Структура системы законодательства предполагает вертикальное и горизонтальное деление.
Вертикальное деление системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности.
Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта. В свою очередь юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от уровня, на котором этот акт принят (акты принятые на федеральном, региональном, локальном уровнях).
Горизонтальное деление системы законодательства происходит в основном под влиянием объективно сложившейся системы права. Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство. Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений и т.п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой группы законодательных актов.
3. Систематизация законодательства: понятие и виды
Систематизация законодательства– это целенаправленная деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов в целях удобства пользования ими на практике, устранения возможных противоречий, неточностей, пробелов и, таким образом совершенствования системы законодательства в целом.
Видами систематизации являются кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.
Кодификация – наиболее сложная форма систематизации, представляющая собой целенаправленную деятельность компетентных государственных органов, направленную на качественную (как внешнюю, так и внутреннюю) переработку действующего законодательства путем обобщения систематизируемых актов, вычленения из них наиболее значимых положений и принципов, устранения повторов, неточностей, противоречий, пробелов. Конечным результатом кодификации является принятие нового комплексного нормативно-правового акта (кодифицированного акта), в котором «растворяются» взятые для систематизации нормативные акты.
В результате кодификационной деятельности происходит качественная переработка действующих правовых норм, а в необходимых случаях и формулируются новые нормы права. Как правило, кодифицированные акты характеризуются относительно большим объемом, высокой юридической целостностью и внутренней согласованностью, стабильностью, устойчивостью, важностью регулируемых общественных отношений и тщательной подготовкой проекта.
В Российской Федерации с кодификацией тесно связана проблема унификации нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, Федеральных служб и т.п.). В этой сфере стоит задача сокращения количества актов, повышения согласованности актов, принимаемых разными государственными органами, уменьшения числа форм, в которых издаются такие нормативно-правовые акты.
Инкорпорация – это систематизация законодательства путем объединения исходного нормативного материала в разного рода сборниках.
В процессе инкорпорации систематизируемые акты не претерпевают изменений. В отличие от кодификации, результатом которой является появление нового источника права – кодифицированного акта, в котором «растворяются» взятые для систематизации нормативные акты, инкорпорация не предполагает утрату индивидуальной юридической силы актами, объединяемыми в инкорпорированном сборнике, сам сборник не является самостоятельным источником права.
В зависимости от субъектов, осуществляющих инкорпорацию законодательства, различают официальную и неофициальную инкорпорацию.
Официальная инкорпорация осуществляется от имени государства компетентными государственными органами. На официальные инкорпорированные сборники, содержащие в себе те или иные нормативно-правовые акты, следует ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности. Примерами официальной инкорпорации являются Собрание законодательства РФ, Собрание актов Президента и Правительства РФ и др.
Неофициальная инкорпорация осуществляется в целях реализации личных либо корпоративных (ведомственных) интересов. Неофициальные инкорпорированные сборники не имеют юридического значения. Ссылки на них в официальных документах не допускаются. Примерами неофициальной инкорпорации являются: Сборник кодексов РФ, инкорпорированные сборники ведомственного характера и т.п.
Инкорпорация отличается от кодификации по следующим основаниям:
1. Инкорпораци – постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не изменяющий его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.
2. Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный источник, при этом сам сборник не является самостоятельным источником права. Кодификацию же завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт, являющийся самостоятельным источником права.
Консолидация представляет собой вид систематизации, в котором сочетаются характерные черты кодификации и инкорпорации. В результате консолидации создается новый источник права – консолидированный акт, что является признаком кодификации. Вместе с тем, акты, объединяемые в рамках консолидированного акта, не теряют индивидуальной юридической силы – признак инкорпорации. Примером консолидированного акта является Конституция России в период с апреля 1992 г. по декабрь 1993 г. В этот период в качестве дополнительного раздела в Конституцию был включен Федеративный договор (31.03.1992).
Учет – простейшая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении имеющейся информации и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки. Учет осуществляется путем составления алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства; картотек; заполнения учетных журналов; использования автоматизированных систем.
