Основания и порядок прекращения полномочий основных должностных лиц правительства рф
Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации в двух основных случаях:
· по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;
· в случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.
Порядок этого юридического действия предусматривает, что Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения См.: Чиркин В.Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 2007. - С. 418..
Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Президиум Правительства Российской Федерации
ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — постоянно действующий орган, образуемый при Правительстве РФ. Состав П.П. РФ определяется персонально с указанием занимаемой должности. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1145 "Об образовании Президиума Правительства Российской Федерации" этот орган образован из 12 членов Правительства. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 января 2000 г. № 54 состав Президиума был уточнен и в него включены: Председатель Правительства, его первые заместители, заместители, несколько федеральных министров (министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, путей сообщения, юстиции), а также Руководитель Аппарата Правительства РФ. Согласно ст. 116 Регламента Правительства РФ на заседаниях П.П. РФ рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, и принимаются решения, кроме тех, которые принимаются исключительно на заседаниях Правительства. П.П. РФ может рассматривать проекты нормативных постановлений Правительства (в этом случае заседание П.П. РФ проводится с участием Министра юстиции). Заседания П.П. РФ проводятся, как правило, раз в неделю или по мере необходимости; в зависимости от объема и сложности вопросов Председатель Правительства РФ определяет сроки и повестку заседания П.П. РФ. Решения принимаются большинством голосов от общего числа членов Правительства. При этом Правительство вправе отменить любое свое решение.
Федеральные органы исполнительной власти: виды, порядок формирования, правовые основы дея-ти. Единая система исполнительной власти в РФ: СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации — России — органы государственной власти (управления) выполняющие исполнительные функциигосударственного управления в Российской Федерации — России.
В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 года, и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав Правительства России).
После даты назначения или освобождения от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти стоит номер соответствующего Указа или распоряжения Упраздненные, преобразованные и переименованные федеральные органы исполнительной власти выделены курсивом.
Федеральные органы исполнительной власти в списке расположены в хронологическом порядке по дате их создания.
После вступления в должность 7 мая 2000 года вновь избранного Президента Российской Федерации Путина Владимира ВладимировичаУказом Президента Российской Федерации от 7 мая 2000 года № 837 были приняты заявления об отставке директора Службы внешней разведки Российской Федерации, директора Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации — командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, руководителя Федеральной службы охраны Российской Федерации, директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации, генерального директора Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, начальника Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, управляющего делами Президента Российской Федерации. Перечисленным лицам было поручено исполнять свои обязанности впредь до утверждения структуры федеральных органов исполнительной власти и осуществления в установленном порядке назначений на соответствующие должности.
В дальнейшем при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту Российской Федерации не переназначались (кроме министров).
В соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ "О Правительстве РФ", указами Президента РФ систему федеральных органов исполнительной власти образуют:
— Правительство РФ;
— федеральные министерства (25);
— иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты (13), федеральные: службы (16), агентства (3), комиссии (2), надзоры (2) и другие органы (4) на основании указов Президента РФ).
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Всех членов Правительства РФ назначает Президент РФ. Кандидатура Председателя Правительства РФ вносится Президентом РФ в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после его вступления в должность либо после отставки Правительства РФ, либо в течение недели со дня отклонения ранее предложенной кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума в течение недели должна рассмотреть предложенную кандидатуру. При выражении согласия Государственной Думой Президент РФ своим указом назначает Председателя Правительства РФ.
В случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур (или одной и той же кандидатуры) Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает ее новые выборы.
Президент РФ, исходя из предложенных Председателем Правительства РФ кандидатур, производит назначение заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
В настоящее время в составе Правительства РФ 31 член: Председатель, 5 заместителей (2 первых), 26 министров (1 министр — руководитель аппарата Правительства РФ). В Правительстве РФ образуется Президиум, который состоит из Председателя, его заместителей и некоторых федеральных министров.
Правительство РФ в соответствии с утвержденной Президентом РФ структурой федеральных органов исполнительной власти назначает заместителей федеральных министров, руководителей и заместителей руководителей указанных выше органов, а также утверждает Положения о них. В Положениях определяются цели, задачи, основные направления деятельности, компетенция, организационная структура органа, полномочия его руководителя. На основании Положений производятся дальнейшие кадровые назначения, формируются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Общий порядок формирования федеральных органов исполнительной власти не распространяется на органы, ведающие вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также (по решению Президента РФ) юстиции. Специфика заключается в том, что не Правительство РФ, а Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ назначает их руководителей, утверждает соответствующие Положения, осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности (ФКЗ "О Правительстве РФ").
Для осуществления правосудия в нашей стране предназначены органы судебной власти. В соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ "О судебной системе РФ" федеральную судебную систему образуют:
— Конституционный Суд РФ;
— федеральные суды общей юрисдикции (рассматривают гражданские, уголовные и административные дела);
— федеральные арбитражные суды.