Функции юридической науки, ее связь с практикой
Функции науки — это основные направления научной деятельности, выражающиеся в ее задачах, целях. Очевидно, что основная, главная функция науки — это производство, при-ращивание научных знаний как знаний истинных, обоснованных, проверяемых. Эту функцию можно назвать гносеологической {познавательной}. В рамках этого общего направления можно выделить следующие функции более конкретного характера.
Эмпирико-описательная функция юридической науки соответствует эмпирическому уровню познания, логически первоначальному этапу научного исследования. Осуществление •)той функции призвано обеспечить научное теоретическое познание фактическим материалом, эмпирическими данными об изучаемых явлениях.
Применительно к правовой науке в качестве эмпирических фактов (наблюдаемых явлений государственно-правовой действительности) можно рассматривать и отдельные норма" гивные акты, нормы права, различного рода юридические факты, деятельность, связанную с правотворчеством, систематизацией законодательства, правореализацисй, результаты действия нормативных актов, структуру, кадровый состав и цеятельность государственных органов по осуществлению тех или иных функций государства, правосознание отдельных социальных групп, состояние преступности и т. д. Основным методом получения эмпирических данных в юридической науке является наблюдение (непосредственное, но чаще опосредствованное). Эксперимент имеет ограниченное значение. Получению эмпирических данных в юридической науке служит также метод интерпретации отдельных нормативных ак-гов и норм права, дающий сведения о первичных правовых
явлениях (нормах права, нормативных актах), первичных элементах системы права и системы законодательства. Интерпретация этих элементов— не ретросказание, не предсказание и тем более не объяснение, ибо в результате толкования отдельной нормы права не вскрываются закономерности сущ-ностного порядка, а получаются данные о содержании эмпирически-правового явления, на которых основывается дальнейшее углубленное изучение норм права и права в целом на теоретическом уровне (анализ структурного состава нормы права, выявление существенных признаков, присущих любой норме права, системный подход к праву в целом и т. д.). Интерпретация дает эмпирический материал для последующих действий, охватываемых данной функцией (например, для классификации норм права и нормативных актов), а также для других методов, например для сравнительного правоведения, ибо сравнение норм институтов права предполагает прежде всего их интерпретацию, получение данных о содержании сравниваемых институтов.
Описание как научная операция не сводится только к описанию эмпирических свойств изучаемых явлений. Эта стадия научного исследования предполагает логическую обработку эмпирического материала, его анализ, классификацию, систематизацию, обобщение и т. д. В результате такой обработки создается эмпирический базис соответствующей науки. При этом определенная роль принадлежит обыденным, философским и предварительным научным знаниям, необходимым для планировки и правильной, целеустремленной постановки эксперимента или наблюдения и т. д. Эмпирический уровень познания лишь логически может рассматриваться в качестве первоначального этапа научного познания. Фактически же эмпирическое познание совершается на базе уже существующего теоретического базиса науки, который во многом предопределяет эмпирические исследования. Осуществляя, например, эмпирическое изучение состояния преступности в том или ином районе страны, исследователи исходят из определенных теоретических данных таких наук, как уголовное право, криминология. Эти данные теории кладутся в основу планирования и методики такого исследования, в основу анализа — синтеза, систематизации и обобщения материалов эмпирического исследования. В свою очередь эти материалы, систематизированные и обобщенные, составляют эмпириче-
и"
скую основу для вскрытия определенных закономерностей и научного теоретического объяснения сущности соответствующих объектов исследования.
Функция объяснения — одна из основных функций юридической науки — относится к теоретическому уровню познания государства и права. Главной и единственной задачей функции объяснения является раскрытие сущности исследуемых объектов, осуществляемое через познание отношений и связей этой сущности с другими сущностями или через познание ее внутренних отношений. Вскрывая существенные, т. е. закономерные, связи и отношения изучаемых объектов, наука тем самым объясняет саму сущность этих объектов. Характер объяснения зависит от характера закономерных, существенных отношений и связей объясняемого объекта. В сфере государственно-правовых явлений возможны атрибутивные, структурные, причинно-следственные, функциональные связи и отношения. Им соответствуют и определенные виды объяснений.
