Внутренние и внешние угрозы военной безопасности как фактор, определяющий особенности правового регулирования охраны Государственной границы
Введение
Сегодня одной из актуальных проблем для Российской Федерации является проблема стабильности государственной жизни. Взяв курс на реформирование государства, создав определенную нормативно-правовую основу для этого, Россия более чем когда-либо нуждается в создании стабильной обстановки, в которой только и возможно достижение положительного результата реформ.
Стабильность государственной жизни не следует понимать как нечто статичное. Напротив, она достигается лишь в том случае, если государство представляет собой довольно гибкую систему, восприимчивую к изменениям. Ее некорректно трактовать и как что-то абстрактное, поскольку от природы государства, установившегося политического режима зависят и способы поддержания социально-политической стабильности. Один из способов связан с жестким централизованным управлением, с однозначной зависимостью управляющего воздействия и ответной реакцией на него. Данный способ означает авторитаризм власти, тотальное регулирование государством общественных отношений. Второй способ—способ гибкого вариативного управления, направленного на поддержание динамического равновесия в обществе.
Исторический опыт показывает, что на разных этапах общественного развития применимы и более или менее эффективны оба этих способа, что возможны некоторые промежуточные, переходные формы с частичным сочетанием их элементов. «Если попытаться определить господствующую тенденцию, главное направление общественного развития, опыт ряда развитых государств, то, видимо, следует признать, что более эффективным является то, которое обеспечивает динамическое равновесие социальной системы гибкими методами воздействия с использованием демократических противовесов, с разделением властей и применением правовых механизмов, с обеспечением максимума свобод и инициативы граждан».
Современная Россия в государственной жизни провозгласила необходимость формирования именно такого типа стабильности. Стабильность государственной жизни достигается, прежде всего, надлежащим функционированием всех элементов системы обеспечения национальной безопасности. Особое место в этом принадлежит пограничным войскам и обеспечению защиты государственной границы. [1]
Именно пограничные войска сталкиваются первыми с любыми внешними угрозами и во многом от них зависит то, насколько в дальнейшем будут успешны усилия государства по обеспечению его безопасности. Ту роль, которая сыграла героическая оборона Брестской крепости во время Великой Отечественной войны в том, что фашисты не смогли достичь своих целей трудно переоценить. Встреча с пограничниками – это во многом для любого агрессора – проверка состояния всех вооруженных сил. Подвиг защитников Брестской крепости в Войну не только надолго задержал огромное количество войск на границе, но и оказал сильнейшее деморализующее воздействие на фашистов, которые рассчитывали за несколько месяцев дойти до Урала. Таким образом, состояние пограничных войск может быть деморализующим как для врага, так и для своих войск. Поэтому государственное регулирование охраны границы имеет чрезвычайно большое значение.
Нужно отметить, что в последние годы, после окончания «холодной войны», создалась иллюзия дружественности Запада, в результате Армии в целом и пограничным войска в частности перестало уделяться должное внимание. Однако, довольно быстро пришло осознание того, что это не так. Расширение НАТО, расширение Европейского союза и приближение их к границам России, а также многие другие процессы свидетельствуют о том, что западные государства лишь изменили тактику, но цели их остались прежними. В этой ситуации роль пограничных войск и вообще охраны государственной границы и не только военная чрезвычайно высока.
При этом сталкиваясь первыми с внешними угрозами, защитники границы (и не только пограничные войска) сталкиваются с серьезными внутренними угрозами. Но если от внешних угроз они должны защищать, то внутренние оказывают на них непосредственное влияние (например, состояние экономики) и во многом от этого зависит их способность к отражению внешних угроз.
О том, что состояние защитников границы сейчас чрезвычайно неудовлетворительное свидетельствует увеличение в десятки раз в последние годы числа лиц, незаконно пересекающих Государственную границу РФ. Сказанное свидетельствует о необходимости и актуальности анализа состояния правового обеспечения охраны Государственной границы РФ.
Как не удивительно, несмотря на чрезвычайно высокую актуальность, данная проблематика практически не исследуется в литературе. Существует немало работ посвященных как обеспечению безопасности в целом, так и обеспечению военной безопасности, в том числе роли в этом Вооруженных сил. Проблемам правового обеспечения охраны Государственной границы [2]должного внимания явно не уделяется. Существуют некоторые работы, посвященным отдельным аспектам данной проблемы, однако этого явно недостаточно.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе законодательства и научной литературы комплексно рассмотреть институт административно-правового режима охраны Государственной границы РФ. Для достижения указанной цели поставлены задачи:
- выработать понятие режима охраны государственной границы;
- проанализировать полномочия государственных органов в сфере охраны государственной границы РФ;
- исследовать систему государственных органов, осуществляющих охрану Государственной границы РФ;
- рассмотреть полномочия Вооруженных Сил РФ в сфере охраны Государственной границы РФ.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в рамках курсовой работы выступают общественные отношения, связанные с государственным регулированием административно-правового режима охраны Государственной границы РФ. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие вопросы административно-правового разрабатываемые проблемы.
