Статья 68. Отцовство и материнство
1. Отцы и матери имеют право на защиту со стороны общества и государства в выполнении своей незаменимой роли по отношению к детям, в частности в том, что касается совмещения воспитания детей с обеспечением профессиональной самореализации и участия в гражданской жизни страны.
2. Материнство и отцовство представляют собой выдающиеся общественные ценности.
3. Женщины имеют право на особую защиту во время беременности и после родов, при этом трудящиеся женщины имеют еще и право на освобождение от работы на соответствующий период без потери вознаграждения или каких-либо выгод.
4. Закон регулирует порядок реализации права матерей и отцов на освобождение от работы на соответствующий период с учетом интересов ребенка и нуждами семьи в целом.
Статья 69. Детство
1. Дети пользуются защитой со стороны общества и государства в целях их гармоничного развития, в особенности для того, чтобы избежать любых форм беспризорности, дискриминации, угнетения и не допустить злоупотребления властью в семье и различных учреждениях.
2. Государство обеспечивает особую защиту детям-сиротам, беспризорным или детям, каким-либо образом лишенным нормального семейного окружения.
3. Труд несовершеннолетних школьного возраста запрещен, согласно закону.
Статья 70. Молодежь
1. Молодежь пользуется особой защитой в реализации своих экономических, социальных прав и прав в культурной сфере, а именно:
a) в образовании, профессиональном обучении и в области культуры;
b)при приеме в первый раз на работу, а также в области труда и социального обеспечения;
c) в получении жилья;
d)в физическом воспитании и спорте;
e) в использовании свободного времени.
2. Молодежная политика должна иметь в качестве первостепенных целей развитие личности молодых, создание условий для их эффективного включения в активную жизнь, пробуждение в них тяги к свободному творчеству и воспитания в них сознательного стремления служению обществу.
3. Государство в сотрудничестве с семьями, школами, предприятиями, организациями, объединяющими людей по месту жительства, объединениями и фондами, действующими в области культуры, сообществами, занимающимися культурой и отдыхом, поощряет и поддерживает молодежные организации в достижении этих целей, а также международный молодежный обмен.
Глава 3. Права и обязанности в области культуры
Статья 73. Образование, культура и наука.
- Все имеют право на образование и пользование достижениями культуры.
2. Государство способствует демократизации системы образования и других условий с тем, чтобы образование, полученное в школе или иным путем, вносило вклад в выравнивание возможностей, в преодоление экономического, социального и культурного неравенства, в развитие личности и духа терпимости, взаимопонимания, солидарности и ответственности, в демократическое участие в общественной жизни и в социальный прогресс.
3. Государство способствует демократизации учреждений культуры, стимулируя и обеспечивая доступ всех граждан к пользованию достижениями культуры и к творчеству — в сотрудничестве со средствами массовой информации, объединениями и фондами, действующими в области культуры, сообществами, занимающимися культурой и отдыхом, объединениями охраны культурного достояния, организациями, объединяющими людей по месту жительства, и другими учреждениями культуры.
4. Научное творчество и открытия, а также технологические инновации стимулируются и поддерживаются государством таким образом, чтобы обеспечить соответствующую свободу и автономию, рост конкурентности и взаимодействие между научными учреждениями и предприятиями.
Статья 74. Обучение
1.Все имеют право на обучение, причем обеспечивается право на равенство возможностей при поступлении в школу и достижения там определенных результатов.
2. Проводя политику в области обучения, государство обязано:
a) обеспечить всеобщее начальное образование, обязательное и бесплатное;
b) создать государственную систему и развивать общую систему дошкольного воспитания;
c) гарантировать непрерывное обучение и ликвидировать безграмотность;
d)гарантировать всем гражданам, согласно их способностям, доступ к более высоким ступеням образования, научных исследований и художественного творчества;
e) постепенно перейти к бесплатному образованию на всех ступенях;
f) включать школы в жизнь сообществ и устанавливать взаимосвязь обучения с соответствующими сферами экономической, социальной и культурной деятельности;
g) развивать и поддерживать специальное обучение инвалидов;
h) защищать и повышать ценность португальского языка жестов как проявление культуры и средство доступа к образованию и обеспечения равных возможностей;
i) обеспечить детям эмигрантов возможность изучения португальского языка и доступ к португальской культуре;
j) обеспечить детям эмигрантов соответствующую поддержку для реализации
Статья 76. Университет и доступ к высшему образованию
1.Порядок поступления в Университет и другие высшие учебные заведения гарантирует равенство возможностей и демократизацию системы обучения, при этом принимаются во внимание потребности в квалифицированных кадрах и в повышении образовательного, культурного и научного уровня страны.
2. Университеты пользуются, согласно закону, уставной, научной, педагогической, административной и финансовой автономией без ущерба для адекватной оценки качества обучения.