Атрибутивное объяснение основывается на наличии закономерных атрибутивных связей объясняемого объекта с определенным свойством (атрибутом). В ходе такого объяснения раскрывается связь объекта с существенным, необходимым его свойством (атрибутом), без которого объект не существует и не может существовать. Элиминация (исключение) этого свойства ведет фактически к элиминации самого объекта. Раскрытие атрибута есть раскрытие одной из сторон сущности объекта. Атрибутивное объяснение весьма распространено в правоведении. Оно используется прежде всего в раскрытии сущности государства и права в целом. Однако следует отметить, что при объяснении права довольно часто его сущность в нашей литературе сводится лишь к одному его существенному свойству — воле соответствующего господствующего класса, выраженной в законе. Но ведь такие свойства права, как, например, нормативность и принудительность, также существенны. Достаточно исключить хотя бы одно из них, как право перестает быть правом. Атрибутивное объяснение сущности объектов требует, следовательно, охвата всех его существенных свойств,
Генетическое объяснение основывается на закономерных связях объясняемого объекта с предшествующими ему объектами Оснппняя цель такого объяснения — исследование ге-
незиса соответствующих объектов, выявление причин и условий, вызвавших к жизни изучаемый объект, факторов, поддерживающих его существование и изменение. Применительно к исследованию государственно-правовых явлений в ходе генетического объяснения используется, как правило, апелляция к экономическим, классовым, культурным и прочим социальным факторам', предопределяющим их существование и изменение функционирования. Генетическое объяснение применимо при объяснении любого государственно-правового института или другого явления, связанного с правом.
Функциональное объяснение необходимо в правоведении, ибо речь идет об объяснении функционирующих объектов. В нашей науке общепризнано, что, например, в функциях государства и права проявляются существенные стороны этих явлений, прежде всего их социальная сущность. Анализируя функции государственно-правовых явлений и следствия этих функций, мы тем самым получаем материал для объяснения самой их сущности, ибо все главные черты и свойства этих явлений неизбежно отражаются на результате их функционирования. Функциональное объяснение предполагает, следовательно, изучение государственно-правовых институтов в действии, основываясь на фактах их функционирования, на данных о последствиях этого функционирования. При таком объяснении нужны предварительное изучение, анализ результатов, которые явились следствием действия изучаемых институтов. Функциональное объяснение — это разновидность контргенетического объяснения, апеллирующего к следствиям функционирования соответствующей системы.
Структурное объяснение основывается на том, что объясняемый объект характеризуется двусторонней структурной организацией. Любой объект не только обладает внутренней структурой (целостность объекта, его элементы и порядок организации этих элементов), но и сам является составным элементом структуры другого объекта (т. е. элементом суперструктуры). В каждой внутренней и внешней структурных связях находит проявление та или иная существенная сторона, свойство существующего объекта. Анализируя структурные связи объекта, мы тем самым раскрываем и характеризуем его существенные свойства. Структурные (внутренне и внешне) объяснения широко распространены в науке о государстве и нраве, ибо оба этих объекта, с одной стороны, струк-
гурно организованы, с другой — сами являются элементами суперструктуры (государство как элемент политической системы, право как элемент системы нормативного регулирования в обществе). То же самое можно сказать и о других государственно-правовых явлениях. Например, каждая отрасль права, будучи элементом системы права, сама имеет внутреннюю структурную организацию. Важным условием структурного объяснения является нс только вычленение элементов целого, но и показ системообразующих связей, организующих элементы в единое целое, придающих целому структурное единство. Простое сопоставление элементов, входящих в суперструктуру, выявление общих и специфических черт без анализа их связей нельзя рассматривать в качестве завершенного структурного объяснения.
