Франция в годы Временного режима и IV Республики
1. Франция в первые послевоенные годы. Действия Временного правительства по стабилизации ситуации в стране.
2. Социально-экономическое и политическое развитие в годы IV Республики.
3. Кризис и крах режима IV Республики.
Осенью 1944 г. Франция была освобождена от оккупантов. Власть в стране перешла в руки Временного правительства с участием всех партий Сопротивления. Главой правительства до января 1946 г. был Ш. де Голль. В первые послевоенные годы страна оказалась в тяжелом положении. Промышленное производство составляло только 38% довоенного уровня, сельскохозяйственного – 60%, финансовая система страны была полностью подорванной. На международной арене Франция потеряла роль великой державы.
Произошли серьезные изменения в расстановке политических сил. Резко усилился авторитет левых партий (ФКП и СФИО), существенно ослабли позиции довоенных правых партий, на ведущие роли в правом лагере вышли новые партии (МРП и голлистская РПФ).
Для преодоления экономических проблем Временное правительство усилило государственное регулирование. В 1944-1946 гг. были национализированы главные банки страны, угольная, газовая, энергетическая промышленность, автомобильные заводы «Рено». В 1946 г. было введено программирование экономики. В социальной сфере правительство значительно повысило социальные расходы и расширило систему социального страхования.
В 1945 г. прошли выборы в Учредительное собрание, которое в 1946 г. приняло новую конституцию, установившую во Франции 4-ю Республику. По конституции главным органом государственной власти стал двухпалатный парламент, но реальная власть принадлежала нижней палате, которая принимала законы и контролировала деятельность правительства. Президент избирался парламентом и имел представительские функции. Конституция установила равенство мужчин и женщин, гарантировала населению широкий набор не только политических, но и социальных прав (на труд, на отдых, на образование и др.).
Период 4-й Республики во Франции охватывает 1946-1958 годы. В это время страна сделала шаг вперед в своем экономическом развитии, благодаря политике госрегулирования и американской помощи по плану Маршалла. В 1948 г. промышленность достигла довоенного уровня, а в 1957 г. превысила его в 2 раза. В 50-е годы в экономике произошли важные изменения: были созданы новейшие отрасли (нефтехимия, электроника и др.), увеличилось число и роль крупных предприятий, французский частный капитал переориентировался с финансовых операций на инвестирование в промышленность. В то же время в 50-е годы в экономике сохранялись проблемы: высокая инфляция, вызванная постоянным ростом социальных расходов; медленное техническое обновление производства; медленное развитие сельского хозяйства, которое за 50-е гг. годы выросло только на 15%.
Главной политической проблемой страны в годы 4-й Республики стала проблема политической стабильности. Для эффективного функционирования парламентской республики необходимо, чтобы в парламенте более половины мест принадлежало одной партии или прочной партийной коалиции. Однако во Франции ни одна из партий не могла получить более 50% мест в парламенте, а создать мощную партийную коалицию не удавалось.
После первых парламентских выборов 1946 г. была сформирована коалиция в составе ФКП, СФИО и МРП. Но практически сразу внутри нее появились серьезные разногласия между коммунистами и их партнерами по вопросам внутренней и внешней политики. В 1947 г. после вывода коммунистов из состава правительства коалиция распалась. В 1947-1951 гг. страной правила коалиция «третья сила» (СФИО, Партия радикалов, МРП), в 1951-1955 гг. – правоцентристская коалиция (МРП, Партия радикалов, Партия независимых республиканцев), в 1956-1958 гг. – коалиция Республиканский фронт (СФИО, Партия радикалов и ряд мелких партий). Все эти коалиции не имели прочного большинства в парламенте и раздирались внутренними противоречиями, что привело к частым сменам правительств. Всего за годы 4-й Республики в стране сменился 21 кабинет.
Попытки укрепить политическую стабильность в виде изменения избирательной системы (1951 г.) и конституционной реформы (1954 г.) успеха не имели. Реальной возможностью укрепить стабильность власти являлось создание коалиции с участием двух главных партий страны — ФКП или РПФ. Но лидеры других партий видели в ФКП проводника советского влияния, а также отказывались от союза с голлистами из-за их требования пересмотреть конституцию в сторону усиления власти президента.
Проблема политической стабильности резко обострилась в середине 50-х годов в связи с распадом французской колониальной империи. В 1954 г. Франция предоставила независимость Вьетнаму, Лаосу и Камбодже, в 1956 г. – Тунису и Марокко. Но при этом французские власти с 1954 г. упорно боролись с освободительным движением в Алжире, где проживало около 1 млн. французов. Война в Алжире привела к большим расходам, и власти Франции начали думать о предоставлении Алжиру независимости. Тогда французские поселенцы в Алжире в мае 1958 г. подняли мятеж и, угрожая высадиться во Франции, потребовали создать «сильное правительство» во главе с Ш. де Голлем. Де Голль согласился возглавить правительство только при условии пересмотра конституции и добился от лидеров главных партий страны принятия этого условия. 1 июня 1958 г. де Голль стал премьер-министром и сразу же распустил парламент. 4-я Республика перестала существовать.
Франция в 1958 — 1981 гг.
1. Особенности режима V Республики.
2. Франция в годы доминирования голлизма.
3. Изменения в расстановке политических сил в 70-е годы.
В октябре 1958 г. во Франции была принята новая конституция, установившая в стране 5-ю Республику. Конституция 1958 г. резко расширила полномочия президента. Он полностью контролировал внешнюю политику страны, формировал правительство и определял его внутреннюю политику. Президент мог распустить парламент, если тот будет блокировать политику правительства. Конституция 1958 г. хорошо учитывала политические особенности Франции и дала стране необходимую политическую стабильность.
