Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации
самостоятельный государственный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий подготовку и проведение выборов и референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации предыдущего состава. При этом государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. |
Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как законодательный, так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одной трети назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
Правовой статус избирательных комиссий субъектов Российской Федерации определяется федеральными и региональными законами.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обеспечивают соблюдение и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти на территории субъекта Федерации, в органы государственной власти субъекта Федерации, иные федеральные государственные органы, референдума Российской Федерации, референдума субъекта Федерации, муниципальных выборов, местных референдумов, отзыва депутатов и выборных должностных лиц, решении иных вопросов, отнесенных законами к компетенции данных комиссий.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации имеют важные полномочия, которые подразделяются в следующие группы:
1) совместные полномочия избирательных комиссий субъектов Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
2) полномочия по участию в проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;
3) полномочия по подготовке и проведению выборов органов законодательной и исполнительной власти субъекта Федерации, референдума субъекта Федерации;
4) полномочия по участию в организации и проведении муниципальных выборов, местных референдумов на территории субъекта Федерации;
5) полномочия по участию в реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ.
Правовое, организационно-методическое, документационное, информационно-аналитическое, финансовое, издательское, материально-техническое обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляют их аппараты и службы. Структура и штаты устанавливаются избирательными комиссиями самостоятельно в пределах средств, выделенных из соответствующих бюджетов на обеспечение их деятельности. Комиссии вправе привлекать в установленном порядке внештатных работников по трудовым соглашениям в пределах объема средств, выделяемых им на оплату труда работников аппарата.
Финансирование деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации осуществляется из федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Федерации.
Окружная избирательная комиссия (ОИК) – негосударственный орган, участвующий в проведении выборов депутатов регионального и/или местного уровня. Формируются незадолго до начала избирательной кампании при проведении выборов депутатов представительного органа по одномандатным или многомандатным избирательным округам на срок полномочий представительного органа.
Окружная комиссия может не формироваться, если ее полномочия возлагаются на комиссию другого уровня.
ОИК регистрируют кандидатов, то есть проводят всю работу по приему и проверке представленных кандидатами документов, а также собранных в поддержку их выдвижения подписей избирателей. Также ОИК занимается контролем правильности ведения агитационной кампании на территории избирательного округа.
Статья 14. Порядок формирования окружных избирательных комиссий
1. Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов в Государственную Думу образуется в каждом округе по выборам депутатов в Государственную Думу.
2. Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов в Государственную Думу формируются не позднее чем за 50 дней до проведения выборов депутатов Государственной Думы Центральной избирательной комиссией в составе председателя и 12 - 18 членов из числа кандидатур, предложенных представительными и исполнительными органами соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом половина членов избирательных комиссий назначается из числа лиц, предложенных главами исполнительной власти субъектов Федерации, а другая половина - из числа лиц, предложенных соответствующими органами представительной власти. Председатели комиссий назначаются Центральной избирательной комиссией.
3. В случае, если представительные и исполнительные органы субъекта Российской Федерации не выдвинули кандидатуры в состав окружной избирательной комиссии в установленный срок, назначение членов комиссии производится Центральной избирательной комиссией по предложению политических партий и иных общественных политических движений данного избирательного округа в течение 5 дней.
4. Председатель окружной избирательной комиссии должен иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.
5. Каждое избирательное объединение, зарегистрировавшее свой список по общефедеральному избирательному округу, и каждый кандидат в депутаты по соответствующему одномандатному округу вправе назначить одного члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Статья 18. Полномочия окружной избирательной комиссии
1. Окружные избирательные комиссии по выборам в Государственную Думу:
а) осуществляют контроль за исполнением настоящего Положения на территории своего избирательного округа;
б) руководят работой участковых избирательных комиссий, рассматривают заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимают по ним решения;
в) регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;
г) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;
д) распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными Центральной избирательной комиссией на проведение выборов по избирательному округу;
е) устанавливают результаты выборов по округу и передают их в Центральную избирательную комиссию, обеспечивают передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;
ж) утверждают текст бюллетеней для голосования по одномандатным избирательным округам, обеспечивают изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;
з) контролируют обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
и) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.
2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий Центральной избирательной комиссии.
55. Избирательная комиссия муниципального образования, территориальная избирательная комиссия. Участковая избирательная комиссия: порядок образования, полномочия по федеральному избирательному законодательству.
Избирательная комиссия муниципального образования
Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Формирование избирательных комиссий муниципального образования осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти данных субъектов на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава. Половина членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации. При этом государственные служащие не могут составить более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.
Избирательная комиссия муниципального образования вправе сформировать одну либо несколько специальных территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках референдума, которые образованы на судах, находящихся в плавании, и полярных станциях. Такие специальные территориальные комиссии формируются с соблюдением общих условий формирования комиссий, а также порядка формирования территориальных комиссий, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
Компетенция при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.