Научное правоведение исходит из требования всестороннего подхода к изучаемым объектам. Поэтому оно не отдает предпочтения какому-то одному виду объяснения, а применяет их в совокупности. Это отнюдь не исключает того, что в некоторых исследованиях может быть использован какой-то один вид объяснения, например структурный, функциональный и т. д. Более того, подобного рода подходы неизбежны в науке, ибо они позволяют углубиться в отдельные существенные стороны изучаемого объекта, познать объект более детально и конкретно.
Прогностическая функция любой науки состоит в предвидении развития соответствующих явлений, в предвидении того, каким качественным или количественным изменениям подвергнутся эти явления. Предвидение является необходимым условием определения правильного курса практической деятельности вообще и условием дальновидной политики в частности. Научно обоснованное предвидение дает уверенность в возможности достижения поставленных задач.
Высокая степень вероятности или даже полной определенности научного предвидения вызвана тем, что такое предвидение основывается на знании причинно-следственных связей, детерминированности, обусловленности соответствующих явлений, знании законов их развития. Предвидение тенденций развития государственно-правовой надстройки возможно лишь с учетом общего социально-экономического и культурного развития общества (развития экономики, культуры, направления политики и т. д.), ибо государство и право
находятся в двойной связи с обществом: с одной стороны. сущность и характер государства и права обусловлены самим обществом (прежде всего классово-экономическими его отношениями), а с другой — государство и право являются орудиями обратного воздействия на общество (путем управления и регулирования). Без учета этих связей действительно научный прогноз развития государственно-правовой надстройки невозможен. Естественно поэтому, что формулирование прогностических положений юридической наукой неизбежно должно опираться на знания и прогнозы развития общественных явлений, тесно связанных с государством и правом.
Юридическая наука, конечно, не в состоянии заниматься разработкой прогнозов всех социально-экономических явлений, связанных с правом. Следовательно, в области прогноза она должна опираться на достижения других наук, использовать уже готовые прогнозы, сформулированные неюридическими науками. Такие прогнозы многовариантны. На основе прогнозов развития других явлений можно предсказать и развитие законов, их регулирующих. Однако и такое предсказание будет только многовариантным, потому что, с одной стороны, достижение одних и тех же целей возможно с помощью разных правовых средств, а с другой — принятие закона является следствием действия «бесконечного количества перекрещивающихся сил», которые не всегда поддаются точному учету и предвидению.
От Прогностических положений юридической науки следует отличать предложения с1е 1е§с ?егепс1а,т. е. предложения по принятию конкретного закона с конкретным содержанием или конкретного предложения о совершенствовании существующего законодательства. Если в первом случае предполагается, каким изменениям подвергнется то или иное государственно-правовое явление в будущем, то во втором случае наука четко формулирует, какие законы и какого содержания следует принять, какие изменения следует внести в содержание государственно-правового института.
Оценочно-нормативная (или методологическая) функция науки состоит в том, что наука формулирует правила, рекомендации, советы для целесообразной деятельности человека в той или иной ее сфере. Нормативная функция присуща любой теоретической, тем более эмпирической науке, ибо наука, вскрывая закономерности развития явлений, предска-
зывая их развитие, является основой целесообразной деятельности человека, она не только указывает, что следует делать для достижения тех или иных целей, но и каким образом это делать.
Нормативная функция присуща и юридической науке. Юридическая наука в целом формулирует такие нормативные (методологические) положения, как принципы (правила) научного исследования государственно-правовой действительности, различного рода правила практической, целесообразной деятельности в области правотворчества, правоприменения, реализации права в широком смысле этого слова.
В нормативной функции, как и в прогностической, ярко проявляется интеграция юридической науки с другими науками: формулируя различного рода правила целесообразной деятельности, она опирается на знания общественных, естественных и технических наук. Удельный вес.нормативных положений неодинаков в различных отраслях юридической науки, в различных частных теориях. В общей теории права наибольший удельный вес нормативные положения занимают в учениях (частных теориях) о правотворчестве, о толковании и применении права. По отношению к правотворчеству наукой разрабатывается и совершенствуется система правил юридической техники, по отношению к теории толкования — система правил толкования действующих правовых норм, по отношению к теории правоприменения — система правил их применения.
