Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики.

В монархии

формальным источником власти является одно лицо,

глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления:

абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман и др.) – всевластие главы государства;

конституционная монархия – государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией, делится на

дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и

парламентскую, в которой монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительными, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется; правительство в парламентских монархиях формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху.

В республике

источником власти считается народное большинство,

органы государства избираются гражданами.

В истории было много разновидностей республик

полисная,

аристократическая,

теократическая,

советская и др.,

но сегодня реально существуют

парламентская,

президентская и

смешаннаяреспублики.

В парламентской республике

правительство образуется парламентским большинством,

оно формально ответственно перед парламентом.

Парламентосуществляет по отношению к правительству ряд функций:

формирует и поддерживает его;

издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;

осуществляет контроль над правительством, может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;

критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего правительственного курса.

Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента (такие ходатайства президент обычно удовлетворяет).

В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым контролировать парламент, получая одновременно массовую партийную поддержку.

Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер и пр.) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес мало зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими и церемониальными функциями, мало чем отличаясь от функций главы государства в парламентских монархиях.

В президентской республике

президент одновременно выступает и главой государства и главой правительства,

руководит внутренней и внешней политикой,

является верховным главнокомандующим вооруженных сил.

Президент чаще всего избирается прямо народом, но может и коллегией выборщиков (США).

Он сам назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

В президентской республике существует жесткое разделение законодательной и исполнительной властей, их значительная самостоятельность.

Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент.

Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент – он досрочно отстраняется от власти.

Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета.

Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента.

Полупрезидентская (смешанная) республика существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и др. странах.

Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

Ее характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

Президент и парламент избираются независимо друг от друга.

Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов.

Президент

является главой государства и верховным главнокомандующим,

представляет страну в международных отношениях,

обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период его действия он утрачивает право распустить парламент,

без согласования с парламентом, но учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров,

председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность,

не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства.

Парламентимеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

Территориальная организация государства характеризует соотношение центральных и региональных органов власти. Различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство

единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью,

имеет единую конституцию и гражданство,

все государственные, в том числе судебные органы составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм,

сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них могут иметь в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью,

бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.),

децентрализованными (Франция, Италия, Испания и др.).

В федерации

источниками власти, субъектами государственного суверенитета выступают как крупные территориальные образования, так и весь народ, состоящий из равноправных граждан,

это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственные конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство,

обеспечивается свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями;

создаются оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общефеде ральных правительственных функций;

власть и управление приближаются к гражданам;

строится на основе распределения функций между субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации;

одна часть вопросов является исключительной компетенцией федеральных органов государства, другая – субъектов федерации, третья – совместной (конкурирующей) компетенцией федерации и ее членов, четвертая, остаточная, не зафиксированная в конституции компетенция, - делится между центром и субъектами федерации;

уважение федеральным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации;

субъекты федерации – соучастники общегосударственного суверенитета фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из федерального государства. В большинстве конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций.

Конфедерация

постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей;

ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.

Конфедерации существовали в США (1776 - 1787), Швейцарии (до 1848 г.), Германии (1815 - 1867) и некоторых других странах.

Эта форма государственного объединения достаточно непрочна и обычно либо эволюционируют в федерацию, либо распадается.

В политической науке исторически сложилось три подхода к пониманию сущности государства: идеалистический, функциональный и организационный.

Идеалистический подход: государство – этическое сообщество людей, объединившихся для достижения «общего блага». Недостаток такого подхода: при этом возникает некритическое отношение к государству, трудно провести четкую грань между государственными и негосударственными институтами.

Функциональный подход: государство – совокупность государственных институтов, имеет ряд функций. Главная функция – поддержание общественного порядка и стабильности в обществе. Недостаток такого подхода: с государством ассоциируется любой институт, поддерживающий порядок.

Организационный подход: государство – аппарат управления обществом, комплекс институтов, отвечающих за коллективную организацию общественной жизни и финансируемый за счет общества.

2. Правовое и социальное государство.

Зачатки идеи правового государства возникли в Древней Греции.