Тема 3.5. Правовые отношения
1. Понятие и признаки правоотношения.
При детальном рассмотрении, правоотношение можно определить как общественное отношение, в котором стороны связаны между собой юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.
Правоотношения обладают следующими признаками:
1. Являются разновидностью социальных отношений (возникают только между людьми).
2. Возникают на основе норм права.
3. Представляют собой форму правомерного поведения.
4. Складываются из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера (реализация права одним субъектом находится в непосредственной зависимости от выполнения соответствующего обязательства другим субъектом).
5. Субъектами правоотношений могут быть только правосубъектные лица.
6. Обеспечиваются системой государственных гарантий.
2. Общая характеристика структурных элементов состава правоотношения.
Состав правоотношения – это его внутреннее устройство (структура). Изучение состава позволяет рассматривать правоотношение как сложное системное явление, в качестве составных элементов которого выступают предметы материального и нематериального мира, формирующие объект правоотношения; участвующие в правоотношении правосубъектные лица – субъекты правоотношения; наконец, само поведение субъектов, складывающееся из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера – содержание правоотношения.
Объект правоотношения – материальные, духовные и иные социальные блага, с приобретением и распоряжением которыми связано поведение участников правоотношений.
Субъекты правоотношений – это лица, наделенные правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), реализующие в рамках правоотношений субъективные права и юридические обязанности корреспондирующего характера.
Содержание правоотношений –это поведение субъектов правоотношений, в рамках которого реализуются их субъективные права и юридические обязанности по отношению друг к другу.
Субъективные права, возникающие в процессе правоотношений, предполагают, что их пользователи:
а) могут прикладывать определенные усилия для достижения позитивного интереса, используя при этом правомерные (т.е. предусмотренные законодательством) средства и методы;
б) имеют право требовать от других участников соответствующих активных действий, направленных на удовлетворение собственного позитивного интереса;
в) могут требовать от государства защиты нарушенного права (и должны получить эту защиту) или принятия объективного решения по спорному вопросу.
Юридические обязанности, возникающие в процессе правоотношения, предполагают, что участники:
а) должны предпринимать активные действия, направленные на удовлетворение позитивного интереса контрсубъекта (судья обязан рассмотреть дело, возбужденное по иску);
б) обязаны воздерживаться от принятия противоправных решений и совершения поступков, ущемляющих права и свободы других участников (за исключением случаев, когда такое ограничение является предусмотренным в законе и необходимым в конкретном деле);
в) обязаны претерпеть неблагоприятные лишения за неисполнение юридической обязанности.
3.Основания правоотношения.
Предпосылки правоотношений – это необходимые условия, при наличиикоторых может возникнуть правоотношение. Такими условиями являются: наличие соответствующей нормы права, субъектов правоотношения и юридического факта либо фактического состава.
Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Признаки юридических фактов:
- по своему содержанию это явления, могущие существовать в реальной действительности;
- эти обстоятельства предусмотренные гипотезой нормы права;
- вызывают наступление определенных юридических последствий – возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Виды юридических фактов:
По связи с волей субъекта:
а) События – юридические факты, наступление которых не связано с волеизъявлением участников конкретного правоотношения. События могут быть абсолютными и относительными.
- абсолютные события – естественные природные явления, наступление которых вызывает юридически значимые последствия, порождающие соответствующие правоотношения. Так, например,стихийное бедствие (наводнение, землетрясение, ураган и т.д.), повлекшее за собой материальный ущерб, является юридическим фактом, порождающим правоотношение, связанное с компенсацией понесенных убытков;
- относительные события – это юридические факты, которые не связаны с волеизъявлением участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц (поджог дома инициирует страховое правоотношение между собственником и страховой компанией).
б) Деяния – юридические факты,наступление которыхсвязано с волеизъявлением хотя бы одного из субъектов правоотношения. Деяния бывают правомерными и противоправными. По степени активности лица деяния подразделяются на активные (действия) и пассивные (бездействия).
