ФОРМИРОВАНИЕ БОЛЬШЕВИСТСКОГО РЕЖИМА В РОССИИ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ В ПЕРИОД 1918 – 1939 гг.
Теоретическая часть
К марту 1918 г. на большей части территории России была установлена власть Советов. Политика большевиков, направленная на подавление оппозиции (запрет либеральных партий, разгон Учредительного собрания, фактическое утверждение однопартийной системы), национализацию частных банков и промышленных предприятий привела к росту сопротивления новому режиму и гражданской войне. Поддержка оппозиции странами Антанты, предпринятая ими открытая военная интервенция способствовали развертыванию полномасштабных боевых действий на территории всей России.
Большевикам удалось добиться поддержки своей политики со стороны населения и сосредоточить в своих руках огромные трудовые и материальные ресурсу с помощью политики «военного коммунизма». На европейской части страны война закончилась в конце 1920 г. Победа осталась за большевиками, но Россия потеряла миллионы человек в результате боевых действий, репрессий, голода, эпидемий, эмиграции. Была полностью разрушена экономика.
Мировая и гражданская войны нанесли огромный ущерб России: промышленное производство сократилось в 1920 г. по сравнению с 1913 г. в 7 раз, сельскохозяйственное производство на 1/3. Но большевистское руководство страны и после окончания боевых действий продолжало проводить экономическую политику в духе «военного коммунизма». Это стало причиной многочисленных крестьянских волнений, забастовок рабочих, волнений в армии и на флоте. Власть вынуждена была пойти на смену внутриполитического курса.
В 1921 г. начался переход к новой экономической политике (НЭП), сущность которой заключалась в частичном восстановлении рыночной экономики при сохранении командных рычагов в руках партийного и советского руководства. Стратегической целью нэпа являлось построение социализма. В политике сохранялся жесткий однопартийный режим и любая оппозиционная деятельность подавлялась.
Благодаря НЭПу в 1925-1926 гг. был в основном завершен восстановительный период. Значительные успехи достигнуты в сфере образования. Одновременно определились серьезные противоречия нэпа, например, между сельским хозяйством и промышленностью; нарастал антагонизм между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства. Началось постепенное свертывание НЭПа.
Одновременно с изменениями в экономике шел процесс формирования Союза Советских Социалистических Республик. 30 декабря 1922 г. были утверждены Договор и Декларация об образовании СССР, а в январе 1924 г. принята Конституция СССР.
Смерть В.И. Ленина (21.01.1924 г.) обострила борьбу за лидерство в РКП(б). Одновременно в большевистском руководстве велась дискуссия о темпах и методах построения социализма в СССР. Основными участниками идейно-политической борьбы были И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин. К 1929 г. сталинская группировка добилась победы над своими идейными противниками.
Несмотря на успешное восстановление экономики в годы нэпа СССР оставался отсталой в технико-экономическом отношении страной. В 1925 г. XIV съезд ВКП(б) взял курс на индустриализацию страны. Сталинская модель модернизации предполагала усиление роли государства в развитии экономики, ужесточение дисциплины, форсированное развитие тяжелой промышленности, использование деревни как поставщика средств и рабочей силы для нужд индустриализации. В ходе реализации трех первых пятилетних планов, ценой неимоверного напряжения сил всего населения СССР достиг экономической независимости от Запада.
В 1928 - 1929 гг. сталинское руководство взяло курс на «сплошную коллективизацию» деревни и ликвидацию зажиточного слоя крестьянства. К концу 1932 г. насильственная коллективизация была в основном завершена.
Социалистическая модернизация экономики сопровождалась становлением командно-административной системы управления и режима личной власти И.В. Сталина. В ходе политической борьбы и репрессий оформилась система тотального контроля над всеми сферами экономической и социальной жизни, наукой и культурой. Новая Конституция СССР, принятая в 1936 г., стала своеобразной ширмой, призванной скрыть острейшую борьбу с инакомыслием в ВКП(б) и в стране в целом, скрыть массовые политические репрессии.
Западным странам не удалось добиться международной изоляции Советского государства. Первый мирный договор Советская Россия подписала с Эстонией (1920 г.). Было подписано торговое соглашение с Англией (1921 г.). В апреле 1922 г. состоялась международная конференция в Генуе (Италия), на которой РСФСР представляла интересы всех советских республик. Соглашение с победителями не состоялось – РСФСР заключила договор с проигравшей войну Германией (Раппальский договор). На протяжении 20-х годов СССР был дипломатически признан ведущими западными странами (в 1933 г. – США). Быстрое наращивание экономической мощи СССР на фоне мирового экономического кризиса 1929 – 1932 гг. способствовало росту международного авторитета Советского государства. С приходом к власти в Германии А. Гитлера (1933 г.) было свернуто тайное военное сотрудничество с Германией - в центре Европы возник серьезный очаг международной напряженности. В Азии угроза миру исходила от Японии, развязавшей агрессию против Китая. СССР выступил с инициативой создания системы коллективной безопасности в Европе и Азии. В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций. Развивались двусторонние отношения с европейскими странами. В 1935 г. были подписаны договоры о взаимной помощи между СССР, Францией и Чехословакией.
Задания
1. Заполнить карту «Гражданская война в России».
2. Рассмотреть сущность и основные положения Конституции РСФСР 1918 г. и Декларации об образовании СССР 1922 г.
3. Показать борьбу в коммунистической партии по ключевым вопросам развития страны.
4. Показать экономические и социальные последствия индустриализации и сплошной коллективизации в СССР.
5. Раскрыть характерные черты тоталитаризма, показать этапы становления и сущность сталинизма.
6. Темы докладов и сообщений:
Исторический портрет А.И. Деникина, А.В. Колчака, И.В. Джугашвили (Сталина), С.М. Буденного, Н.И. Бухарина, Л.Б. Розенфельда (Каменева), Г.Е. Радомысльского-Апфельбаума (Зиновьева), Г.В. Чичерина, С.М. Кирова и др. (по выбору)
• Убийство царской семьи
• Красный и белый террор
• Русская Православная церковь в годы Гражданской войны
• Кронштадтское восстание 1921 г.
• Литература и искусство в условиях НЭПа
• Международное положение в 20-30-е годы
• Массовые репрессии: предпосылки и последствия
Вопросы к практическому занятию
1. Гражданская война и иностранная интервенция в России. Политика «военного коммунизма», ее сущность и значение.
2. Экономический, политический и социальный кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политики (НЭП).
3. Поиск путей национально-государственного строительства. Образование СССР.
4. Советская модернизация экономики в 30-е годы (коллективизация, индустриализация): цели, характер, последствия.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13