Тема 20. Государство и право стран Латинской Америки в Новое время

Процесс становления колониальных систем Испании и Португалии начался еще в конце XV — начале XVI в., то есть в эпоху средневековья и рассматривался как обращение в христианство язычников индейцев. Конкистадоры уничтожили индейскую государственность, и широкое распространение получила система иол у крепости и чес ко го и полурабского труда индейцев. Руководство политикой Испании в колониях первоначально осуществляла Торговая палата, а с 1524 г. — Совет по делам Индий, созданный при короле Испании. Этот совет издавал законы для колоний, назначал администрацию и был высшей апелляционной инстанцией для всех колониальных судов. Вице-короли в Америке осуществляли высшую власть и олицетворяли собой испанскую корону. В конце XVIII в. в Латинской Америке существовали четыре вице-королевства: Новая Испания (со столицей в Мехико), Новая Гранада (Богота), Перу (Лима) и Рио-де-ла-Плата (Буэнос-Айрес). В Других колониях, меньших по значению для испанского короля, назначались генерал-капитаны. Они номинально подчинялись вице-королям, но фактически пользовались всей пол нотой власти. К концу XIX в. образовались генерал-каииганство в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. В дальнейшем границы, сложившиеся между этими образованиями, станут основой для границ самостоятельных латиноамериканских государств. На все высшие должности в колониальной администрации назначались выходцы из числа испанской феодальной знати, которых присылали в колонию на срок от 3 до 6 лет. В городах сохранились некоторые традиционные формы муниципального управления Испании. Управление городами осуществляли советники — рехидоры. Католическая церковь играла огромную роль в управлении колониями. Она была крупным землевладельцем. Постепенно в Латинской Америке сложился многоступенчатый бюрократический аппарат, который, пользуясь отдаленностью, допускал любые беззакония, самовластие. Чтобы регламентировать все стороны жизни, в колонии в !680 г. издается Свод законов Индий — первый в истории официальный сборник колониального права. Эти законы определяли систему феодальной поземельной собственности и сословное деление общества. Бразилия являлась колонией Португалии, и там система управления была схожа с испанской.

Освободительная война 1810—1826 гг. и образование независимых государств. В колониях постепенно зарождались и развивались капиталистические отношения. На этом фоне в Латинской Америке пробудилось национальное самосознание. Политика метрополий вызывала широкое недовольство различных слоев населения: индейцев, метисов, мулатов, в том числе, нарождающейся буржуазии и латифундистов-креолов. После смещения в Испании Наполеоном I законного короля Фердинанда VII из династии Бурбонов, в 1810 г. начались антииспанские выступления. В 1815 г. восстановленный на престоле испанский король Фердинанд VII вновь утвердил свое господство в колониях. При этом он использовал метод уступок и распространил в Латинской Америке демократическую Кадисскую конституцию 1812 г., принятую в Испании. К концу освободительной войны на месте бывших колоний возникли следующие независимые государства: Аргентина. Боливия, Бразилия, Великая Колумбия, Мексика, Парагвай. Перу, Центрально-Американская федерация, Чили, Уругвай. Это создало более благоприятные условия для развития капиталистических отношений. В большинстве стран была запрещена работорговля, ограничено или отменено рабство, были отменены сословия, упразднены дворянские титулы, утверждалась неограниченная частная собственность и провозглашались свободы. Старый аппарат управления упразднялся. На первых порах вводились новые для молодых государств правовые институты: выборность государственных органов, введено право на защиту, провозглашалась презумпция невиновности. Но преобразования не привели к коренному изменению основ жизни, поскольку население бывших колоний имело низкую правовую культуру и находилось в плену традиционных представлений о незыблемости власти короля и чиновников и не было готово к ликвидации полуфеодального образа жизни и эксплуатации.