- правомерные деяния активного характера предполагают совершение лицом социально-полезных действий;
- правомерные деяния пассивного характера предполагают соблюдение (не нарушение) лицом юридических запретов;
- противоправные деяния активного характера предполагаютдействия лица, повлекшие за собой вредоносные последствия и квалифицируемые законом как противоправные;
- противоправные деяния пассивного характера предполагают не совершение лицом действий, которые то должно было и имело возможность осуществить.
По отношению к последствиямправоотношения:
- акты;
- поступки.
Акты – юридические факты, порождающие правоотношения, последствия которых субъекты четко себе представляли и стремились к их наступлению (заключение сделки, совершение умышленного преступления).
Поступки – юридические факты порождающие правоотношения, последствия которых субъекты себе не представляли, однако своими осознанными волевыми действиями обусловили их наступление (написание и опубликование книги приводит к возникновению авторского права иобусловленного этим правом права на гонорар, на который автор в процессе творчества мог и не рассчитывать; поступком также является неумышленное правонарушение, совершенное, к примеру, в результатепротивоправной самонадеянности).
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность – фактический состав.
Фактический состав – это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения правоотношения.
Например, правоотношение между абитуриентом и ВУЗом возникнет только в том случае, если будет иметь место фактический состав, включающий в себя следующие юридические факты: наличие среднего образования, успешная сдача вступительных экзаменов, приказ ректора о зачислении в ВУЗ.
4. Классификация правоотношений.
По функциям права:
– регулятивные правоотношения – возникают в целях регулирования общественных отношений, направленных на реализацию позитивных интересов членов сообщества;
– охранительные правоотношения – возникают в целях защиты установленного правопорядка от противоправных посягательств, а также в целях реализации мер юридической ответственности в отношении правонарушителей
По степени определенности субъектов:
– абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов (праву владельца на собственность корреспондирует неопределенное количество субъектов, обязанных уважать данное право и не нарушать его);
– относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - судья и т.п.).
По отраслям права:
– конституционно правовые отношения;
– гражданско-правовые отношения;
– уголовно-правовые отношения;
– уголовно-процессуальные отношения;
– административно-правовые отношения и т.д.
По степени сложности:
– простые правоотношения – отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);
– сложные правоотношения – отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).
Тема 3.6. Правовое поведение
1. Понятие и виды правомерного поведения
Правомерное поведение – это волевая деятельность субъектов в сфере социально-правового регулирования, направленная на реализацию предписаний правовых норм и обеспечивающая достижение положительных с юридической точки зрения результатов.
Правомерное поведение может быть выражено как активными, так и пассивными деяниями субъектов права. Так правомерным будет активное поведение субъекта исполняющего, использующего, применяющего предписания правовых норм, а также поведение предполагающее соблюдение закрепленных нормами права запретов.
Виды правомерного поведения:
1. в зависимости от степени социальной значимости
- социльно-полезное - приносит пользу обществу, имеет положительные последствия (идете в армию - следовательно повышается обороноспособность Родины)
- социально-безразличное - обществу пользы ноль (религиозные культы: креститься при виде церкви)
- маргинальное (на лекции - шум, наглость)
2. по характеру мотивации
- социально-активное (совесть мучить будет)
- конформистское (как все делать)
- законобоязненное
3. в зависимости от объема затраченной энергии
- активная
-пассивная
4. в зависимости от степени обычности
- обычное
- экстраординарное.
2. Понятие и признаки правонарушения
Формой противоправного поведения является правонарушение, которое обладает следующими признаками:
1. Правонарушение – это фактическое деяние, т.е. акт поведения, выражающийся в реальном действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда закон предписывает их совершение). Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях.
2. Правонарушениями считаются только волевые действия, т.е. действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно.
3. Правонарушением признается только такое деяние, совершая которое, индивид наносит ущерб общественным интересам, действует виновно.
4. Правонарушение – это противоправное в формально-юридическом смысле деяние (не является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового действующим правовым актом). Правонарушение всегда социально вредно. Всякое правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства. Деяние может и не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные ценности под угрозу (например, нетрезвое состояние водителя).
5. Правонарушением признается деяние, совершенное вменяемым лицом, т.е. человеком способным полностью осознавать и контролировать свое поведение, нести за него юридическую ответственность.
