Закон изменяется и дополняется в особом процедурном порядке
Законы бывают конституционные( конституция(основной закон)) законы предусмотрены конституцией. Кодифицированные и текущие. Нормативные акты правительства нормативные акты федеральных исполнительных министр – приказы и инструкции акты президентов постановление правительств округов. Корпоративные
Правотворчество
Деятельность специально-уполномоченных субъектов, народа по созданию, изменению или отмене норм права называется правотворчеством.
Правотворчество – властно организующая юридически значимая деятельность, целью которой является регламентация общественных отношений, т.е. по средствам этой деятельности происходит упорядочение общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании, их нормативная фиксация, т.е. закрепление в нормах права, и тем самым обеспечивается развитие этих отношений и их правовая защита.
Субъекты:
1) Народ
2) Зак. Органы государственной власти
3) Зак. Представительные органы субъектов РФ
4) Органы исполнительной власти
5) Негосударственные субъекты (если прямо уполномочены государством) – органы местного самоуправления (ст. 12 КС РФ)
6) Государственные организации, учреждения (локальные нормативно-правовые акты) – Устав ТГУ
Как и любая целенаправленная деятельность правотворчество осуществляется на основе определенных принципов:
1) законность – любая юридически значимая деятельность должна быть законна.
а) требование строгого и точного соблюдение, предусмотренных законом, процессуальных форм, принятия нпа
б) предполагает соблюдение требования иерархии нормативно-правовых актов –каждый субъект правотворчества может и должен принимать акты определенной юридической силы.
2) преемственность – последовательность, логичность в принятии нпа.
3) непротиворечивость– нпа должны взаимно дополнять друг друга и не должны противоречить.
Проблема соответствия нпа друг другу.
4) принцип профессионализма правотворческой деятельности – правотворчество – профессиональная деятельность.
5) гласность правотворчества– правотворческая деятельность не может быть тайной за 7ю печатями. Народ должен иметь возможность участвовать в обсуждении наиболее значимых нпа.
6) принцип научности – правотворческая деятельность должна осуществляться на строгой научной основе, в соответствии с теми положениями, которые выработаны юридической наукой.
К разработке проектов нпа могут и должны привлекаться представители юридической научной общественности. В идеалезаконы, прежде чем быть приняты, должны пройти научную экспертизу.
Формы правотворчества
Формы правотворчества классифицируется по нескольким основаниям
В зависимости от субъекта правотворческой деятельности
1) Непосредственное правотворчество народа
2) Правотворчество органов государственной власти
3) Делегированное правотворчество
В зависимости от юридической силы
1) законотворчество – деятельность законодательных органов по принятию законов
2) подзаконное нормотворчество
Правотворчество, как и любой другой вид деятельность, имеет определенную протяженность во времени, может быть разделено на несколько этапов.
Такие этапы правотворческой деятельности называются – стадии правотворчества:
В юридической литературе единой точки зрения не существует.
Одни говорят, что правотворческая деятельность начинается с выявления необходимости регламентации общественных отношений.
По мнению Баранова это пред правотворческая деятельность.
1) Собственно правотворческая деятельность начинается с разработки нпа – стадия правотворческой инициативы.
Содержание этой стадии заключается в том, что в субъект правотворчества вносится готовый, разработанный проект нпа.
2) Рассмотрение проекта нпа, оценка, анализ – акт должен быть принят коллегиально.
На этой стадии происходит проверка этого акта на соответствие реально существующим общественных отношений и т.д.
3) Принятие нпа
4) Промульгация нпа – обнародование нпа и введение его в действие. Опубликование в официальных источниках.
Порядок осуществления правотворчества находит подкрепление в Конституции (104-108).
ст. 104 говорит о законодательной инициативе, дает строго определенный исчерпывающий перечень законодательной инициативы.
ст. 105 посвящена процедуре принятия законов.
Систематизация НПА
В любом государстве существует огромнейшее количество нпа.
Систематизация НПА – это их упорядочение, приведение в систему по определенным критериям с целью обеспечения эффективного поиска и эффективного применения НПА.
Призвана обеспечить совершенствование НПА, их экономию.
Традиционно в юридической литературе выделяют 3 основные формы систематизации НПА:
1) инкорпорация
2) кодификация
3) консолидация
Инкорпорация – представляет собой простое внешнее упорядочение нпа без изменения их содержания.
Могут объединяться акты по юридической силе, в зависимости от субъекта правотворческой деятельности, от предмета правового регулирования, хронологического критерия.
В зависимости от объема инкорпорированного материала различаются такие виды:
а) всеобщая (генеральная) инкорпорация – все акты или большинство. Высшей формой генеральной инкорпорации является создание свобода законов государства.
б) межотраслевая – объединение в единую систему нпа из нескольких смежных отраслей законодательства.
в) отраслевая – объединение в единый сборник актов одной отрасли законодательства.
г) институциональная – в единую систему объединяются акты одного института законодательства.
В зависимости от субъекта, осуществляющего инкорпорацию:
а) официальная – осуществляют специально на то уполномоченные органы государственной власти. На результаты официальной инкорпорации можно ссылаться в правоприменительной деятельности.
б) неофициальная – осуществляется любыми заинтересованными субъектами для общественных или собственных нужд (Преподаватель для учебной цели).
Кодификация – высшая форма систематизации нпа, представляет собой не только внешнее, но и внутреннее упорядочение нпа, устранение возможных пробелов и противоречий, в результате чего создается новый единый внутренне логичный и непротиворечивый акт – кодекс.
При этом те акты, при помощи которых была осуществлена кодификация, утрачивают юридическую силу и свое действие прекращают.
Кодификация – одна из разновидностей правотворческой деятельности, и следовательно заниматься кодификацией могут специально на то уполномоченные властные государственные органы.
По субъекту кодификация может быть только официальной.
В зависимости от объема кодифицированного материала
а) генеральная кодификация – предполагает создание целого ряда кодексов.
б) отраслевая кодификация – кодифицируются в единый акт нормы одной отрасли права (УК).
в) институциональная кодификация – объединяются нормы одного правового института (КоАП).
Виды кодифицированных актов:
а) Кодекс
б) Основы законодательства – характерен для федеративного государства.
в) Уставы – Воинский, различные отраслевые уставы.
г) Общие (типовые) положения, которые определяют правовой статус органов государственной власти
Консолидация – промежуточное звено между инкорпорацией и кодификацией. Это представляет собой объединение в единый нпа норм, регулирующих определенный конкретный вопрос норм государственной, общественной жизни.
При этом создается новый единый нпа, ранее действующий нпа утрачивает свою силу (как при кодификации), но при этом как и при инкорпорации устранения пробелов не происходит.
Консолидация предполагает лишь редакционную правку нпа.