Методы проведенного исследования. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение
Заключение
Итак, проведенный анализ показал, что в настоящее время военной безопасности России угрожает большое количество как внешних, так и внутренних угроз. Потенциально нельзя найти практически ни одного участка Государственной границы РФ, на котором не исходила бы потенциальная угроза от географического соседа. Конфликт в Керченском проливе между Украиной и Россией очень показателен в этом плане.
Внутренние угрозы не менее малочисленны и не менее опасны для состояния субъектов охраны Государственной границы и представляют чрезвычайно большую опасность для России. В частности, здесь следует учитывать, что пограничники постоянно имеют при себе боевое оружие, а это в свою очередь требует более тщательного отбора тех лиц, которые будут участвовать в охране границы. Настораживают также полное отсутствие патриотического воспитания, что значительно снижает устойчивость пограничных войск в случае потенциальной угрозы.
В России в настоящее время существует довольно большое количество государственных органов, имеющих полномочия по охране Государственной границы РФ. Органа, который бы отвечал только за эту деятельность, в настоящее время не существует. Существовавшая с 1994 года Федеральная пограничная служба была упразднена в 2003 году и ее полномочия были переданы Федеральной службе безопасности, которая в настоящее время стала главным органом, осуществляющим охрану Государственной границы. Думается, что такое перераспределение полномочий вполне обосновано.
Одной из важнейших проблем является хроническое недофинансирования, что приводит к неукомплектованности частей, участвующих в охране государственной границы и исключительной экономической зоны России. При этом оно постоянно снижается из года в год. Особенно это опасно в деле охраны Государственной границу, т.к. в силу особенностей рельефа государственной (большинство морская и горная) особое значение имеет ее охрана с помощью кораблей ВМФ и авиации. Это приводит к тому, что в силу отсутствия топлива к охране государственной границы практически не привлекается авиация. Из-за нехватки запасных[11] частей большая часть самолетов и вертолетов простаивает на земле в ожидании ремонта.
Тем не менее, в деле охраны Государственной границы остается немало проблем, которые требуют скорейшего своего разрешение. При этом необходимо совершенствование государственного управления по многим направлениям, без которых эти проблемы не решить. Представляется, что основные усилия государства должны быть приложены по следующим направлениям;
· соразмерность удовлетворения потребностей Вооруженных сил с экономическими возможностями страны, открытость и прозрачность военного бюджета, чтобы исключить возможности коррупции и воровства средств, предназначенных на военные нужды;
· отказ от военных амбиций и концентрация усилий на том, чтобы на основе минимальной, разумной достаточности обеспечить обороноспособность РФ, что в свою очередь предполагает отказ от неоправданного военного присутствия в других странах и регионах планеты, от фактически безвозмездной военной помощи «дружественным государствам»; упор в миротворческой деятельности России не столько на военные, сколько на политические методы урегулирования существующих и потенциальных конфликтов; финансирование закупок только новейшего оружия будущего и модернизации уже существующих вооружений. повышение эффективности экспорта вооружений при строжайшем государственном контроле с получением реальной прибыли не посредниками, а предприятиями ОПК, работающими на экспорт; повышение престижа военной службы, достойное содержание военнослужащих, восстановление уважения к Армии и реабилитация лозунга защиты Отечества как священного долга всех граждан страны.
Особые усилия должны быть приложены в деле возрождения разрушенной системы патриотического воспитания, без которого у России вообще будущего нет. Необходимы реальный вклад в это со стороны всех слоев российского общества, в том числе и бизнеса, введение военного налога, как это было в прошлом, на состоятельных граждан, особенно когда речь идет об уклонении от военной службы.
Библиографический список
Введение
Сегодня одной из актуальных проблем для Российской Федерации является проблема стабильности государственной жизни. Взяв курс на реформирование государства, создав определенную нормативно-правовую основу для этого, Россия более чем когда-либо нуждается в создании стабильной обстановки, в которой только и возможно достижение положительного результата реформ.