6. Совершение правонарушения является основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности, выражающейся в применении к нему принудительных мер негативного характера, адекватных причиненному вреду.
На основании перечисленных признаков правонарушения представляется возможным сформулировать следующее определение:
Правонарушение – это общественно вредное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица.
3. Состав правонарушения.
Состав правонарушения – это совокупность признаков (элементов), характеризующих общественно вредное действие как правонарушение. Элементами состава правонарушения являются: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения. Деяние может быть квалифицировано как правонарушение только при наличии всех названных элементов.
1. Объект правонарушения – это регламентированные нормами права позитивные интересы, на которые направлено противоправное деяние.
2. Объективная сторона правонарушения – это внешнее проявление противоправного деяния (действия, бездействия), включающее в себя, кроме того: время, место, орудие совершения правонарушения, вредоносный результат и причинную связь между деянием и наступившими общественно вредными последствиями.
3. Субъектом правонарушения может быть лицо физическое или юридическое.
Физическое лицо (т.е. индивид) должно достигнуть к моменту совершения противоправного деяния установленного законодательством возраста, отдавать отчет о своих действиях и быть способным руководить ими. Физическое лицо, совершившее преступление и признанное судом на момент его совершения невменяемым, не привлекается к уголовной ответственности и подвергается принудительному лечению.
Юридическое лицо по российскому законодательству не является субъектом уголовных правонарушений (т.е. преступлений), но может быть субъектом некоторых проступков (например, административных или гражданско-правовых). В Гражданском Кодексе РФ (ст. 48) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде.
4. Субъективная сторона правонарушения – внутреннее, психическое отношение правонарушителя к совершаемому деянию и общественно-вредным последствиям этого деяния.
4. Виды правонарушений
По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступления и проступки следует четко разграничивать. Различаются они степенью общественной опасности.
Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:
1. Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства.
2. Размер причиненного ущерба.
3. Способ, время и место совершения противоправного деяния.
4. Личность правонарушителя.
Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
Проступки – это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные социальные отношения, и не достигающие степени общественной опасности преступления.
Проступки, как разновидность правонарушений, крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и т. д.
Тема 3.7. Юридическая ответственность
1. Понятие и признаки юридической ответственности.
Юридическая ответственность – это обязанность лица претерпевать определенные лишения (неблагоприятные последствия), предусмотренные санкцией юридической нормы и обеспеченные мерами государственного принуждения.
В соответствии с данным определением можно выделить основные признаки юридической ответственности:
1) Юридическая ответственность применяется в случае совершения правонарушения и носит персонифицированный характер.
2) Вид и мера юридической ответственности устанавливаются санкцией юридической нормы.
3) Юридическая ответственность обеспечивается мерами государственного принуждения.
4) Реализация юридической ответственности осуществляется в форме правоприменительных отношений
5) Юридическая ответственность предполагает наступление негативных последствий (лишений) для правонарушителя: ущемление его прав (лишения свободы, родительских прав и др.), возложение на него новых дополнительных обязанностей (выплата определенной суммы, совершение каких-либо действий и др.). Таким образом, юридическая ответственность может наступать в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
2.Основания юридической ответственности.
Совершение лицом правонарушения является основанием юридической ответственности.
Следует отметить, что особое значение для реализации юридической ответственности имеет наличие в деянии элементов состава правонарушения. Факт правонарушения указывает на момент возникновения процедуры юридической ответственности и порождает определенные правоотношения, участниками которых выступают правоохранительные органы государства с одной стороны и правонарушитель с другой.
3.Цели и функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности
Цели юридической ответственности:
1. защита правопорядка и личности от противоправных посягательств;
2. восстановление нарушенного права;
3. воспитание граждан в духе строгого соблюдения действующих законов;
4. примирение правонарушителя с обществом;
5. наказание (кара) правонарушителя.
