескье –представитель Франции, внес большой вклад в развитие гражданской концепции политической мысли. Является основоположником географического направления в социологии. Он доказывал, что климат, почва и размер территории обуславливают нравственный облик народа и форму правления. Монтескье выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая призвана обосновать принцип законности, обеспечить свободу и сделать право регулятором взаимоотношений между государством и гражданином. Именно в разделении властей он видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью.
Ж.Ж. Руссо– французский мыслитель, идеолог мелкой буржуазии, в первую очередь, крестьянства. Критиковал феодально-сословные отношения. Отрицал частную собственность, но считал, что уничтожить ее уже невозможно. Поэтому необходимо заменить крупную собственность мелкой, основанной на личном труде. Философ отрицал эффективность представительной демократии и защищал различные формы непосредственной демократии.
2.3 Основные направления исследований современных западных политологов, ведущие центры и школы
В современных зарубежных политологических исследованиях выделяют четыре направления:
1. Сравнительные – используются исследования по конкретному вопросу в различных странах с целью дальнейшего сопоставлении и нахождения точек соприкосновения или разъединения.
2. Исследования в области международных проблем – изучение развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран друг от друга (проблемы войны и мира, внешняя политика, проблемы национальной и международной безопасности).
3. Исследование отношений между Западом и Востоком.
4. Изучение динамики общественного мнения (предпочтения избирателей, технологии избирательных кампаний, формирование имиджа политического лидера).
В соответствии с поставленными задачами, политологи разных стран проводят исследования на различных уровнях: эмпирическом, теоретическом, фундаментальном и прикладном.
В центре внимания исследователей разных стран и школ находятся такие проблемы политологии, как: политическая власть, теории власти и властных отношений, политические системы и режимы современности, политическая культура и идеология, геополитика, международные отношения, политическая модернизация общества и др.
Центральной задачей американской политологии является разработка проблем политической власти. При этом выделяют два уровня исследования: 1. анализ конституционных основ и принципов политической власти (конгресс, институт президентства и административно-управленческого аппарата); 2. анализ политической власти и политического поведения (механизм функционирования общественного мнения, деятельность политических партий и движений).
В английской политологии в современных условиях происходит усиление экономической, социологической, социально-психологической направленности политических исследований. Особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизму политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии поведения избирателей. Английские политологи занимаются изучением теорий конфликта, согласия и плюралистической демократии.
Политология Германии сочетает теоретико-философский характер исследований с политико-социологическими разработками. Особое внимание уделяется: 1. теориям политических систем; 2. сравнительному и историческому изучению типов господства и их идеологического оформления; 3. социологии политических институтов, партий, политического поведения; 4. анализу общественного мнения и роли СМИ.
Для политологии Франции характерно усиление внимания к исследованию политических процессов в рамках конституционного права и обоснованию теоретических и государственных аспектов политической власти.
2.4 Эволюция политической мысли в Беларуси
Генезис политической мысли в Беларуси предполагает следующие периоды развития: средневековье (Х1 – ХУ вв.): Возрождение и Реформация (ХУ – ХУ1 вв.): контрреформация и феодально-католическая реакция (начало ХУП – сер. ХУШ вв.); эпоха Просвещения (2-я пол. ХУШ в.); революционно-демократические идеи Х1Х в.; современный этап развития политических идей в Беларуси. Своеобразие политической мысли связано с периодами вхождения Беларуси в состав различных государств.
Наиболее яркими мыслителями и просветителями Беларуси являются Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, М. Гусовский, С. Будный, К. Калиновский. Их взгляды способствовали развитию национального самосознания, национальной этической и политической мысли.
Ефросинья Полоцкая выступала за расширение социальных функций государства, за введение государственной помощи обездоленным слоям, отстаивала культурно-воспитательную функцию государства, выдвинула идею расширения, демократизации образования и создания обширной сети школ и библиотек.
Кирилл Туровский внес существенный вклад в единение восточнославянских земель, осуждал раскольничество и вероломные действия князей. Утверждал, что до тех пор, пока люди будут нарушать моральные и правовые нормы, они не смогут достигнуть справедливого общественного строя. Его произведения проникнуты идеями гуманизма, патриотизма и обоснования наличия сильной власти.
Франциск Скорина особое внимание уделял принципам правового государства (власть закона и культ права). Считал, что законопослушание является нормой. При выработке законов необходимо руководствоваться как естественным правом, так и местными традициями и особенностями развития. При этом должны соблюдаться справедливость и равенство всех перед законом. Ф. Скорина рассматривал соотношение политики и морали, исходя из христианских представлений, отмечал естественное происхождение власти, политических институтов и права.