Стабильность государственной жизни не следует понимать как нечто статичное. Напротив, она достигается лишь в том случае, если государство представляет собой довольно гибкую систему, восприимчивую к изменениям. Ее некорректно трактовать и как что-то абстрактное, поскольку от природы государства, установившегося политического режима зависят и способы поддержания социально-политической стабильности. Один из способов связан с жестким централизованным управлением, с однозначной зависимостью управляющего воздействия и ответной реакцией на него. Данный способ означает авторитаризм власти, тотальное регулирование государством общественных отношений. Второй способ—способ гибкого вариативного управления, направленного на поддержание динамического равновесия в обществе.
Исторический опыт показывает, что на разных этапах общественного развития применимы и более или менее эффективны оба этих способа, что возможны некоторые промежуточные, переходные формы с частичным сочетанием их элементов. «Если попытаться определить господствующую тенденцию, главное направление общественного развития, опыт ряда развитых государств, то, видимо, следует признать, что более эффективным является то, которое обеспечивает динамическое равновесие социальной системы гибкими методами воздействия с использованием демократических противовесов, с разделением властей и применением правовых механизмов, с обеспечением максимума свобод и инициативы граждан».
Современная Россия в государственной жизни провозгласила необходимость формирования именно такого типа стабильности. Стабильность государственной жизни достигается, прежде всего, надлежащим функционированием всех элементов системы обеспечения национальной безопасности. Особое место в этом принадлежит пограничным войскам и обеспечению защиты государственной границы. [1]
Именно пограничные войска сталкиваются первыми с любыми внешними угрозами и во многом от них зависит то, насколько в дальнейшем будут успешны усилия государства по обеспечению его безопасности. Ту роль, которая сыграла героическая оборона Брестской крепости во время Великой Отечественной войны в том, что фашисты не смогли достичь своих целей трудно переоценить. Встреча с пограничниками – это во многом для любого агрессора – проверка состояния всех вооруженных сил. Подвиг защитников Брестской крепости в Войну не только надолго задержал огромное количество войск на границе, но и оказал сильнейшее деморализующее воздействие на фашистов, которые рассчитывали за несколько месяцев дойти до Урала. Таким образом, состояние пограничных войск может быть деморализующим как для врага, так и для своих войск. Поэтому государственное регулирование охраны границы имеет чрезвычайно большое значение.
Нужно отметить, что в последние годы, после окончания «холодной войны», создалась иллюзия дружественности Запада, в результате Армии в целом и пограничным войска в частности перестало уделяться должное внимание. Однако, довольно быстро пришло осознание того, что это не так. Расширение НАТО, расширение Европейского союза и приближение их к границам России, а также многие другие процессы свидетельствуют о том, что западные государства лишь изменили тактику, но цели их остались прежними. В этой ситуации роль пограничных войск и вообще охраны государственной границы и не только военная чрезвычайно высока.
При этом сталкиваясь первыми с внешними угрозами, защитники границы (и не только пограничные войска) сталкиваются с серьезными внутренними угрозами. Но если от внешних угроз они должны защищать, то внутренние оказывают на них непосредственное влияние (например, состояние экономики) и во многом от этого зависит их способность к отражению внешних угроз.
О том, что состояние защитников границы сейчас чрезвычайно неудовлетворительное свидетельствует увеличение в десятки раз в последние годы числа лиц, незаконно пересекающих Государственную границу РФ. Сказанное свидетельствует о необходимости и актуальности анализа состояния правового обеспечения охраны Государственной границы РФ.
Как не удивительно, несмотря на чрезвычайно высокую актуальность, данная проблематика практически не исследуется в литературе. Существует немало работ посвященных как обеспечению безопасности в целом, так и обеспечению военной безопасности, в том числе роли в этом Вооруженных сил. Проблемам правового обеспечения охраны Государственной границы [2]должного внимания явно не уделяется. Существуют некоторые работы, посвященным отдельным аспектам данной проблемы, однако этого явно недостаточно.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе законодательства и научной литературы комплексно рассмотреть институт административно-правового режима охраны Государственной границы РФ. Для достижения указанной цели поставлены задачи:
- выработать понятие режима охраны государственной границы;
- проанализировать полномочия государственных органов в сфере охраны государственной границы РФ;
- исследовать систему государственных органов, осуществляющих охрану Государственной границы РФ;
- рассмотреть полномочия Вооруженных Сил РФ в сфере охраны Государственной границы РФ.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в рамках курсовой работы выступают общественные отношения, связанные с государственным регулированием административно-правового режима охраны Государственной границы РФ. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие вопросы административно-правового разрабатываемые проблемы.
Методы проведенного исследования. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение
Внутренние и внешние угрозы военной безопасности как фактор, определяющий особенности правового регулирования охраны Государственной границы