Назревание революционной ситуации.
в начало
Февральскую революцию никто не планировал и не готовил, она разразилась исходя из внутренних потребностей страны (т.е. носила эволюционный характер). О ней все говорили, ею пугали власти, но не более. Ни одна оппозиционная политическая сила не планировала переворота, не разрабатывала плана, не создавала революционных органов и т.п.
Об этом свидетельствуют высказывания политических деятелей после того, как революция произошла.
Милюков, руководитель самой крупной либеральной партии в России, говорил:
«Это – та самая революция, о которой так много говорили и которую никто не собирался делать».
Один из лидеров радикального крыла социалистов Ленин писал:
«Разве за неделю до февральской революции кто-либо знал, что она разразится?».
Позже либералы очень жалели, что не произвели дворцовый переворот и не предотвратили этим революцию.
Один из лидеров кадетов Маклаков заявлял:
«Те, кто понимал, что революция будет равнозначна катастрофе, сочли своим долгом, своей миссией спасти Россию от революции посредством переворота сверху. Такова была миссия, которую мы призваны были возложить на себя и которую мы не выполнили. И если наши потомки проклянут революцию, они проклянут тех, кто вовремя не прибег к средствам, что могли бы её предотвратить».
Все разговоры о назревающем революционном взрыве для многих оставались лишь страшилками для Николая, которые его не испугали.
Между тем голод и рост цен поднимают рабочий класс.
С января 1917 г. в столице резко расширяется стачечное движение.
9 января, в годовщину «кровавого воскресения», в Петрограде бастовало уже около 200 тыс. человек.
Обстановка накалилась, а Николай II поступил уже традиционным для себя образом – просто уехал из Петрограда в Ставку (Могилёв), оставив дело усмирения столицы военным. По приказу царя был увеличен петроградский гарнизон, а для укрепления карательных сил в столице были оставлены закупленные для фронта в Англии пулемёты.
В кон. января начались демонстрации.
5 февраля Охранка доносила в правительство о назревании голодных бунтов:
«Никогда ещё не было столько ругани, драк и скандалов, как в настоящее время. Если население ещё не устраивает голодные бунты, то это ещё не означает, что оно их не устроит в самом ближайшем будущем. Озлобление растёт, и конца его росту не видать».
Продовольственный кризис, рост цен и голод толкали массы на новые выступления.
Как и I Русская революция 1905-07 гг., основные события Февральской революции 1917 года начались с забастовки на Путиловском заводе.
18 февраля забастовали рабочие лафетно-штамповочной мастерской Путиловского завода, выдвигавшие пока только экономические требования. Последовавшее увольнение бастующих подняло на забастовку весь завод, на что администрация 22 февраля объявила массовый «локаут». В знак солидарности с рабочими Путиловского завода забастовали и другие предприятия Петрограда, начались стихийные погромы лавок и уличные беспорядки.
23 февраля забастовщики вышли на улицы, к ним присоединились студенты, ремесленники, служащие, интеллигенция и пр.
25 февраля стачка переросла во всеобщую забастовку, которая от экономических требований перешла к политическим: «Долой самодержавие!», «Долой войну!».
Правительство перешло к реакции: проводились массовые аресты, против демонстрантов бросались войска, в начавшихся столкновениях жертвы исчислялись сотнями.
Однако солдаты оказались не самой надёжной защитой самодержавия.
Многие части отказывались участвовать в карательных операциях против населения, участились случаи братания солдат с рабочими. Рабочие вооружались, и всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание. Воинские части одна за одной навешивали на штыки и папахи красные ленты, и переходили на сторону восставших.
И в этой ситуации 26 февраля царь издает Указ о роспуске IV Государственной Думы, упуская последнюю возможность парламентским путём перейти к конституционной монархии и успокоить массы.
27 февраля вооружённые отряды рабочих и солдат захватили все стратегические пункты столицы (мосты, вокзалы, правительственные учреждения и т.п.), что ознаменовало победу Февральской революции.