Условия и факторы обеспечения качества управленческих решений
Под качеством управленческого решения принято понимать “совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации”. Качество, управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов:
Факторов, влияющих на качественный уровень управленческих решений, может быть множество. Условно их можно разделить на две группы:
а) ситуационного характера, связанные с осознанием проблемы, альтернатив ее решения и их последствий. К данной группе относятся изучение ситуации, анализ и прогнозы, используемые методы, организация управления и др.;
6) поведенческого характера, связанные с мотивами, ценностными ориентациями, уровнем требований, готовностью идти на риск лиц, разрабатывающих и принимающих решения.
Факторы первой группы действуют на этапе, предшествующем принятию решений, и способствуют формулированию проблемы. Факторы второй группы проявляются в поведении руководителя, его сотрудников в ходе разработки управленческих решений. В практике принятия решений на отдельных стадиях эти группы факторов могут переплетаться.
Качество управленческого решения зависит и от таких факторов, как:
1) качество исходной информации, определяемое ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок;
2) оптимальный или рациональный характер принимаемого решения;
3) своевременность принимаемых решений, определяемая скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;
4) соответствие принимаемых решений действующему механизму управления и базирующимся на нем методам управления;
5) квалификация кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
6) готовность управляемой системы к исполнению принятых решений.
Причины, влияющие на качество принимаемых решений, весьма разнообразны и могут иметь организационный, экономический, психологический характер. В их числе:
§ значительный объем принимаемых решений. Если в год руководитель подписывает от 300 до 1000 и более приказов, то ему лично трудно обеспечить высокую степень их обоснованности;
§ рассогласованность вновь принимаемых решений с предыдущими, дублирование;
§ трансформация цели решения в процессе его движения по иерархическим уровням.
§ принятие псевдорешений, т.е. решений, не имеющих конкретного содержания: расплывчатых, непроверяемых, отражающих общую установку, пожелания («обратить внимание», «повысить», «принять необходимые меры», «усилить требования» и т.п.);
§ недостаточная технологизация процессов подготовки и принятия решений;
§ отсутствие процедуры согласования решений;
§ установление нереальных сроков для исполнения работы («мобилизующие» сроки могут быть лишь исключением и не должны превращаться в систему);
§ принятие решений под влиянием эмоций и др.
Способность найти причины появления решений низкого качества ограничит возможность их возникновения на разных этапах процесса разработки и исполнения и тем самым будет способствовать повышению эффективности решений.
Условия. Для того чтобы быть эффективным, решение должно удовлетворять ряду требований:
1) быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени;
2) содержать механизм реализации, т.е. включать разделы, охватывающие организацию, мотивацию, контроль при реализации решений;
3) быть устойчивым к возможным ошибкам в определении исходных данных;
4) готовиться, приниматься и выполняться с учетом возможных нештатных ситуаций;
5) быть реализуемым, т.е. не содержать положений, которые сорвут исполнение;
6) быть гибким, т.е. изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий;
7) предусматривать возможность проверки и контроля исполнения.