Основные тенденции общественно-политической жизни западных стран в послевоенное время
1. Основные черты общественно-политической жизни западных стран в 50-60- годы.
2. Идеологический кризис 70-х гг. и «неоконсервативная волна».
3. Общественно-политическая жизнь западных стран на рубеже веков.
В политической жизни западных стран в первые послевоенные годы наблюдался подъём забастовочного движения, усиление влияния левых партий (особенно коммунистических), кризис старых правых партий и появление новых правых партий, выступавших за реформирование капиталистического общества (христианско-демократические партии, голлистское движение во Франции и др.).
Общественно-политическая жизнь западных стран в 50-60-е годы характеризовалась следующими чертами:
1. главной силой левого лагеря стали социал-демократические партии, которые в 1951 г. создали свою международную организацию Социалистический Интернационал (СИ). Сформулированная им концепция «демократического социализма» и произведенные социал-демократами в 60- е изменения партийных доктрин обеспечили им поддержку со стороны разных слоев населения и позволили успешно бороться за власть с правыми партиями. Коммунистические партии в абсолютном большинстве стран, кроме Италии и Франции, превратились в небольшие и маловлиятельные группы. Это объяснялось несоответствием коммунистической идеологии устремлениям большинства населения.
2. ведущие правые партии западных стран перестали выступать против государственного регулирования экономики и социальных программ.
3. подходы социал-демократических и правых партий к вопросам внутренней политики заметно сблизились, что привело к ослаблению идеологического противостояния двух политических лагерей (т.н. деидеологизация).
4. при возникновении социальных конфликтов правительства очень редко использовали силовые методы и старались найти компромисс, создавая разного рода арбитражные комиссии.
5. снизился уровень социальных конфликтов под влиянием социал-реформистской политики. В 60-е годы получили распространение концепции, авторы которых утверждали, что главные противоречия капитализма преодолены, и западное общество вступило в новый этап своего развития.
В сфере идеологии в 50-60- гг. доминирующее положение заняли «потребительская идеология» и идеология технократизма, обещавшая эффективно решить главные проблемы общества на основе достижений НТР и научных методов управления.
Но в 70-е годы на Западе проявился идеологический кризис, вызванный двумя главными причинами. Первой стало обострение социально-экономических проблем в связи со структурным кризисом в экономике. Второй причиной стали недостатки доминирующей идеологии.
Первым проявлением идейного кризиса стала «молодежная революция» рубежа 60-70- гг., но она не нашли поддержки основной массы населения и быстро выдохлась. Тем не менее, в 70-е годы постоянно усиливался спрос населения на новый общественный проект, который очертил бы реалистичные ориентиры дальнейшего развития. Возникший идейный вакуум вызвал появление новых концепций левого и правого характера. На рубеже 70-80-х гг. доминирующее положение заняла выдвинутая правыми интеллектуалами концепция неоконсерватизма (или либерал-консерватизма). В области экономики неоконсерваторы выступили за сокращение госрегулирования и предоставление максимальной свободы частной инициативе. В социальной сфере неоконсерваторы противопоставили политике «выравнивания доходов» принцип «опоры на собственные силы». В политической сфере они выдвинули идею «сильного государства», которое сумеет положить конец негативным явлениям внутренней жизни: наркомании, преступности, аморализму молодежи и др. В области морали неоконсерватизм выступил за возрождение традиционных ценностей (религия, семья, брак, труд, дисциплина и др.).
Неоконсерватизм нашел поддержку со стороны «новых средних слоев», а также других категорий населения, которых привлекли идеи снижения налогов, решительной борьбы с негативными явлениями в социальной жизни, преступностью и нелегальной иммиграцией. Произошедший сдвиг вправо в массовом сознании западных стран стал одним из проявлений «консервативной волны». Вторым ее проявлением стало политическое доминирование правых партий в 80- первой половине 90-х годов. Одной из причин стали успехи неолиберальной политики. Второй причиной являлся кризис левой идеологии, главные установки которой пришли в противоречие с объективными реалиями общественного развития. Несмотря на принятие СИ в 1989 г. новой программы, социал-демократические партии не смогли вернуть себе имидж модернистской политической силы и почти во всех западных странах надолго оказались в оппозиции. Коммунистические партии после краха социализма в Европе фактически сошли с политической сцены западных стран.
