Революционная деятельность и ссылка
Биография
Современники высоко ценят Короленко не только как писателя, но и как человека и как общественного деятеля. Обычно сдержанный И. Бунин говорит о нём: «Радуешься тому, что он живёт и здравствует среди нас, как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература и жизнь. Когда жил Л. Н. Толстой, мне лично не страшно было за всё то, что творилось в русской литературе. Теперь я тоже никого и ничего не боюсь: ведь жив прекрасный, непорочный Владимир Галактионович Короленко». Современники действительно видят в Короленко идеальный образ русского писателя, интеллигента, общественного деятеля. А. Луначарский после Февральской революции высказывает мнение, что именно Короленко следовало бы стать президентом российской республики. У М. Горького Короленко вызывает чувство «непоколебимого доверия». Горький пишет: «Я был дружен со многими литераторами, но ни один из них не мог мне внушить того чувства уважения, которое внушил Владимир Галактионович с первой моей встречи с ним. Он был моим учителем недолго, но он был им, и это моя гордость по сей день». А. Чехов отзывается о Короленко так: «Я готов поклясться, что Короленко очень хороший человек. Идти не только рядом, но даже за этим парнем – весело».
Владимир Галактионович Короленко (15 июля 1853, Житомир – 25 декабря 1921, Полтава) – русский писатель украинско-польского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью, как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и Советской власти. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900 – 1902, с 1908).
Родился в Житомире в семье уездного судьи. Был средним ребёнком в семье. Дед – Афанасий Яковлевич происходил из казацкого рода, восходившего к миргородскому казачьему полковнику Ивану Королю. Сестра деда – Екатерина Короленко – бабушка академика Вернадского. Отец – Галактион Афанасьевич Короленко, имевший на 1858 год чин коллежского асессора и служивший житомирским уездным судьей и бывший суровым, замкнутым и вместе с тем неподкупным и справедливым, оказал огромное влияние на мировоззрения сына. Впоследствии образ отца был запечатлён писателем в его знаменитом рассказе «В дурном обществе». Мать писателя, Эвелина Иосифовна, была полькой, и польский язык Владимир знал с детства. Братья – Юлиан и Илларион. Сёстры – Мария и Эвелина.
С самого детства Короленко поставлен в ситуацию выбора, связанную с такими предопределёнными от рождения вещами, как национальность, социальное происхождение, вероисповедание. Короленко - дворянин, однако его отец никогда не стремился «восстановить свои потомственно-дворянские права», и дети после смерти отца оказываются без всяких связей с дворянской средой. Тем не менее, все документы писатель подписывает: «Дворянин Короленко».
Поистине «междуполярным» становится положение юного Короленко, когда вспыхивает польское восстание. Мать – целиком на стороне польских повстанцев, отец считает восстание «беззаконным» и принимает участие в судебном следствии по делам восставших. Если добавить к этому, что отец писателя – православный, а мать – католичка, то нетрудно представить, скольким разным влияниям подвергается писатель с юных лет, и как непросто делать ему тот или иной выбор.
Владимир Короленко начинает учёбу в польском пансионе Рыхлинского, затем учится в Житомирской гимназии, оканчивает её с серебряной медалью, а после того как отца переводят по службе в Ровно, продолжает среднее образование в Ровенском реальном училище, окончив его уже после смерти отца. В школьные годы его особо привлекают уроки русского языка и словесности. Позже он говорит: «Я нашёл тогда свою родину, и этой родиной стала, прежде всего, русская литература». Пятнадцатилетний Короленко, как и вся его семья, после смерти отца оказывается перед лицом непреодолимой бедности, и нужны поистине героические усилия матери, чтобы он смог закончить гимназию. В детстве Короленко мечтает стать героем, пострадать за родной народ. Во время гимназических каникул он живёт в деревне, наблюдая тяжёлую, подневольную жизнь украинских крестьян. Впечатления детских и юношеских лет дают ему материал для многих произведений. Годы, проведённые в уездной гимназии, с её «тусклым и жестоким режимом», с учителями-автоматами, с телесными наказаниями и карцером, но в то же время, с дружной товарищеской средой, где в тайне от администрации распространялись книги революционно-демократического направления – играют громадную роль в формировании характера и мировоззрения Короленко. Сознание Короленко рано будоражит ощущение той большой неправды, которую он наблюдает в жизни. С желанием помочь народу и с «едким чувством вины за общественную неправду», Короленко в 1871 году, по окончании реальной гимназии в городе Ровно, одетый в сшитый местным портным костюм «из какой-то очень прочной и жёсткой материи с жёлтыми миниатюрными букетцами по коричневому полю», приезжает в Петербург и поступает в Технологический институт. Его студенческая жизнь начинается с того, что он окунается в атмосферу общественных интересов, которыми живёт передовая молодёжь. Он становился участником многочисленных сходок, где ведутся горячие споры на философские и социально-экономические темы.