Избирательная комиссия муниципального образования при подготовке и проведении выборов и референдума:
1) осуществляет контроль за соблюдением права на участие в выборов и референдуме на территории муниципального образования;
2) координирует деятельность нижестоящих комиссий выборов и референдума на территории субъекта Российской Федерации, оказывает им методическую, организационно-техническую и иную помощь;
3) обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) распределяет средства, выделенные ей на подготовку и проведение референдума, в том числе между территориальными комиссиями, а также осуществляет контроль за целевым использованием этих средств на территории субъекта Российской Федерации;
5) заслушивает сообщения представителей органов исполнительной власти муниципального образования и представителей органов местного самоуправления по организационно-техническим вопросам подготовки и проведения референдума;
6) регистрирует региональные подгруппы;
7) обеспечивает единообразное использование на территории муниципального образования ГАС "Выборы" в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
8) обеспечивает соблюдение порядка хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;
9) контролирует и обеспечивает соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядка подсчета голосов участников референдума, установления итогов голосования и порядка их опубликования (обнародования);
10) устанавливает единую нумерацию участков референдума на территории субъекта Российской Федерации;
11) контролирует своевременность и правильность составления списков участников референдума;
12) осуществляет контроль за финансированием деятельности инициативной группы по проведению референдума и инициативных агитационных групп на территории субъекта Российской Федерации;
13) осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения агитации по вопросам референдума, информирования участников референдума на территории субъекта Российской Федерации;
14) информирует участников референдума о вопросе (вопросах) референдума, о порядке и сроках подготовки и проведения референдума;
15) в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, утверждает текст бюллетеня на государственном языке республики в составе Российской Федерации, на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания;
16) обеспечивает в соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации изготовление бюллетеней и их передачу в территориальные комиссии;
17) обеспечивает передачу в нижестоящие комиссии референдума открепительных удостоверений, других документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;
18) устанавливает итоги голосования в субъекте Российской Федерации и передает их в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;
19) опубликовывает (обнародует) итоги голосования в субъекте Российской Федерации в региональных государственных средствах массовой информации;
20) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных комиссий, их должностных лиц и принимает по ним мотивированные решения;
21) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами.
Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год. Избирательная комиссия муниципального образования представляет отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
Избирательные комиссии муниципальных образований формируется на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, общественных объединений. Избирательные комиссии муниципальных образований формируются на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.
Как законодательный, так и исполнительный орган государственной власти обязаны назначить не менее одной трети назначаемого ими числа членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательном органе государственной власти субъекта Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения и блока.
Избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. Эти сроки не распространяются на другие изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения.
Избирательный блок - добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.
Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы выборным органом местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава территориальной, участковой избирательной комиссии, а также окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации и в представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, блоков.
Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, а также члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов и зарегистрированных кандидатов.
После регистрации кандидата избирательное объединение, блок, выдвинувшие кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с совещательным голосом имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, вправе выступать на ее заседаниях.
Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность;
полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования результатов выборов.
Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений, избирательных блоков и средств массовой информации.
Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидаты или их доверенные лица, наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, блоками, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами, представители средств массовой информации.
Избирательные комиссии действуют на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.
Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом.
Территориальная избирательная комиссия (ТИК) – постоянно действующий орган, участвующий в организации федеральных и региональных выборов. На территориальную избирательную комиссию могут возлагаться полномочия избирательной комиссии муниципального образования.
Постоянная основа деятельности территориальной избирательной комиссии означает непрерывный период ее работы с момента первого заседания комиссии до истечения установленного законом срока полномочий (первого заседания комиссии нового состава). ТИК создаются не для проведения конкретных выборов, а для организации любых выборов, проводимых на соответствующей территории в течение срока их полномочий.
Срок полномочий территориальной избирательной комиссии – 4 года.
Законом субъекта Российской Федерации территориальным избирательным комиссиям может быть придан статус юридического лица.
Порядок формирования ТИК
Положение территориальной избирательной комиссии в системе государственных органов в субъекте РФ определяется законом субъекта РФ.
Территориальную избирательную комиссию (ТИК) формирует избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (ИКС РФ). Также в обязанности ИКС РФ входит назначение председателей ТИК.
Конкретное число членов каждой ТИК определяется ИКС РФ в установленных федеральным законом нормах – 5–14 членов с правом решающего голоса. Количественный состав комиссии зависит от числа избирателей, зарегистрированных на данной территории, а также местных особенностей, например – наличия отдаленных или труднодоступных местностей.
Заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решения об избрании заместителя председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии принимаются на заседании территориальной избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
ИКС РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий без привязки к административно-территориальному делению для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, полярных станциях.
Статья 15. Порядок формирования участковых избирательных комиссий
1. Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 40 дней до выборов Государственной Думы и Совета Федерации нового созыва в составе председателей комиссии и 6 - 18 членов комиссии. Численность комиссии определяется окружными (автономных округов, не имеющих районного деления) органами представительной власти и представительными органами местного самоуправления в районах, городах, районах в городе. При этом половина членов избирательных комиссий избирается указанными органами представительной власти или местного самоуправления, а другая половина назначается главами соответствующей администрации. Председатель комиссии избирается соответствующим органом представительной власти или местного самоуправления по предложению главы администрации. В случае, если избрание председателя в требуемые сроки не состоялось, он назначается соответствующей окружной комиссией по выборам в Государственную Думу.
2. В случае, если представительные и исполнительные органы соответствующего уровня не выдвинули кандидатуры в состав участковой избирательной комиссии в установленный срок, назначение членов комиссии производится окружной избирательной комиссией по предложению политических партий и иных общественных политических движений данного избирательного округа в течение 5 дней.
3. Каждое избирательное объединение, зарегистрировавшее свой список по общефедеральному избирательному округу, и каждый кандидат в депутаты по соответствующему одномандатному округу вправе назначить одного члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
4. Помимо этого в дни голосования избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе направить в соответствующую участковую избирательную комиссию до 5 наблюдателей от каждого объединения или кандидата; указанные наблюдатели вправе присутствовать до окончания подсчета голосов в участковой избирательной комиссии.
Статья 19. Полномочия участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия:
а) организует составление дополнительного списка избирателей по участку;
б) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в) оповещает население о дне выборов и месте голосования;
г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Положением;
д) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
е) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов;
ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;
з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением;
2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею избирательной документации.
56. Регистрация (учет) избирателей. Составление списков избирателей по федеральному избирательному законодательству.