Характеристика основных периодов правления с идеологических позиций

Правление Александра I открывает новую эпоху, концептуальной составляющей которой становится распространение в России полярно противоположных идеологических воззрений, – либерализма и консерватизма. По сути, время правления Александра I связано с экстраполяцией этих идей в общественное сознание.

Особенности правления Александра I обусловлены противоречивостью личности самого императора, формировавшегося в атмосфере неприязненности окружения Екатерины Великой, с одной стороны, и Павла I, – с другой. Ему приходилось угождать и бабушке и отцу, что провоцировало его на вынужденное приспособленчество. В силу изменчивости своих суждений, непостоянства в принятии решений Александр I получил прозвище «очаровательный сфинкс».

В правлении Александра I выделены этапы, каждый из которых отражал принципиально иные, по сравнению с предыдущим, процессы. Остановимся подробнее на их характеристике.

Первый этап – 1801 – 1807 гг. – либеральных начинаний.

Истоками русского либерализма стали идеи Великой французской буржуазно-демократической революции 1789 г., провозгласившей идеи свободы (снятие классово-сословных разграничений, равенства (приобретение равных для всех членов общества гражданских прав и свобод, ликвидация экономического неравенства) и братства (духовного единения всех граждан).

В контексте либеральных воззрений Александра I были предприняты следующие шаги по модернизации внутриполитической жизни, а конкретно:

· 1801 г. – создание негласного комитета (который был образован из ближайшего окружения императора – Н. Новосильцев, А. Чарторыжский, В. Кочубей, П. Строганов), по сути, объединившего представителей интеллектуальной элиты русского дворянства. Негласному комитету была поручена законотворческая деятельность, а именно:

· 1802 г. связан с введением Министерств, пришедших на смену восстановленных Павлом I Коллегий, – органа исполнительной власти в стране (в данном случае мы лишь констатируем изменение названия административной структуры);

· в 1803 г. был издан Закон «О вольных хлебопашцах», который стал еще одной попыткой после ПавлаI (им была введена трехдневная барщина в 1797 г.), приступить к решению вопроса о раскрепощении крестьян;

· в 1804 г. – был разработан и принят Первый университетский Устав, предоставлявший автономию университетам: особое внимание императора и Негласного комитета к деятельности Университетов было обусловлено тем, что в них формировалось новые поколения интеллектуальной элиты общества – преимущественно дворянства, которое было вовлечено в разные институты государственного управления (к этому времени были открыты университеты в Москве, Вильно, Дерпте, Киеве, Казани, Харькове; впоследствии были созданы Главный педагогический институт, Демидовский лицей в Ярославле в 1805 г., Царскосельский лицей в 1811 г).

Внешняя политикана этом этапе правленияАлександра I отражала процесс вхождения России в лонгированный конфликт с Францией, который протекал в разных формах: от замораживания конфликтных отношений к их апогею. В частности: с 1805 г. русская армия выступала на стороне союзнических войск (Пруссии, Англии, Австрии) против Франции и потерпела серию поражений: под Аустерлицем (1805 г.), под Прейсиш-Эйлау (1806/1807 г.), под Фридландом (1807 г.).

В связи с этим, в 1807 г. был заключен Тильзитский мир между Россией и Францией (с целью выведения русских войск из военного конфликта) о разделе сфер территориального влияния – Франции в Западной Европе, России – в Восточной Европе. По инициативе Наполеона возникла «Континентальная система», направленная на создание экономической блокады Англии. Дипломатические действия России в отношении Франции вызвали негативную реакцию западноевропейских стран – союзниц России.

В ведении внешнеполитической линии нашла отражение противоречивость личности Александра I – непостоянство, непоследовательность, которая и привела к открытому конфликту с Наполеоном в следующем периоде.

С 1807 по1815 гг. – начался новый этап, который прошел под знаком наполеоновских войн.

Особое внимание во внутриполитической жизни было уделено разработке Проекта М. М. Сперанского, которому после распада «Негласного комитета» была поручена законотворческая деятельность, а конкретно:

· составление «Полного свода законов Российской империи» или кодификация законов (с 1648 г. – времени создания «Соборного уложения» Алексея Михайловича);

· формирование вертикали власти:

1. Император;

2. Государственный совет (1810 г.) – центральный контролирующий орган, связывающий императора с ветвями законодательной, исполнительной и судебной власти; совещательный орган при императоре Александре I;

в 1906 г. был преобразован в нижнюю палату – Государственная Дума и Государственный Совет – законодательный орган; в 1917 г. был упразднен Советами;

в 1991 г. возрожден и тут же свернут М. С. Горбачевым;

1 сентября 2000 г. – снова возрожден В. В.Путиным как совещательный орган при президенте РФ).

3. Государственная Дума (и иерархия ее институтов – Губернская, Окружная, Волостная думы) – орган законодательной власти;

4. Министерства (и иерархия управленческих структур – Губернское, Окружное, Волостное управление) – орган исполнительной власти;

5. Сенат (и иерархия системы судопроизводства – Губернский, Окружной, Волостной суды) – орган судебной власти;

·была введена прозрачная структура классово-сословной дифференциации с определением прав каждого сословия в системе государственной жизни. Так, высший класс – дворянство, обладающий политическими правами (вовлеченный в поле политической деятельности); средний класс – купечество и предпринимательство, наделенный экономическими правами (государство видело в нем экономическую опору); низший класс – крестьянство – основная масса населения, обладавшая общими правами (правом на жизнь и правом на труд).