Солон: должна быть власть закона, одинакового для всех граждан;

Платон: закон должен властвовать над всеми;

Аристотель и Цицерон: необходимо, чтобы законы государства соответствовали естественным правам человека.

В Древнем Риме возникли зачатки разделения властей.

Термин «правовое государство» окончательно утвердился в 19 веке в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля.

Появление правового государства было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества.

Гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством и его структурами часть общества. Оно обособляется с появлением государства как автономная, непосредственно не зависимая от него сфера. Гражданское общество совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное или частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Оно формируется преимущественно снизу, спонтанно как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает

хозяйственные,

экономические,

семейно-родственные,

этнические,

религиозные,

правовые отношения,

мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между субъектами политической жизни.

Если в государственных структурах господствуют вертикальные связи (подчиненность), то в гражданском обществе преобладают горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Признаки правового государства:

1) наличие развитого гражданского общества;

2) ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие;

3) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

4) верховенство закона; всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

5) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;

6) разделение властей государства при единстве их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех;

7) разрешено все то, что не запрещено законом;

8) свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

Появление правового государства было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества.

Гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством и его структурами часть общества. Оно обособляется с появлением государства как автономная, непосредственно не зависимая от него сфера. Гражданское общество совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное или частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Оно формируется преимущественно снизу, спонтанно как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает

• хозяйственные,

• экономические,

• семейно-родственные,

• этнические,

• религиозные,

• правовые отношения,

• мораль,

• не опосредованные государством политические отношения между субъектами политической жизни.

Если в государственных структурах господствуют вертикальные связи (подчиненность), то в гражданском обществе преобладают горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Правовое государство сильно своим механизмом реализации этих принципов.

1. Полнота и постоянное совершенствование законодательства. Стремление к тому, чтобы любое значимое общественное явление или процесс имели адекватную правовую характеристику.

2. Реальное наполнение и реализуемость на практике любой правовой нормы, т.е. наличие механизма реализации правовой нормы.

3. Реальная независимость судов, прокуратуры, правоохранительных органов (спецслужб): материальная, экономическая самодостаточность, социальная престижность, правовые и социальные гарантии, политическая неангажированность.

4. Социальный контроль в лице средств массовой информации.

1. Полнота и постоянное совершенствование законодательства.

Стремление к тому, чтобы любое значимое общественное явление или процесс имели адекватную правовую характеристику. Наличие в обществе сфер, не отраженных в праве лишает гражданское общество и государство возможностей их правового регулирования. В этих сферах неизбежно возникает произвол как представителей государственной власти, так и членов гражданского общества, право сильного, субъектами регулирования общественных отношений в этих сферах неизбежно становятся криминальные круги общества. Чтобы быть правовым, государство должно стремиться дать по возможности всем проявлениям, всем сферам общественной жизни соответствующую правовую характеристику.

2. Реальное наполнение и реализуемость на практике любой правовой нормы, т.е. наличие механизма реализации правовой нормы. Норма закона, предоставляющая какое-либо право или какую-либо свободу, предписывающая или запрещающая какое-нибудь деяние, должна предусматривать механизм реализации. Если норма в законе присутствует, но не предусмотрен механизм ее реализации или этот механизм недостаточно четко прописан в законе, то такая норма закона превращается в пустую декларацию. Декларативность права подрывает его авторитет в гражданском обществе. Эта проблема несколько смягчается, если в гражданском обществе сформирована достаточно мощная независимая адвокатура. Возможность повседневного пользования услугами адвокатов повышает возможности граждан добиться реализации своих прав и свобод, а также повышает уровень их правовой защищенности.

3. Реальная независимость судов, прокуратуры, правоохранительных органов (спецслужб).

Материальная независимость возникает при достаточном финансировании материальных нужд правоохранительных органов, которые должны работать в достойных условиях, иметь все необходимое вооружение, снаряжение, оборудование, транспорт, связь. Если материальная обеспеченность частных охранных предприятий на порядок выше, чем материальное положение правоохранительных органов, то трудно, а подчас и невозможно отстаивать принципы правового государства.

