Принятие на всенародном референдуме Конституции РФ.
7. После 1993 – развитие положений Конституции 1993 года.
6 Понятие и юридические свойства Конституции РФ. Прямое действие Конституции РФ. Реализация Конституции: понятие, формы, способы. Толкование Конституции: понятие, порядок и юридические последствия официального толкования Конституции.
Конституция Российской Федерации – это единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Юридические свойства Конституции - существенные признаки, отличающие ее от других нормативных актов. Основными юридическими свойствами Конституции являются следующие:
1. Верховенство. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает:
- нормы Конституции - источник других отраслей права;
- нормативные акты принимаются только органами, указанными конституцией;
- все нормативные акты должны соответствовать Конституции;
государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции устанавливается самой Конституцией.
2. Учредительный характер. Это свойство выражается в следующем.
- Конституция учреждает основы государственного строя и механизм осуществления государственной власти;
- нормы Конституции являются первичными по отношению к другим нормативным актам.
3. Прямое действие. Это свойство означает, что:
- нормы Конституции обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и судебной властями;
- нормы Конституции могут быть использованы в суде для защиты своих прав;
ПРЯМОЕ (НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ) ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ — свойство конституционных норм оказывать (без каких-либо конкретизирующих их актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы, а также связанная с этим возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные положения. П.д.К. РФ предусмотрено в ее ч. 1 ст. 15. Оно означает, что Конституция РФ действует на всей территории страны и не требует имплементации в законодательстве субъектов Федерации. Ее положения обязательны для всех без исключения органов, должностных лиц и граждан. Отсутствие конкретизирующих Конституцию РФ актов не означает невозможность применения ее положений, а лишь указывает на своеобразие их применения, связанное с использованием специфических правовых средств (к примеру, принятие судом решения на основе общего положения Конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан).
3. Особый порядок принятия и изменения Конституции. Это значит, что
Конституция может быть изменена лишь конституционно же право-
мочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает
равной с конституцией юридической силой.
Под реализацией Конституции понимаетсядеятельность соответствующих субъектов по воплощению в реальную жизнь (практику) конституционных предписаний.
Формы реализации конституции:
1.Использование- это осуществление возможностей, гарантированных Конституцией.
«Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч.2 ст.35);
2.Исполнение -это выполнение возложенных Конституцией обязанностей.
«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»(ч.1 ст.59).
3.Соблюдение -это несовершение запрещенных Конституцией действий.
«На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (ч.1 ст.74).
4.Применение -это деятельность компетентных органов по вынесению на основе КПН и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных предписаний («посредничество властных органов», акты применения).
Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища» (п. «а» ст. 89).
Способы реализации Конституции РФ -это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.
Виды способов реализации Конституции РФ:
Организационные:
- Организация деятельности субъектов реализации.
- Контроль над деятельностью субъектов реализации.
-Координация деятельности субъектов реализации
Юридические:
- Обязывание.
- Дозволение.
- Запрещение.
Толкование Конституции –это официальное разъяснение Конституционным Судом РФ смысла и содержания норм Основного закона.
В процессе толкования Конституции можно выделить следующие стадии:
Направление запроса о толковании в Конституционный Суд. Запрос в Суд оформляется, как правило, актом соответствующего субъекта, например постановлением Государственной Думы.
Предварительное изучение обращения судьями. Изучение обращения судьями (судьей) может подтвердить или опровергнуть оценку обращения, предварительно данную Секретариатом Конституционного Суда, и при принятии его к рассмотрению формирует правовые позиции других судей, участвующих в разрешении дела.
Подготовка дела к слушанию. Для этого Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков. Судья-докладчик истребует документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. На этой же стадии определяется круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание. Стадия завершается объявлением о дате заседания Конституционного Суда;
Рассмотрение запроса о толковании по существу. Дела по запросам о толковании рассматриваются исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда, то есть в полном его составе. Заседание Конституционного Суда проводится открыто;
Совещание судей и принятие итогового решения
Опубликование решения
Разъяснение принятого решения.
7 Порядок внесения поправок в главы 3 - 8 Конституции РФ по ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ".Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции
Под поправкой к Конституции РФ понимается любое изменение текста глав 3-8 КРФ, а именно: исключение, дополнение или новая редакция какого-либо из положений данных глав КРФ.
Предложения о поправках Конституции могут вносить:
· Президент РФ
· Правительство РФ
· Государственная Дума
· Группа депутатов ГД не менее 1/5 (90 депутатов)
· Совет Федерации
· Группа членов СФ не менее 1/5
· Законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Общий (парламентский) порядок внесения поправок – распространяется только на главы 3-8 Конституции РФ.
3/4 голосов членов СФ, 2/3 депутатов ГД => 14 дней на рассмотрение Президента РФ
Внепарламентский способ внесения поправок - распространяется только на главы 1,2,9 Конституции РФ.
Эти главы играют важную роль для демократического государства, поэтому принятие поправок требует особого порядка. Но ФКЗ «О конституционном Собрании» пока не принят, хотя и предусмотрен Конституцией.
Внесение предложения о пересмотре К РФ => 3/4 голосов членов СФ и депутатов ГД=> созыв Конституционного Собрания РФ (К РФ не меняется/издается новый проект К РФ, который принимается Конст. Собранием 2/3 голосов и выносится на всенародный референдум) =>К РФ принимается, если голосовала половина населения и из половины более половины «За»
Изменение ст 65
Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, отличаются по юридической природе от поправок к Конституции Российской Федерации. Вносятся в упрощенном порядке: издается ФКЗ.