Дипломатические отношения России и Франции постепенно перешли в агрессию Наполеона, обусловленную политическими имперскими амбициями самого Наполеона, с одной стороны, политической «ускользаемостью» Александра I, – с другой.

Апогеем этих отношений стали события Отечественной войны 1812 г.:

вторжение наполеоновских войск на территорию России в июле 1812 г., кульминационная точка – 26 августа – Бородинское сражение, и, начало сентября – совет в Филях, на котором было принято решение об оставлении русской армией Москвы (1 сентября 1812 г.) – беспрецедентная тактика отступления привела противника к моральному разложению и психологическому изматыванию.

В 1813 – 1814 гг. были организованы заграничные походы русской армии в союзничестве с Пруссией, Австрией, Швецией и освобождение Европы от наполеоновского диктата. В это же время произошло присоединение Грузии.

И, наконец, в 1814 – 1815 г. состоялся Венский конгресс, который подвел итоги наполеоновских войн и завершился подписанием «Священного союза» (от 25 декабря 1815 г.), – документа религиозно-мистического характера об отношениях европейских государств на основе христианских добродетелей.

1811 г. – состоялось торжественное открытие нового учебного заведения, среди первых выпускников которого был А. С. Пушкин – Царскосельский лицей.

1815 – 1825 гг. – последний этап правления, получивший название «аракчеевщина» (А. А. Аракчеев), – в рамках которого произошло установление полицейского режима или полицейского государства, направленного на стабилизацию общественной жизни после военного времени.

Так, в1816 г. с целью сокращения государственных расходов на содержание регулярной армии и контроля над обществом были организованы военные поселения. Этот процесс сопровождался отменой крепостного права в 1818 г. в губерниях (высвобожденная часть крестьянства направлялась в военные поселения).

1816 – 1825 гг. отмечены ростом общественно-политического движения, сопровождавшегося созданием политических организаций, в частности: 1816 г. – «Союз спасения», 1818 г. – «Союз благоденствия», которые вскоре подверглись самороспуску.

Кроме этого, к 1821 – 1823 гг. были организованы тайные общества, имевшие определенные Программы или проекты развития России. В частности, «Северное» общество под руководством Н. Муравьева разработало проект эволюционного перехода России из абсолютной к конституционной монархии под названием «Конституция». «Южное» общество под руководством П. Пестеля предлагало радикальный путь переустройства, связанный со свержением монархии и установлением демократической модели государственного управления (по образцу Вече) в проекте «Русская правда». Общественно-политическое движение, инициированное русским дворянством, достигло апогея к 14 декабря 1825 г., – восстанию декабристов.

В 1816/1817 гг. были изданы 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина: «Строгость российских законов компенсируется их неисполнением».

Таким образом, правление Александра I, отмечено явно противоречивыми попытками внутригосударственного переустройства, сопряженными с провозглашением либеральных идей и их отрицанием, допущением свободомыслия в разных социальных институтах и его свертыванием, которые и привели к внутриполитическим конфликтам – общественным взрывам и недовольствам со стороны самого привилегированного класса – дворянства.

Методические ориентиры в раскрытии темы: реформаторские замыслы Александра I в 1801 – 1812 гг.; деятельность «негласного комитета»; административные начинания М. М. Сперанского; внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.; движение декабристов; развитие общественно-политической мысли в деятельности «Северного» и «Южного» обществ; режим А. А. Аракчеева (попытки отмены крепостного права, создание военных поселений).

Литература:

1. Ключевский В. О. Избранные лекции «Курса русской истории» / В. О. Ключевский. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

2. Соловьев С. М. Сочинения: В 18 кн. / С. М. Соловьев. – М. : Голос, 1993. – Кн. 3. – Т. 5, 6.

3. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. – СПб. : Кристалл, 2000. – 839 с.

4. История России с древнейших времен до конца XX века: Учеб. пособие для вузов / М. М. Горинов, А. А. Горский, А. А. Данилов и др. – М. : Дрофа, 2000. – 655 с.

5. Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. 14 декабря 1825 г. / Я. А. Гордин. – Л.: Лениздат, 1989. – 395 с.

6. Пынин А. Н. Общественное движение в России при Александре I / А. Н. Пынин. – СПб., 2001. – 587 с.

7. Валлотон А. Александр I / А. Валлотон. – М., 1991. – 397 с.

8. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII – первой половине XIX в. / Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. – М., 1994.

9. Манаев Г. Г. Правительствующий Сенат в начале XIX в. : подготовка и реализация реформы 1805 г. / Г. Г. Манаев // Российская история. – 2009. – № 5. – С. 37 – 45.

10. Долгих А. Н. Законодательство о вольных хлебопашцах и его развитие при императоре Александре / А. Н. Долгих // Российская история. – 2008. – № 5. – С. 51 – 66.

11. Безотосный В. М. Внешнеполитический выбор России на геополитическом пространстве Европы в эпоху 1812 г. / В. М. Безотосный // Российская история. – 2008. – № 2. – С. 80 – 89.

Время правления Николая I (1825 – 1855 гг.): усиление абсолютизма

Основные аспекты рассмотрения:

1. Абсолютизация власти: причины, процессы;

Наши рекомендации