Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры.
Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти. Система органов прокуратуры — единая и централизованная. Это означает, что все органы прокуратуры (независимо от уровня) являются федеральными, субъекты РФ не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все Прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам.
Звеньями системы органов прокуратуры являются:
- Генеральная прокуратура РФ (возглавляемая Генеральным прокурором РФ);
- прокуратуры федеральных округов (данное звено появилось в системе прокуратуры после образования Президентом РФ федеральных округов; окружной прокурор обладает достаточно высоким статусом, являясь, в частности, заместителем Генерального прокурора РФ);
- прокуратуры субъектов РФ;
- районные, городские прокуратуры;
- специальные прокуратуры (военная, транспортная, природоохранная) со своими подсистемами органов.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на 5 лет и освобождается от должности СФ РФ по представлению Президента РФ. Для реализации своих функций, главная из которых — осуществление от имени РФ надзора за соблюдением КРФ и исполнением законов на территории РФ, органы прокуратуры обладают рядом полномочий. При этом они могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РФ), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства:
- постановление (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении);
- протест (приносится органу или должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в суд, если прокурор не согласен с его решением; протест подлежит обязательному рассмотрению с незамедлительным (в десятидневный срок) сообщением результатов рассмотрения прокурору);
- представление (обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона; о результатах рассмотрения также должен быть проинформирован соответствующий прокурор);
- предостережение о недопустимости нарушения закона (объявляется в письменной форме при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях).
10.Конституционно-правовой статус субъектов РФ.
Всоответствии с КРФ в её состав на правах S входят республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, т.о. S состав РФ включает 85 образований.
КП статус республики в составе РФ. В составе РФ в настояшее время находится 21 республика. Статус республики определяется КРФ и Конситуцией самой республики. Ей присущи те признаки и черты, которые характерныны для государства:
1) каждая республика имеет свою Конституцию;
2) каждая республика имеет свое законодательтсво;
3) каждая республика имеет свои законодат., исполнит. и суд. органы, она самост. их формирует;
4) каждая республика обладает правом тер-ого верховенства;
5) республики вправе устанавливать свои гос. языки;
6) республика вправе устанавливать свое гражданство;
7) республика вправе участвовать во внешнеэкон. и иных м/н отношениях;
8) каждая республика имеет свои символы: герб, флаг, столицу.
КП статус края, области, города федерального значения.
Статус края, обл., города федер. значен. определ. КРФ и уставом края, области, города федер. значен. Гос. хар-р указанных S РФ определяется также тем, что они имеют право издавать свои законы, их тер-рия не м.б. D без их согласия, они имеют своих представителей в федер. органах гос. власти, обладают правом законодат. инициативы в ГД ФС и т.д. В области. экон, соц. сфере, экологии, культуры и т.д. края, обл., города федер. значен. равноправны с республиками. Однако в отличие от республик этот вид S не имеет Конституции (ее заменяет Устав), своего гражданства, их высшее должностное лицо не может называться Президентом, а сфера законодат. регулирования (особенно по налоговым вопросам) уже, чем у республик, они не могут устанавливать свой гос. язык и т.п.
КП статус автономной области, автономного округа-это национально-территор. гос. образования, обладающие аналогичным статусом с краями, обл. и городами федер. значен.