Формирование тоталитарного государства в СССР и культа личности Сталина
Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. и установление единоличной власти Сталина. Большевистская партия была централизованной организацией, но и в ней существовали различные мнения относительно внутренней и внешней политики. В 1921 г. на Х съезде РКП(б) были запрещены фракции и оппозиции, т.е. группировки с отличающимися от мнения руководства партии взглядами. Пока был жив Ленин, он своим авторитетом добивался единства. Смерть Ленина (21 января 1924 г.) обострила борьбу за лидерство в РКП(б) и определение основных принципов внутренней и внешней политики советского государства.
Основная борьба развернулась между Троцким, претендовавшим на роль второго (после Ленина) вождя партии, и Сталиным, занимавшим с 1922 г. пост генерального секретаря ЦК РКП(б). В 1924 г. Троцкий был обвинен в «левом уклоне».
Выступившие первоначально на стороне Сталина Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев в 1925 г. сами перешли в оппозицию к генеральному секретарю («новая оппозиция»), объявив выдвинутый им тезис о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране изменой делу мировой революции.
В 1926 г. произошло объединение Зиновьева и Каменева с Троцким («объединенная оппозиция»). В 1927 г. Троцкий, Зиновьев и Каменев были исключены из партии (в 1929 г. Троцкий был выслан в Алма-Ату, а затем – за границу). В 1928-1929 гг. сталинская группировка добилась победы и над сторонниками «правого уклона» в партии (Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.), выступившими против свертывания НЭП. В 1929 г. Сталин оказывается единоличным правителем страны.
Особенности советской политической системы.В 1920-1930-е гг. сформировались основные черты советской политической системы. Она была однопартийной. Все партии, кроме большевистской, были запрещены. Сама большевистская партия многократно выросла в численности, изменилось ее название. В 1918 г. она получила название Российской коммунистической партии (большевиков) – РКП(б), в 1925 г. – Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) – ВКП(б).
Государственный и партийный аппараты срослись. Более того, к концу 1920-х гг. партийные органы практически подменили Советы. Ни одно решение, принимаемое государственными органами, не обходилось без предварительного обсуждения в партийных комитетах того или иного уровня. Таким образом, фактическая власть в государстве оказалась в руках коммунистической партии.
Ведущей социальной опорой формирующегося режима стала номенклатура – список должностей, назначение на которые производилось решением вышестоящего партийного комитета.
Был создан особый карательный аппарат. Карательные органы (ВЧК, затем ОГПУ, затем НКВД) вели борьбу с «ненадежными элементами», прежде всего интеллигенцией и церковью.
В 1922 г. из страны были высланы около 200 представителей интеллигенции («Философской пароход»). В 1928 г. инженеры и техники Донбасса были обвинены во вредительстве (взрывах), сговоре с бывшими владельцами, покупке ненужного импортного оборудования, нарушении законов о труде («Шахтинское дело»).
В 1930 г. по делу «Промпартии» была осуждена группа научно-технической интеллигенции во главе с Л.К. Рамзиным.
По обвинению в принадлежности к Трудовой крестьянской партии были осуждены ученые-аграрники Н.Д. Кондратьев (предсказавший окончание экономического кризиса за рубежом), А.В. Чаянов (за то, что выступал против методов коллективизации).
Церковь была поставлена под контроль государства. Значительная часть церковных ценностей была конфискована. Усилена антицерковная пропаганда, разрушались храмы и соборы. Началось преследование священников. Патриарх Тихон – заключен под домашний арест. Для подрыва церковного единства, правительство поддержало «обновленческие» течения, призывавшие мирян повиноваться власти. После смерти Тихона в 1925 г. правительство воспрепятствовало избранию нового патриарха.
Начинает формироваться культ личности И.В. Сталина, т.е. его возвеличивание. Портреты и имя Сталина были везде, его благотворному влиянию и политике приписывались все достижения, все провалы считались происками «врагов народа».
В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, провозглашавшая победу социализма в стране. Экономической основой СССР объявлялась социалистическая собственность, существовавшая в двух формах – государственной и кооперативно-колхозной. Число союзных республик было увеличено до 11. Согласно Конституции, высшим органом власти в СССР становился двухпалатный Верховный Совет СССР, избираемый всеобщим прямым и тайным голосованием (на практике выборы проводились на безальтернативной основе: в бюллетени для голосования вносился лишь один кандидат «блока коммунистов и беспартийных», утверждавшийся в соответствующих партийных инстанциях).