Экономическая самодостаточность основывается прежде всего на достойном уровне заработной платы сотрудников правоохранительной системы. От уровня заработной платы сотрудников правоохранительных органов зависят масштабы коррупции в обществе (масштабы коррупционного поля – количество граждан, способных предложить взятку, которую сотрудник правоохранительного органа сочтет достаточной, чтобы нарушить закон).

Социальная престижность определяется уровнем уважения гражданского общества к сотрудникам правоохранительных органов. Должна быть объективная оценка деятельности правоохранительных органов в средствах массовой информации. Массовая культура (радио, телевидение, кино) должна способствовать формированию позитивного имиджа сотрудников правоохранительных органов в массовом сознании. Руководство правоохранительных органов должно предоставлять информацию об успехах в их деятельности, о проявленном героизме при исполнении служебного долга.

Правовые гарантии обеспечиваются постоянных совершенствованием законодательства в части регламентации оперативно-служебной и оперативно-боевой деятельности правоохранительных органов. При этом надо иметь в виду, что равным образом к негативным последствиям приводит как излишняя зарегламентированность всех сторон профессиональной деятельности сотрудников, так и отсутствие четкой регламентации их действий в тех или иных обстоятельствах.

Социальные гарантии складываются из комплекса социальных услуг, на которые может рассчитывать сотрудник правоохранительного органа: стабильность служебного положения, карьерный рост в соответствии с установленными правилами, образование и повышение квалификации, здравоохранение, достойное пенсионное обеспечение, страхование здоровья и жизни, корпоративное кредитование и пр.

Политическая неангажированность – способность сотрудника правоохранительного органа стоять на страже закона, не взирая на политические убеждения идеалы, личную иерархию ценностей. Способность при достижении высокого служебного положения оставаться слугой закона, а не становиться слугой конкретных «слуг народа» из политической элиты.

4. Социальный контроль гражданского общества над государством в лице средств массовой информации предполагает повседневное внимание представителей СМИ не только к служебной, но и к частной жизни сотрудников правоохранительных органов, в особенности тех, кто занимает высокое служебное положение в своих структурах.

Многие отступления от буквы и духа закона имеют свои корни в различных проявлениях отклоняющегося поведения сотрудников правоохранительных органов в быту, в личных взаимоотношениях. Любой сотрудник правоохранительного органа должен быть не уверен в том, что его частная жизнь скрыта от гражданского общества.

Пристрастие к алкоголю, неразборчивость в сексуальных отношениях, одержимость в потреблении и другие отклонения в частной жизни делают сотрудника правоохранительного органа удобным объектом для компрометации с целью последующего шантажа и использования в незаконных и противозаконных действиях.

Глубокое фактическое неравенство обесценивает преимущества и достоинства правового государства. Попыткой сохранить все положительные стороны правового государства и преодолеть его недостатки явилась концепция социального государства (государства всеобщего благоденствия).

Социальное государство – это государство, стремящееся к

обеспечению каждому гражданину достойных условий существования,

социальной защищенности,

соучастия в управлении производством

примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.

Деятельность современного социального государства:

перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев,

политика занятости,

политика охраны прав работника на предприятии,

социальное страхование,

поддержка семьи и материнства,

забота о безработных,

забота о престарелых,

забота о молодежи,

развитие доступного для всех образования,

развитие доступного для всех здравоохранения,

развитие доступной для всех культуры и т.д.

Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности. Между принципами правового и социального государств есть как единство, так и противоречие.

Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида.

Противоречие же проявляется в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан.

Социальное государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество.

Правовой и социальный этапы не завершают развития конституционного государства.

Некоторые политологи считают, что современные демократические государства вступают в экологическую стадию.

Для нее характерно

выдвижение на первый план проблемы выживания человечества,

обеспечения экологических (экзистенциальных) прав личности.

Новое государство должно будет наладить адаптивный, поддерживающий экологический баланс, экологическое равновесие.

В развитии современных государств наблюдаются две тенденции.

Первая – деэтатистская – состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, усилении в деятельности некоторых государственных органов самоуправленческих начал.

Вторая – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного органа всего общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития.

Наши рекомендации