Цель конкретизируется в функциях юридической ответственности, среди которых выделяются:
Репрессивно-карательная (некоторые авторы называют ее мягче - штрафной, хотя суть от этого не меняется). Она свидетельствует о том, что юридическая ответственность является, во-первых, актом возмездия государства по отношению к правонарушителю, во-вторых, средством, предупреждающим новые правонарушения.
С репрессивно-карательной тесно связана предупредительно-воспитательная, или превентивная, функция, призванная обеспечить формирование у адресатов права мотивов, побуждающих соблюдать законы, уважать права и законные интересы других лиц.
Правовосстановительная или компенсационная функция присуща имущественной ответственности. Взыскание причиненного вреда с правонарушителя компенсирует потери потерпевшей стороны, восстанавливает ее имущественные права.
Принципы юридической ответственности
Основными принципам юридической ответственности являются: законность, справедливость, целесообразность, неотвратимость.
Принцип законности означает реализацию юридической ответственности в четком соответствии с требованиями, закрепленными в действующем законодательстве. Главное требование законности заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные законом, и только в установленных законом пределах. Недопустимо отступление от установленного законом порядка под видом ускорения, упрощения, эффективности и целесообразности ответственности либо ссылки на излишний формализм закона.
Принцип справедливости юридической ответственности проявляется в следующей системе формальных требований:
а) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет обратной силы;
б) за одно нарушение возможно лишь одно наказание;
в) ответственность несет лишь тот, кто совершил правонарушение;
г) вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения;
д) если вред, причиненный правонарушением, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение.
Принцип неотвратимости наказания означает его неизбежность. Ни одно правонарушение не должно оставаться нераскрытым и безнаказанным. Если за совершение деяния предусмотрено наступление юридической ответственности, то без законных оснований никто не может быть освобожден от этой ответственности ни под каким предлогом (общественное положение, родственные связи и т. д.).
Принцип своевременности означает, что наибольшую эффективность меры юридической ответственности, как правило, достигают в максимально короткие сроки после совершенного правонарушения. И наоборот – за деяния, утратившие свою социальную опасность в силу истечения сроков давности привлечение лица к юридической ответственности теряет свою значимость, так как не достигаются целей юридической ответственности.
Принцип целесообразности предполагает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности. Целесообразность также означает индивидуализацию карательных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, свойств личности нарушителя, обстоятельств совершения правонарушения. В этой связи особое значение приобретает учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
Под смягчающими наказание обстоятельствами понимаются обстоятельства, определенным образом характеризующие правонарушение и личность виновного и обязывающие назначать в пределах санкции статьи более мягкое наказание. Так, например, ст. 61 УК РФ к таким обстоятельствам относит:
- совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;
- несовершеннолетие виновного;
- беременность, наличие малолетних детей;
- совершение преступления в силу тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания и т.д.
Данный перечень законодатель оставляет открытым, т.е. допускает возможность распространительного толкования соответствующей статьи. При назначении наказания могут быть учтены и иные обстоятельства, не указанные в законе.
Кроме вышеизложенного следует отметить, что принцип целесообразности означает возможность замены юридической ответственности иными мерами воздействия, если цели юридической ответственности могут быть достигнуты без ее осуществления. К числу альтернативных мер можно отнести, например, меры общественного воздействия, отсрочку от исполнения наказания, освобождение от наказания вследствие амнистии и т.д.
Достижению целей юридической ответственности может способствовать не только ее смягчение, но и, наоборот ужесточение. Поэтому принцип целесообразности подразумевает так же и учет отягчающих наказание обстоятельств.
Обстоятельства, отягчающие наказание – это обстоятельства, свидетельствующие о повышенной общественной опасности, как правонарушения, так и самого правонарушителя. Перечень этих обстоятельств, как правило, фиксируется в нормативных актах, определяющих наказуемость деяний и по общему правилу является исчерпывающим (закрытым), требующим адекватного толкования. Так, например, в ст. 63 УК РФ приводится следующий перечень обстоятельств отягчающих наказание:
- неоднократность, рецидив преступлений;
- наступление тяжких последствий;
- особо активная роль в совершении преступления;
- совершение преступления с особой жестокостью и т.д.
4. Виды юридической ответственности