Вскоре Короленко принуждают оставить Технологический институт. Вместо учебных занятий Короленко берётся за труд «интеллигентного пролетария». Он раскрашивает ботанические атласы, выполняет чертёжные работы, занимается корректурой. За всё это он получает копейки, которых едва хватает, чтобы не умереть с голоду.
В 1874 году Короленко переезжает в Москву и поступает в Петровскую земледельческую и лесную академию, где с большим интересом слушает лекции К. А. Тимирязева, знакомится с действительно интересными, думающими студентами, увлекается статьями П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. В академии Короленко сближается с революционно настроенной молодёжью, читает нелегальную литературу. Ему поручается заведование тайной студенческой библиотекой, распространяющей книги главным образом революционного содержания.
Революционная деятельность и ссылка
Он ищет путей сближения с народом и воплощение в жизнь народнических идеалов. Осуществить это ему помогает само правительство.
В марте 1876 года Короленко за участие в составлении коллективного протеста студентов встаёт против администрации академии, выполнявшей чисто полицейские функции. Первой под заявлением стоит подпись Короленко. Следует разбирательство, после которого студенты отказываются от своих требований. Твёрдыми остаются лишь двое: Короленко и его друг В. Григорьев. Короленко исключают из академии, арестовывают и высылают из Москвы в Вологодскую губернию. По прошествии года поселяется в Петербурге, где вместе с братьями зарабатывает средства к жизни разными профессиями: уроками, рисованием и корректурой. Корректором он работает в мелкой, захудалой петербургской газете «Новости», рассчитанной на удовлетворение обывательских вкусов. Он помышляет о литературном творчестве и пишет свой первый рассказ – «Эпизоды из жизни искателя».
В марте 1979 года Короленко, по подозрению в печатании и распространении воззваний, снова арестовывают и заключают в Литовский замок. Летом 1879 года его высылают в Глазов – глухой городок Вятской губернии. В эту пору у Короленко окончательно созревает желание всерьёз приняться за литературную работу.
В 1880 году появляется в печати рассказ «Ненастоящий город». В ссылке Короленко оказывается в тяжелейших условиях полицейских преследований и прямых утеснений. Исправник проверяет его переписку, устраивает обыски, подслушивает разговоры. Для работы в таких условиях нужны исключительное упорство, вера в свои силы, умение преодолевать трудности.
В октябре 1879 года Короленко вновь высылают, теперь в наиболее отдалённый район глазовского уезда – Березовские Починки. Березовскими Починками не оканчиваются ссыльные скитания молодого писателя. Вятская администрация не оставляет в покое Короленко, видя в нём весьма опасного врага самодержавия.
В январе 1880 года против него затевают новое дело. Он обвиняется в самовольных отлучках в места ссылки и в недозволенных связях с политическими ссыльными. Вероятней всего, личность Короленко продолжает интересовать и высшие полицейские власти в связи с усилившейся деятельностью народовольцев.
Вскоре после покушения на Александра II в январе 1880 года Короленко арестовывают, доставляют в Вятку, а затем заключают в вышневолоцкую политическую тюрьму. Предполагается ссылка его в Восточную Сибирь, но из Томска писатель возвращается на поселение в Пермскую губернию. Находясь в Перми на положении ссыльного, Короленко пробует несколько профессий: сапожника, табельщика, письмоводителя стола статистики на Уральско-Горнозаводской железной дороге. Здесь он работает до 11 августа 1881 года – дня очередного ареста, после которого следует самая длительная и самая отдалённая ссылка.
1 марта 1881 года убивают народовольцами Александра II. Правительство Александра III требует, чтобы часть политических ссыльных привели к специальной присяге. Текст такой присяги получает и Короленко, но подписать его демонстративно отказывается. В заявлении на имя пермского губернатора Короленко называет факты дикого произвола царской власти, действия которой направлены исключительно на подавление народа.
В декабре 1881 года Короленко доставляют в слободу Амгу Якутской области, расположенную в нескольких сотнях километров от Вилюйска. Здесь в тяжёлых условиях жизни, вдали от каких-либо культурных центров начинается его работа над такими произведениями, как «Сон Макара», «Убивец», «В дурном обществе». Однако, выступать в печати ему категорически запрещается. Впечатления тех лет служат основанием для целого ряда сибирских рассказов и очерков, которые составляют значительную часть в творческом наследии писателя.
В 1885 году Короленко получает разрешение возвратиться в Европейскую Россию без права жительства в столичных города. Он поселяется в Нижнем Новгороде, где и живёт более десяти лет.