В 1958 г. президентом Франции был избран Ш. де Голль. Его внешняя и внутренняя политика базировались на идее «величия» Франции, что предполагало ее превращение в одну из великих держав мира. Во внешней политике де Голль перестал ориентироваться на США и проводил самостоятельный курс. В 1960 г. Франция создала свое ядерное оружие, что повысило ее роль в мире. В 1966 г. страна вышла из военной организации НАТО, но сохранила участие в политической организации блока. При де Голле Франция стала политическим лидером ЕЭС, заметно улучшила отношения с СССР и по целому ряду международных проблем занимала особую позицию, отличавшуюся от позиции США и НАТО. Де Голль также окончательно решил колониальную проблему. В 1960 г. Франция предоставила независимость своим колониям в Черной Африке, а в 1962 г. – Алжиру.
Во внутренней политике де Голль еще больше усилил госрегулирование и сделал государство двигателем экономики. В сельском хозяйстве государство оказало крупную финансовую поддержку крупным хозяйствам, видя в них главных производителей сельхозпродукции. В финансовой сфере государство затормозило рост социальных расходов, что позволило снизить инфляцию, В промышленности государство выделило крупные кредиты новейшим отраслям и с помощью различных методов заставило частные фирмы внедрять новую технику.
В 60-е годы развитие экономики ускорилось, и по темпам экономического роста Франция уступала только Японии. В начале 70-х Франция вышла на 4-е место по уровню развития, стала вторым после США экспортером продовольствия и вышла на 3-е место по экспорту оружия.
Благодаря всем этим успехам де Голль в 60-е годы пользовался высоким авторитетом в стране, а голлистская партия ЮНР в союзе с правоцентристской организацией НФНР доминировала в парламенте. Еще одной причиной сильных позиций голлизма стала идеология голлистского движения, выстроенная на идеях «национального величия», сильного государства-арбитра и сотрудничества труда и капитала (идея «участия»). Доминированию голлистов содействовала также слабость противников ЮНР, которым не удавалось объединиться.
Но в мае-июне 1968 г. неожиданно для властей страну поразил политический кризис. 3 мая 1968 г. студенты Парижского университета начали забастовку, требуя отставки правительства. Они были недовольны системой высшего образования и выступали против традиционных ценностей западного общества. Забастовка студентов переросла в столкновения с полицией и строительство баррикад. Студентов поддержали рабочие, недовольные медленным ростом социальных расходов. Рабочие начали всеобщую забастовку с участием 10 млн. человек. Одновременно выступили фермеры, недовольные политикой поддержки крупных хозяйств.
Правительство в мае 1968 г. заключило соглашение с профсоюзами о повышении зарплаты и расширении их прав, что позволило сбить забастовочное движение. Затем де Голль, заручившись поддержкой армии, запретил радикальные студенческие организации и распустил парламент. На выборах в июне 1968 г. голлистская партия одержала полную победу, так как французы, напуганные потрясениями, стремились к стабильности. В июне 1968 г. забастовки и студенческие выступления прекратились, и кризис был преодолен.
Однако авторитет де Голля был подорван. В 1969 г. он ушел с поста президента, так как не получил поддержки населения на референдуме по вопросу о реформе системы самоуправления и расценил это как недоверие народа. В 1969 г. новым президентом Франции был избран голлист Ж. Помпиду.
В 70-е годы политическая борьба во Франции обострилась. Во многом это было вызвано экономическими проблемами. В 1974-1975 гг. страну поразил экономический кризис, сменившийся затяжной депрессией. Производство топталось на месте, безработица выросла в 8 раз, инфляция была одной из самых высоких на Западе. Власти страны первоначально недооценили глубины кризиса и старались справиться с ним методами госрегулирования. Затем правительство Р. Барра (1976-1981) начало снижение налогов на предприятия и проведение политики «жесткой экономии». Но этим правильным действиям не хватило глубины и последовательности, чтобы преодолеть застой в экономике.
Экономические проблемы 70-х годов привели к резкому падению авторитета голлитского движения. В 1974 г. голлисты утратили пост президента, который занял лидер Республиканской партии В. Жискар д’Эстен, победивший на досрочных президентских выборах после внезапной смерти Ж. Помпиду. В 1976 г. голлисты утратили и пост премьер-министра. В этих условиях новый лидер голлистов Ж. Ширак реорганизовал голлистское движение и создал партию Объединение в поддержку Республики (ОПР), которая развернула критику президента и правительства. В ответ Жискар д’Эстен в 1978 г. создал Союз за французскую демократию (СФД) – объединение трех правоцентристских партий. Между ОПР и СФД развернулась борьба за власть, еще больше ослабившая правые партии.
Левые партии в 1972 г., наоборот, объединились и создали свой блок – Союз левых сил – в составе ФСП (создана в 1971 г. на базе СФИО), ФКП и Движения левых радикалов. На выборах 70-х годов этот блок постоянно усиливал свои позиции, так как правые правительства не могли справиться с кризисом. Одновременно внутри Союза левых сил постоянно рос авторитет ФСП, которая в конце 70-х годов впервые за послевоенное время опередила ФКП по уровню влияния в стране. Это привело к усилению противоречий между ФСП и ФКП, и в 1978 г. Союз левых сил распался, что позволило правым партиям совершенно неожиданно для них победить на парламентских выборах 1978 г.
Однако левые партии быстро извлекли урок и на президентских выборах 1981 г. во 2-м туре поддержали лидера ФСП Ф. Миттерана, который одержал победу. Он сразу же провел досрочные парламентские выборы, на которых победили левые партии. В 1981 г. впервые в истории Франции вся власть оказалась в руках левых сил.