Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, который невозможен без последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, действий правоприменителя.

Выделяются три стадии применения права:

1. Установление фактических обстоятельств дела.

Установление фактических обстоятельств осуществляется в соответствие с принципами относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Относимость предполагает, что правоприменитель в процессе исследования фактических обстоятельств, «сортирует» собранный материал, отбирая лишь те факты, которые могут быть использованы в процессе юридической оценки сложившейся ситуации.

Допустимость предполагает, что получение материалов по делу должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, в порядке предусмотренной законом процедуры. Материалы, полученные с нарушением требований закона, не могут рассматриваться в качестве юридически значимых и таким образом, не являются доказательствами по делу.

Достоверность предполагает, что материалы, собранные по делу должны нести в себе достоверную (правдивую) информацию.

Достаточность предполагает, что собранных материалов должно быть достаточно для принятия объективного решения по делу в оптимальные сроки.[18]

2. Установление юридической основы дела.

- выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц;

- действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело и (или) действовала ли она на момент обнаружения требующей правоприменения ситуации;

- действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

- распространяется ли действие данной нормы на субъектов, в отношении которых она должна быть применена.

- толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм;

- юридическая квалификация фактических обстоятельств дела.

3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц.

Акт применения права – это правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа (должностного лица), принимаемый от имени государства в результате разрешения конкретного юридического дела и обеспечиваемый системой государственных гарантий и санкций.[19]

Основные признаки актов применения права:

Во-первых, акт применения права имеет властный характер. Содержащиеся в нем предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, отказ от добровольного выполнения судебного решения в гражданско-процессуальной сфере, приводит к «включению» механизма принудительного исполнительного производства.

Во-вторых, акт применения права – это индивидуальный правовой акт. Он принимается в результате разрешения конкретного юридического дела и действует в отношении строго определенного круга лиц. Этим акт применения права отличается от нормативно-правового акта, предписание которого содержит информацию обобщенного характера, а действие распространяется на неперсонифицированный круг субъектов. Правоприменительный акт не является источником права

В-третьих, акт применения права является актом одноразового действия, поскольку закрепляемое в нем предписание носит казуальный характер (посвящено правовому регулированию в рамках конкретной жизненной ситуации, в отношении конкретных лиц). В отличие от нормативно-правовых актов, акты применения права не рассчитаны на многократное применение.

В-четвертых, акты применения права обладают особой формой выражения. Наиболее распространенной формой выражения актов применения права является документальная (письменная) форма. Вместе с тем акты применения права могут быть выражены в устной (устный приказ, распоряжение), а также в конклюдентной (в форме сигнала) формах. В отличие от актов применения права, нормативно-правовые акты выражаются исключительно в документальной форме.[20]

Как правило, документальные акты применения права характеризуются четырехзвенной структурой и имеют.

1. Вводную часть, в которой указывается наименование (решение, определение, приговор, постановление), название и состав органа правосудия принявшего решение, место и время принятия, предмет судебного разбирательства, конкретный адресат.

2. Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела, указываются мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования.

3. Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения, где указывается на обстоятельства, достоверно установленные в процессе правосудия, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор юридических норм и принимаемое решение.

4. Резолютивную часть, в которой излагается содержания решения, указание на те последствия, которые вытекают из нормы права и данного правоприменительного акта.

Классификация актов применения права производится по различным основаниям.

В зависимости от реализуемой функции права:

- регулятивные акты – направлены на обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений, в случаях когда реализация права в рамках непосредственной формы невозможна (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии и т.п.);

- охранительные акты – направлены на защиту определенных юридическими нормами правил поведения от противоправных посягательств, а также реализацию мер юридической ответственности за правонарушения (например, приговор суда, постановление прокурора о возбуждении уголовного дела и т.п.).

По типу правового регулирования:

- регистрационные акты – формально закрепляют и в последующем удостоверяют фактическое состояние, в котором пребывает субъект в данный период (регистрация в списках избирателей, постоянная и временная регистрация места жительства и т.п.);

- разрешительные акты – выражают дозволение компетентного органа на использование конкретным субъектом конкретного права с учетом обстоятельств: времени, места, условий, порядка реализации и т.д. (к таким актам можно отнести принятие органами внутренних дел решения о разрешении приобретения газового или охотничьего оружия и т.п.);

- запретительные акты – содержат запрет на совершение определенных действий (к примеру, решение о лишении владельца автомобиля права на управление автотранспортным средством);

- ограничительные акты – устанавливают перечень ограничений в отношении конкретного субъекта (к примеру, освобождение лица из под стражи под подписку о невыезде).

По предмету правового регулирования:

- конституционно-правовые акты;

- гражданско-процессуальные акты;

- уголовно-процессуальные акты;

- административные акты и др.

Наши рекомендации