Бюджетные и финансовые постановления.
Институционный блок общих финансов существенно изменен в Конституции. Проект Конвента не полностью воспринят Межправительственной конференцией, но в основном можно сказать, что равновесие, провозглашенное Конвентом, соблюдено. Несмотря на атаки, объектом которых он был, и которые потребовали от представителей Европарламент на Конференции двойных усилий для того, чтобы убрать предложения, которые значительно ослабили бы роль Европарламента.
Собственные ресурсы.
Европейский закон, принятый единогласно Советом, после консультации с Европарламентом, фиксирует ограничение собственных ресурсов и может установить новые категории ресурсов или отменить существующие ресурсы. Этот закон может вступить в силу только после утверждения Государствами-членами согласно их соответствующим конституционным правилам. Однако конкретные варианты вступления в действие этого закона будут зафиксированы законом Совета (приняты квалифицированным большинством), после утверждения Европарламентом[21].
Многолетний финансовый план.
Многолетний финансовый план (который заменяет существующие на данный момент финансовые перспективы) дисциплинирует эволюцию расходов Союза в (минимальный) период 5 лет в размерах собственных ресурсов. Он фиксирует предел максимального роста для каждой категории расходов. Он будет принят через закон Совета, выносящий постановление о единогласии, после утверждения Европарламентом, который утверждается большинством составляющих его членов. Однако, следуя просьбам многих делегаций и представителей Европарламента, которые протестуют против этого возвращения к единогласию (Конвент предусматривал единогласие для первого многолетнего плана, принятого после подписания Конституции и квалифицированного большинства для последующих) конституция предусматривает «переход», согласно которому Европейский совет может единогласно принять решение, уполномочивающее Совет принять закон, устанавливающий многолетний финансовый план квалифицированным большинством.
Годовой бюджет
Закон, утверждающий годовой бюджет, который должен соответствовать многолетнему финансовому плану, принят совместно Европарламентом и Советом. Бюджетная процедура сильно изменена, но, несмотря на попытки многих делегаций поставить под угрозу согласие, достигнутое в Конвенте, основа его сохранена: различие между DO и DNO //речь идет о национальном и др. долгах// ликвидировано; Европарламент сохраняет при любом положении вещей решающее слово по всему бюджету[22].
Кроме того, постановления, составляющие то, что в настоящий момент именуется «финансовым предписанием», составят в будущем содержание (предмет) закона принятого согласно обычной законодательной процедуре (но до 2007 г. Совет принимает решения единогласно).
УГЛУБЛЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Оно должно объединить по меньшей мере треть Государств-членов. Оно только не должно содержать исключительных компетенций Союза (но однако оно может касаться оборонительной политики). Разрешение прибегнуть к нему дается квалифицированным большинством Совета, после утверждения Европейским парламентом, и по предложению Комиссии (за исключением области PESC, где требуется единогласное решение Совета, мнение Министра иностранных дел и Комиссии, и где Европейский парламент только проинформирован). Государства-члены, оставшиеся вне пределов углубленного сотрудничества, участвуют в совещаниях Совета, даже если они не участвуют в принятии решений.
Кроме того, в результате усилий нескольких делегаций а особенно представителей Европарламента, Конференция сохранила также постановление «мостика», предложенное Конвентом но часто употреблявшееся во время переговоров, которое позволяет Государствам, участвующим в углубленном сотрудничестве, перейти к голосованию квалифицированным большинством или к обычной законодательной процедуре, используя решение, принятое единогласно этими Государствами (это условие мостика не может однако быть использованным в области обороны).
III. ПОЛИТИКА
Многие условия общего применения вводят III Часть проекта Конституции, посвященную политике Союза: об общей согласованности политики; о борьбе против дискриминации; о продвижении равенства мужчин и женщин; о социальной защите; о требованиях защиты окружающей среды; о защите потребителей; наконец, условие признания «службы общих экономических интересов», для которой закон должен определить «принципы и условия» функционирования.
Внешняя политика
Внешняя деятельность
Именно в этой области проект Конституции обновлен наиболее значительно, в большей степени за счет некоторых институциональных изменений (а именно через создание Министерства иностранных дел, ср. ниже), чем косвенными процессуальными усовершенствованиями, оставленными практически без изменений. Роль Европарламента в отношении внешней политики изменилась незначительно, даже учитывая ее усиление в области общей торговой политики и заключения международных соглашений.
Иностранная политика и политика общественной безопасности
Ее проведение – по решению Европейского совета или единогласному решению Совета, за исключением некоторых случаев, предусмотренных Конституцией, или если Европейский совет решает этот вопрос иначе – исключает «обычную законодательную процедуру». В дальнейшем предусматриваются регулярные консультации с Европарламентом.
Созданы некоторые новые юридические основы: статья о единстве Государств-членов в случае террористической атаки или природной катастрофы, международные договоры с соседними странами.
Политика в области безопасности обновлена из нескольких соображений, поскольку Межправительственная конференция приняла важные предложения, не предусмотренные Конвентом, в частности, в области обороны:
· Осуществление заданий Петерсберга (добавление уточнений к проблеме разоружения, совета в области военных материалов, стабилизации при окончании конфликтов, борьбы с терроризмом, включая территорию третьих стран).
· Создание новых более гибких форм сотрудничества в области обороны:
- возможности для Совета поручить осуществление миссии группе государств-членов, чтобы сохранить достоинство Союза;
- возможности формирования, по решению квалифицированного большинства Совета, постоянного структурного сотрудничества между Государствами, которые соответствуют критериям и подписывают обязательства в области военного потенциала, добавленные в дополнительном к Конституции Протоколе;
- установление более тесного сотрудничества в области взаимной защиты, конкретно предусматривающего обязательство помощи и содействия Государству-члену, жертве вооруженной агрессии на его территории (не принимая во внимание специфического характера политики безопасности и обороны некоторых Государств-членов);
- и создание фонда расходов на военную оборону, независимого от бюджета Союза;
- создание европейского агентства вооружений, исследований и обороноспособности;
- определение процедуры быстрого вмешательства средствами бюджета Союза.
Общая торговая политика
Поле ее действия расширено в отношении продажи услуг и интеллектуальной собственности.
Роль Европарламента усилена: при определении способов реализации общей торговой политики превалировать будет обычная законодательная процедура; ему будут регулярно давать отчет о переговорах по международным соглашениям; последние могут быть заключены только при условии одобрения Европейским парламентом.
Необходимо отметить поддержку Конституцией смягченной формы «культурной исключительности»[23].
Сотрудничество для развития
Конституция создает условия для того, чтобы Европейский фонд развития был прописан.
Гуманитарная помощь
Проект Конституции создает в этой области особую юридическую базу, в рамках которой предусмотрено создание добровольного подразделения гуманитарной помощи (обычная законодательная процедура).
Внутренняя политика