В криминалистике, в основном науке эмпирической, непосредственно обслуживающей нужды практики, удельный вес нормативных (методологических) положений еще больше. Можно даже отметить, что криминалистика и существует для того, чтобы формулировать правила практической деятельности применительно к расследованию юридических дел. Все прочие научные положения криминалистики призваны лишь научно обосновать целесообразность тех или инь1Х правил, формулируемых этой наукой. Здесь мы видим систему правил криминалистической техники (обнаружения, выемки, фиксирования, исследования вещественных доказательств), тактики проведения определенных следственных действий (осмотра места происшествия, обыска, допроса, очной ставки и т.д.), расследования отдельных видов преступлений (част-
ная методика), Разрабатывая правила, криминалистика широко использует достижения различных естественных, технических, общественных наук.
В отраслевых науках также обнаруживаются нормативные элементы. Это .прежде всего правила, отражающие особенности толкования норм отдельной отрасли права, правила юридической техники индивидуальных правоприменитель-ных актов и других юридических документов, оформляющих юридические действия. Конечно, многие правила юридической техники могут быть зафиксированы в нормативных правовых актах. Однако следует иметь в виду, во-первых, что нецелесообразно придавать всем указанным правилам формально-юридический характер, во-вторых, что и фиксированные с помощью нормативных актов правила являются плодом юридической науки.
Анализируемая функдия юридической науки именуется не просто нормативной, а оценочно-нормативной, так как формулирование правил (принципов) целесообразной деятельности в области правотворчества и правоприменения неизбежно связано с различного рода оценками. Указанные правила формулируются на основе оценок соответствующих действий и их результатов, с позиций политики, морали, целесообразности, эффективности и т. д. Но главное, в чем проявляется оценочно-нормативная функция юридической науки, на наш взгляд, является деятельность, направленная на обоснование и формулирование оценок прежде всего действующей системы права и политической системы в целом. Наука о государстве и праве не выполняла бы своей социальной функции, если бы не давала оценок указанным явлениям, ибо только на основе оценок (положительных и отрицательных) действующей государственно-правовой системы возможно формулирование предложений, направленных на совершенствование правовых и государственных институтов.
В отличие от прогностических высказываний в данном случае наука не ограничивается выводами разного характера . о будущем изменении и развитии государственно-правовых явлений, а формулирует точно определенные предложения, какие именно мероприятия следует осуществить для совершенствования конкретных государственных или правовых институтов. Такого рода предложения могут носить разнообразный характер, вплоть до разработки представителями науки проектов нормативных актов.
В оценочно-нормативной функции юридической науки прежде всего и проявляется ее практическийхарактер. Эта функция призвана непосредственно обслуживать нуждыгосударственно-правовой практики. В практической деятельности государственныхорганов (правотворческой,правопри-менительной, организационной и т. п.) научные предложения материализуются,обретают реальность, воздействуют надействительность.
Следует отметить, что представленный выше вариант перечня и описания функций юридической науки является не единственным. Даже в учебной литературе мы не найдем единства взглядов на функции юридической науки. В ряде учебников называются, например, такие функции, как теоретическая, онтологическая, эвристическая, практически-организационная, воспитательная и др.
Не вдаваясь в детали, отметим, что некоторые из них вряд ли следует приписывать науке. Основное назначение науки -— производство и приращение научных знаний. Использование этих знаний в той или иной сфере человеческой деятельности не означает, что это деятельность самой науки. Наука, например, ничего не организует, не воспитывает, ничем не управляет, хотя, как отмечено выше, научные знания — основа любой рациональной деятельности и в сфере производства, управления, правового регулирования, воспитания и т. д. Если пойти по пути расширения функций науки, то все функции государства, права и отдельных социальных институтов можно приписать науке.