Нормы КП, их виды и особенности. Институты КП.
От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:
1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, – в КРФ;
3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);
4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного нрава определяют и саму систему государственных органов;
5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);
6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, нации и народности, представительные (законодательные) органы государственной власти;
7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, – гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция.
Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны.
Классификация:
1) по содержанию регулирования общественных отношений:
- нормы, закрепляющие основы конституционного строя;
- нормы, закрепляющие основы взаимодействия человека с государством;
- нормы, закрепляющие основные принципы организации органов гос. власти и органов МСУ.
2) по юридической силе:
- нормы международного права;
- нормы законов;
- нормы подзаконных актов.
3) по территории действия:
- международные;
- нормы, действующие на тер-рии всей РФ (федеральные);
- нормы, действующие в пределах субъектов РФ (субъекты РФ);
- нормы, действующие в пределах МО.
4) по характеру предписания:
- управомочивающие-нормы, содержащие юридические возможности какого-либо поведения КП;
- обязывающие нормы-возлагают на субъекта обязанность вести себя определенным образом;
- закрепляющие нормы-содержат в своих предписаниях запретна совершение определенных действий.
5) по степени определенности содержащихся в норме предписаний:
- императивные нормы – такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.
- диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
6) по назначению в механизме правового регулирования:
- материальные-закрепляют содержание правового действия;
- процессуальные - в которых данное действие может быть реализовано.
7) по времени действия:
- постоянные-не имеют строго определенного срока действия;
- временные-ограничены таким сроком.
Конституционно - правовые институты - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих институтов: политическая система, государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства; государственное устройство (в федеративном государстве регламентировано более подробно);избирательное право и избирательная система; законодательная власть и статус депутатов; исполнительная власть, институт главы государства и функции правительства; судебная власть и статус судей; конституционный контроль; местное управление и самоуправление.