Микола Гусовский в своих произведениях критиковал государственное устройство ВКЛ, его внутреннюю и внешнюю политику. Осуждал волюнтаризм и разбой угнетателей, приводящий к бедствиям простого народа. Важную роль отводил просвещению, морали, искусству и науке. Он автор идеи единения и дружбы европейских народов, создания союза европейских государств.
Сымон Будный выступал с критикой существующего государственного строя, требовал ограничения помещичьего своенравия, равенства всех перед законом и справедливости правосудия. Осуждал авторитаризм и догматизм в мышлении, интеллектуальную нетерпимость и религиозный фанатизм. Отстаивая право государства на принуждение и наказание, предпочтение отдавал не государственному насилию, а воспитанию у граждан достоинства и высокой морали. С. Будный сформулировал функции политической власти: руководство общественной жизнью, поддержание спокойствия и порядка в обществе, защита граждан. Его политическим идеалом являлась просвещенная монархия, ограниченная сословным представительством и законом. Цель правления – достижение общественного блага.
Кастусь Калиновский создал программу преобразования общества, соединяющую идеи революционного демократизма и утопического социализма. Критиковал крепостничество, показал паразитизм помещиков и тяжелое положение народа, осуждал самодержавие, царский суд и армию. Освобождение народа связывал с победой демократической революции и переходом власти в руки народа. Политическим идеалом Калиновского являлась демократическая республика, в которой отменены сословные ограничения и привилегии, а человек оценивается по реальным делам и заслугам. Признавал право народа на самоопределение и высказал идею создания литовско-белорусского государства, независимого от Польши и России.
Тема 3. Политическая власть
3.1 Происхождение, сущность, основные черты и функции политической власти
Основной проблемой политики является проблема власти. По своей природе и происхождению власть — явление социальное. Потребность во власти возникает из необходимости сохранения обществом своей целостности и единства. Поддержание стабильности социума предполагает согласование общественных процессов. Оно осуществляется либо в ходе естественного взаимодействия людей, либо благодаря целенаправленному воздействию специальных органов. В обществе устанавливается определенный порядок, который регулирует общественные отношения через социальные институты. Следовательно, властные отношения образуются прежде всего для поддержания общественного порядка. Власть есть выражение объективной потребности социальных общностей в саморегуляции и организации. Власть различают по объёму (от семейной до государственной), по характеру реализации (бюрократическая, демократическая, деспотическая) и по объекту (личная власть, власть в группе, политическая власть).
Политическая власть — это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю посредством политики и правовых норм.
Политическую власть характеризуют следующие отличительные признаки. Во-первых, легальность использования в пределах государства. Во-вторых, верховенство, обязательность решений для всякой иной власти. В-третьих, публичность, то есть всеобщность и безличность (обращение от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам). В-четвертых, моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В-пятых, многообразие ресурсов.
Власть в обществе выполняет такие функции, без осуществления которых наступит хаос и общество не сможет жить нормальной жизнью. Главными, основными функциями можно считать господство, руководство, управление, организация, контроль.
Руководство как функция государственной власти выражается в выработке и принятии принципиально важных для общества решений, в определении его ключевых целей, планов, перспектив.
Управление осуществляется через непосредственную повседневную практическую деятельность, направленную на выполнение разработанных руководством планов. Суть управления — в принятии решений по поводу возникающих в обществе конкретных проблем.
Организация предполагает согласование действий отдельных людей, групп, политических институтов. Чтобы управлять и руководить, нужно не только отдавать приказы сверху вниз (от руководителей и управленцев к подчиненным), но и обеспечить взаимосвязь, упорядочить контакты между людьми.
Функция власти —контроль — выражается в том, что она наблюдает за соблюдением законов, норм, правил поведения в обществе. С помощью контроля власть получает информацию о том, какие последствия имеют ее управленческие воздействия. Это помогает ей корректировать при необходимости свою политику.
3.2 Легитимность и эффективность политической власти
В современной политологии легитимность означает форму поддержки, оправдания власти. Легитимность — это определенный, исторически сложившийся порядок достижения согласия между властными структурами и обществом.
Легальность власти есть юридическое бытие власти. В узком смысле легальность власти — это законность власти, ее юридическая правомочность, соответствие правовым нормам.
Легитимность — это доверие и оправдание власти, утверждение правомерности существования данных социальных и политических институтов, признание справедливости интересов и целей, выдвигаемых ими. Это политическоепризнание законности правления. Легитимность тесно связана с оценкой власти, в том числе и моральной.
М. Вебер сделал легитимность предметом самостоятельного исследования и выделил три исторических типа легитимного господства. Традиционная легитимность основана на авторитете «вечно вчерашнего», на авторитете нравов, освященных значимостью и привычкой их соблюдать. Виды традиционной легитимности: власть старейшин, власть вождя племени (патриархальное господство), власть монарха (патримониальное господство).