Первые конституции стран Латинской Америки. С самого начала основным политико-идеологическим и правовым кредо во всех вновь образованных государствах был конституционализм. Идеи республиканизма легли в основу первых конституций латиноамериканских государств, что было вызвано влиянием конституционной практики в Соединенных Штатах Америки. По конституции 1826 г, в Аргентине и по конституции 1824 г. в Мексике были провозглашены республики. Монархическая форма правления утвердилась лишь в Бразилии. В период становления и развития латиноамериканских государств утвердились идеи федерализма. Еще лидеры войны за независимость выступали за создание сильных унитарных государств, что объективно отражала потребность капиталистического развития. Латифундистские и клерикальные круги поддерживали идею конфедеративного или федеративного государственного устройства, поскольку боялись вмешательства в экономическую жизнь и реформ, затрагивающих их отношения с крестьянством. В своеобразных условиях Латинской Америки провозглашенные в конституциях передовые идеи претерпели существенные изменения, отражавшие особенности латиноамериканского общества в тот период. Первые конституции оказались недолговечными из-за отсутствия политической стабильности, сепаратизма отдельных провинций и постоянной борьбы за власть конкурирующими группировками.

История латиноамериканских государств в XIX в. Каудилизм и диктаторские режимы. В большинстве датиноамерикантских республик сохранялись крупные латифундии и полуфеодальные, а в Бразилии и рабовладельческая форма эксплуатации. При этом имела место социальная и духовная подавленность большей части населения, После установления конституционного строя сложились две соперничающих группировки. Бывшие монархисты и приверженцы бюрократического управления объединились в консервативную партию. Она стала защищать интересы крупных землевладельцев и церкви. Другие круги латифундистов, заинтересованные в торгово-промышленном развитии своих стран, объединились в либеральную партию. Эти партии получили названия «исторических*. В течение XIX в. консерваторы чаще находились у власти. Эти партии ставили перед собой задачу захвата власти и создание авторитарного режима. Они делали ставку на одного сильного лидера (каудильо). Последние зачастую приходили к власти не в результате выборов, а в результате насильственного захвата власти, в том числе, путем государственного переворота. Каудилизм стал системой и строился не на конституционно-правовой основе, а на грубой силе и харизматическом авторитете предводителя. Он тормозил становление демократических форм общественной жизни. Авторитарные и диктаторские режимы базировались на милитаризме. Как правило, власть захватывали каудильо, которые являлись выходцами из армейской верхушки. Армия была поставлена в исключительное положение и часто становилась арбитром в политических конфликтах. В XIX в. государственные перевороты стали частым явлением.

Как правило, новый президент-каудильо отменял действовавшую конституцию и спешно принималась новая. В XIX в. в Эквадоре сменились 12 конституций, в Боливии — 9. в Колумбии — И. в Венесуэле — И и т.д. Внешние демократические формы is большинстве конституций сохранялись, но были декорацией для «политических игр». В избирательных системах УТИХ стран установили различные ограничения, которые мешали значительной части населения участвовать в выборах. Как способ обеспечения политической стабильности во многих государствах использовался особый правовой институт - «осадное положение», согласно которому президент приостанавливал конституционные права и гарантии граждан. Это давало ему возможность расправы со своими оппонентами. Конституционное развитие Аргентины и Мексики в XIX в. Конституция Аргентины принята в 1853 г., Мексики — в 1857 г. В конституции Аргентины нашли свое отражение идеи североамериканских федералистов конца XVIH в. В Аргентине закрепилась власть местных латифунлистов-каудильо. В каждой провинции этого государства была создана своя конституция «республиканского представительного характера». Верховный суд страны рассматривал все конфликты между провинциями. Конституция Аргентины также устанавливала свободу предпринимательства, торговли, единые таможни и тарифы и подтверждала неприкосновенность частной собственности. Конституция Мексики 1857 г. запрещала рабство и долговую кабалу, ограничивала церковное землевладение, отменяла ряд привилегий военных и церкви, а также декларировала право неприкосновенности личности, политических прав и свобод. Но в дальнейшем, в 1876 г. в Мексике была установлена кровавая 30-летняя диктатура П. Диаса, которого поддерживали латифундисты страны и американские нефтяные компании. В XIX в. наиболее значительные перемены и государственном строе произошли в Бразилии. В 1888 г. было отменено рабство, усилилась борьба за республику, которая привела к краху монархии. В 1891 г. в Бразилии была принята конституция, которая закрепила федеративное устройство государства. Каждый штат имел свою конституцию, создавал свою систему органов управления, контролировал эксплуатацию рудников и государственных земель, а также обладал другими значительными полномочиями. Федеральные власти не имели права вмешиваться в дела штатов, за исключением тех вопросов, которые отнесены к компетенции центральной власти: содержание армии, внешние дела и др. Эта конституция содействовала становлению гражданского общества в Бразилии.

Наши рекомендации