Конституция декларировала широкий круг политических, личных и социально-экономических прав, включая право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости. На практике эти права исполнялись избирательно: за реализацией экономических прав государство следило, а личные и политические права не исполнялись.
К концу 1930-х гг. в стране сформировался тоталитаризм, т.е. режим, характеризовавшийся полным контролем власти за всеми сферами жизни общества. Завершили формирование тоталитарного режима массовые репрессии 1937-1938 гг., которые преследовали следующие цели:
1) уничтожение всякой, даже потенциальной, оппозиции, малейшей нелояльности верховной власти, олицетворявшейся Сталиным;
2) ликвидация «старой партийной гвардии» и остатков прежних («не социалистических») социальных групп, мешавших новому харизматическому вождю своими традициями, знанием реальной истории и способных к самостоятельному мышлению;
3) снятие социальной напряженности через наказание «стрелочников» – «виновников» ошибок, негативных явлений в обществе;
4) очищение от «разложившихся» номенклатурных работников, подавление в зародыше местнических, ведомственных настроений.
В 1936-1938 гг. прошли открытые московские судебные процессы по сфабрикованным делам «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра», «Параллельного антисоветского троцкистского центра», «Правотроцкистского антисоветского блока»; в результате этих процессов была физически ликвидирована старая большевистская («ленинская») гвардия. Развернулся массовый террор, жертвами которого стали миллионы партийных, советских и хозяйственных руководителей, военачальников, рядовых членов партии, деятелей науки и культуры, инженеров, рабочих, колхозников.
В ходе политической борьбы и репрессий 1930-х гг. окончательно оформился режим личной власти Сталина, оформилась система тотального контроля над всеми сферами экономической и социальной жизни, наукой и культурой. Несмотря на это, 30-е гг. отмечены важными достижениями в науке и технике (производство синтетического каучука, открытие новых нефтяных месторождений на Урале и в Башкирии, начало работ в области ракетостроения, разработка новейших образцов авиационной техники, исследование и освоение Арктики), литературе, музыке, кинематографии, живописи.
При всех недостатках тоталитарной системы, она и ее лидеры пользовались поддержкой большинства советского народа, так как средний уровень жизни и диапазон возможностей для образования, карьерного роста, лечения резко возрос в сравнении с дореволюционным периодом.
11.7 Культурные преобразования в 1920-1930-е гг.
Придя к власти, большевики провели преобразования и в культуре. Они были направлены на превращение существовавшей дореволюционной культуры в социалистическую. Молодая советская власть стремилась сделать культуру достоянием народа. Одновременно устанавливался партийный контроль над культурой и ее деятелями. Преобразования в культурной сфере были настолько масштабными, что получили название «культурная революция».
В отношении образования были обозначены две важные задачи: 1) сделать образование доступным для широких народных масс; и 2) перестроить его на новых идеологических основах.
В 1919 г. был принят декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население в возрасте от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте. В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Большую помощь оказывали общественные организации, как, например, созданное в 1923 г. массовое общество «Долой неграмотность!».
Основными принципами новой школы провозглашались связь обучения с производственным трудом, преемственность в образовании и воспитании. Ликвидировались гимназии, реальные и сельскохозяйственные училища, церковно-приходские и земские школы. На их месте создавалась единая трудовая двухступенчатая школа (пять лет обучения на первой ступени и четыре года на второй). Плата за обучение отменялась.
В 1925 г. в стране было введено всеобщее начальное обучение. По переписи 1926 г. численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51% (в 1897 г. – 24%).
Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проходило без вступительных экзаменов. Преимуществом при приеме пользовалась молодежь из рабоче-крестьянской среды. Так как нередко уровень образования поступающих был крайне низок, в 1919 г. были созданы рабочие факультеты (рабфаки).
Молодому государству для решения поставленных задач требовалось развитие многих областей науки, прежде всего естественнонаучного направления. Увеличивалось количество научных учреждений, большинство из которых носили прикладной характер. Росла численность научных работников. В 1929 г. была основана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ).
Большие успехи были достигнуты в отдельных отраслях наук. Проводились исследования по проблемам микрофизики (П.Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов и др.). Исследования химика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Работы Н.И. Вавилова способствовали развитию генетики.
В области искусства деятели культуры должны были выполнять определенные задачи по строительству нового общества: прославлять советскую власть, призывать к героическим трудовым подвигам, изобличать врагов социализма, воодушевлять народ и т.п.
«Культурная революция» 1920-1930-х гг. способствовала утверждению социалистического реализма в литературе и искусстве.