В 90-е гг. в общественно-политической жизни западных стран начался новый этап, который длиться по настоящее время. Его главные признаки:
1. снизилась привлекательность неоконсервативных идей, что было вызвано недостатками неолиберальной политики, а также противоречием между неоконсервативными установками и новыми явлениями в общественной жизни.
2. восстановилось политическое равновесие левых и правых сил. В первой половине 90-х гг. популярность правых партий упала, тогда как левые силы начали набирать политические очки за счет критики неолиберальной политики. Во второй половине 90-х гг. левые партии пришли к власти в большинстве западных стран. Но, трезво оценив потребности общественного развития, левые правительства продолжили политику правых сил, придав ей более выраженную социальную окрашенность. Это вызвало разочарование населения, и в начале XXI в. правые силы вернулись к власти в большинстве стран Запада.
3. ведущие партии западных стран не сумели разработать новые общественные проекты, которые дали бы обществу привлекательные цели и программы развития на длительную перспективу.
4. схожесть политики левых и правых сил, а также отсутствие у них привлекательных программ вызвали к жизни явление, получившее название кризиса системных партий. Его проявлениями стали падение популярности главных партий и ведущих политиков, рост абсентеизма, усиление влияния несистемных партий (экологистов, ультралевых и ультраправых организаций).
США в 1945— 1960 гг.
1. Влияние 2-й мировой войны на США.
2. Политика администрации Г. Трумэна.
3. Маккартизм и его влияние на жизнь страны.
4. Внутренняя и внешняя политика администрации Д. Эйзенхауэра.
После окончания 2-й мировой войны позиции США в мире еще более окрепли. США укрепили свою роль мирового экономического лидера (в 1945 г.производили 2/3 промышленной продукции капиталистического мира). Страна стала мощной военной державой (вторая по численности армия, самые мощные в мире авиацию и военный флот, до 1949 г. монополия на ядерное оружие). На международной арене США превратились в политического лидера западного мира, чего им не удалось добиться после 1-й мировой войны.
После окончания войны главным вопросом внутренней политики стал вопрос о государственном регулировании. Деловые круги, часть экономистов, политики Республиканской партии требовали положить конец государственному вмешательству в социально-экономические процессы. Но демократ Г. Трумэн, ставший президентом после смерти Ф. Рузвельта в апреле 1945 г., продолжил политику регулирования, выдвинув в сентябре 1945 г. программу реформ, получившую название «справедливый курс». Принятые в 1945-1946 гг. «солдатский билль» и закон о занятости в сочетании с отложенным спросом позволили быстро (за 1945-1946 гг.) решить проблему реконверсии экономики.
Несмотря на достигнутые успехи, борьба по вопросу о госрегулировании продолжалась. Республиканцы, завоевавшие в 1946 г. большинство в обеих палатах Конгресса, в 1946-1947 гг. приняли решения о сокращении налогов и социальных расходов, провели закон Тафта-Хартли, ограничивший права профсоюзов. Трумэн пытался бороться с этими решениями при помощи права вето, но потерпел неудачу.
Но эта борьба с Конгрессом в сочетании с выдвинутой в ходе избирательной кампании программой широких реформ позволили Трумэну победить на президентских выборах 1948 г. Президент вернулся к проведению активных социальных программ, а после начала войны в Корее усилил госконтроль над экономикой. За время его правления минимальная зарплата выросла с 40 до 75 центов за час, число получателей пособий увеличилось на 10 млн. человек, было построено 810 тыс. дешевых квартир, понизилась безработица. Война в Корее позволила преодолеть экономический спад 1948-1949 гг. и сократить уровень безработицы.
Однако все эти достижения были отодвинуты на второй план проблемами внешней политики. После колебаний 1945-1946 гг. Трумэн в 1947 г. сделал выбор в пользу противодействия усилиям СССР по расширению сферы влияния и положил в основу своей внешней политики «доктрину сдерживания». На практике она выразилась в «доктрине Трумэна», плане Маршалла, расколе Германии, пакте Рио-де-Жанейро, создании НАТО. В 1950 г. США ввязались в войну в Корее, ход которой с 1951 г. стал восприниматься американцами как поражение.
Неудачи в противодействии СССР привели к резкому подъему антисоветских и антикоммунистических настроений, получившему название маккартизм по имени сенатора Дж. Маккарти, который требовал от правительства решительной борьбы с «агентами СССР» в стране. Под давлением консерваторов Трумэн издал указ о проверке лояльности, а в 1950 -1952 гг. Конгресс принял два закона, направленных против коммунистов. Попытки Трумэна сдержать деятельность маккартистов были расценены, как нежелание президента бороться с советской агентурой. Популярность президента упала до 24 %, что стало самым низким результатом с момента проведения опросов.
На президентских выборах 1952 г. победил республиканец Д.Эйзенхауэр, который хоть и не был профессиональным политиком, но оказался умелым и вдумчивым управленцем. Сначала старался подстроиться под настроения американцев и создал в1953 г. несколько Комиссий по расследованию антиамериканской деятельности под общим руководством Маккарти. Но когда их деятельность вызвала недовольство общественности, распустил комиссии и отправил Маккарти в отставку, что позволило вернуть внутреннюю жизнь страны в нормальное русло.
Свой внутриполитический курс президент называл «динамичным консерватизмом». Считая, что американское общество устало от глобальных программ демократов и нуждается в передышке, он отказался от выдвижения крупных проектов и ослабил прямое государственное регулирование экономики. Но, будучи реалистом, сохранил косвенные методы воздействия на экономику. Он также продолжил развитие социальных программ, и увеличил социальные расходы на 4 млрд. долл. по сравнению с президентством Трумэна.
Такой курс был поддержан политической элитой страны. В середине 50-х гг. подходы двух главных партий к социально-экономической политике заметно сблизились («консервативный консенсус»).
Во время правления Эйзенхауэра экономика США развивалась средними темпами (рост на 3,6% в год), но в ней началось внедрение достижений НТР и структурная перестройка. Повысился уровень жизни населения и начал формироваться массовый средний класс. Уровень социальных конфликтов заметно снизился. Диссонанс в картину внутреннего спокойствия внесла активизация движения чернокожего населения, вызванная дискриминацией афроамериканцев. В 1957 гг. был принят закон о гражданских правах негров, который хоть и не остановил движения протеста, но стал первым шагом по решению проблемы.
Во внешней политике Эйзенхауэр также показал себя реалистом. В 1953 г. он завершил войну в Корее, но под влиянием антисоветских настроений в стране первоначально выстраивал отношения с СССР на основе доктрины «массированного возмездия», разработанную Д.Ф. Даллесом. Затем под влиянием советских успехов в разработке ракетно-ядерного оружия вернулся к «доктрине сдерживания» и начал нормализацию отношений с СССР, приняв принципы «мирного сосуществования». В то же время предпринял действия по укреплению позиций США в мире. Это проявилось в создании СЕАТО, свержении режима Гватемалы, принятии Формозской резолюции и «доктрины Эйзенхауэра» в отношении стран Ближнего Востока. При этом президент воздерживался от силовых акций с сомнительным исходом. США отказались послать войска во Вьетнам, не поддержали операцию Великобритании, Франции и Израиля против Египта, отказались от поддержки антикоммунистического восстания в Венгрии.
Взвешенная политика позволила Эйзенхауэру в 1956 г вновь победить на выборах. Но в конце 50-х гг. эта политика стала раздражать американцев, т.к. стало очевидно, что главные конкуренты США развиваются более динамично. Президента стали упрекать в том, что его осторожная политика затормозила развитие страны, а самому Эйзенхауэру не хватает решительности и динамизма. Стало очевидно, что политика Эйзенхауэра достигла своего предела. Тем не менее, президент выполнил свою миссию: успокоил общество и обеспечил ему движение вперед. Не случайно стал одним из немногих президентов США, который ушел с поста столь же популярным, что и во время прихода в Белый дом.