Понятийный аппарат базового Соглашения
С целью унификации подходов по реализации важнейших положений данного Соглашения введены следующие понятия:
«аналогичный товар» - товар, полностью идентичный товару, который является или может стать объектом расследования (повторного расследования), либо в отсутствие такого товара другой товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам товара, который является или может стать объектом расследования (повторного расследования);
«антидемпинговая мера» - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению компетентного органа посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых добровольных обязательств, принятых экспортером;
«антидемпинговая пошлина» - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;
«демпинговая маржа» - выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене либо разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой, выраженная в абсолютных показателях;
«импортная квота» - ограничение импорта товара на таможенную территорию государств Сторон в отношении его количества и (или) стоимости;
«компенсационная мера» - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государств Сторон, применяемая по решению компетентного органа посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения добровольных обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером;
«компенсационная пошлина» - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;
«компетентный орган» - Комиссия таможенного союза, учрежденная Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года;
«материальный ущерб отрасли экономики государств Сторон» - подтвержденное доказательствами ухудшение положения отрасли экономики государств Сторон, которое выражается, в частности, в сокращении объема производства аналогичного товара в государствах Сторон и объема его реализации на рынке государств Сторон, снижении рентабельности производства такого товара, а также в негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли экономики государств Сторон и уровень инвестиций в данную отрасль экономики государств Сторон;
«непосредственно конкурирующий товар» - товар, сопоставимый с товаром, который является или может стать объектом расследования (повторного расследования), по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить его в процессе потребления товаром, который является или может стать объектом расследования (повторного расследования);
«обычный ход торговли» - купля-продажа аналогичного товара на рынке экспортирующего иностранного государства по цене не ниже средневзвешенной его себестоимости, определяемой исходя из средневзвешенных издержек производства и средневзвешенных торговых, административных и общих издержек;
«отрасль экономики государств Сторон» - все производители аналогичного товара (для целей антидемпингового и компенсационного расследований) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (для целей специального защитного расследования) в государствах Сторон либо те из них, доля которых в общем объеме производства в государствах Сторон соответственно аналогичного товара либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товара составляет существенную часть, но не менее 25 процентов;
«расследование» - специальное защитное, антидемпинговое или компенсационное расследование;
«серьезный ущерб отрасли экономики государств Сторон» - существенное ухудшение производственного, торгового и финансового положения отрасли экономики государств Сторон, которое выражается в общем ухудшении ситуации, связанной с производством аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государствах Сторон, и определяется, как правило, за 3 календарных года, предшествующих началу расследования, по которым имеются статистические данные;
«специальная пошлина» - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;
«специальная защитная мера» - мера по ограничению возросшего импорта на единую таможенную территорию государств Сторон, которая применяется по решению компетентного органа посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины;
«субсидируемый импорт» - импорт товара на единую таможенную территорию государств Сторон, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующего иностранного государства;
«субсидирующий орган» - государственный орган (в том числе Президент государства Стороны) либо орган местного самоуправления экспортирующего иностранного государства, либо хозяйствующий субъект, действующий по поручению соответствующего государственного органа, либо органа местного самоуправления или уполномоченный соответствующим государственным органом (в том числе Президентом государства Стороны), либо органом местного самоуправления в соответствии с правовым актом или исходя из фактических обстоятельств;
«угроза причинения материального ущерба отрасли экономики государств Сторон» - подтвержденная доказательствами неизбежность причинения материального ущерба отрасли экономики государств Сторон;
«угроза причинения серьезного ущерба отрасли экономики государств Сторон» - подтвержденная доказательствами неизбежность причинения серьезного ущерба отрасли экономики государств Сторон;
«экспортная цена» - цена, которая уплачена или должна быть уплачена покупателями, не являющимися связанными лицами, при импорте товара на единую таможенную территорию государств Сторон;
«экспортирующее иностранное государство» - иностранное государство (объединение иностранных государств), не являющееся участником настоящего Соглашения, из которого импортируется товар на единую таможенную территорию государств Сторон, который являлся, является или может стать объектом расследования, кроме случаев транзита (пункт 5 статьи 10 настоящего Соглашения);
«третьи страны» - государства, не являющиеся участниками Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года.
5.5.3. Специальные защитные меры
Специальная защитная мера может быть применена к товару только в том случае, если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт этого товара на единую таможенную территорию государств Сторон Таможенного союза осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в государствах Сторон аналогичного или непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств Сторон или создает угрозу причинения такого ущерба.
Специальная защитная мера применяется к товару, импортируемому на единую таможенную территорию государств Сторон из экспортирующего иностранного государства, независимо от страны его происхождения, за исключением товара, происходящего из развивающейся страны, пользующейся единой системой преференций государств Сторон, если доля импорта данного товара из такой страны не превышает 3 процентов от общего объема импорта данного товара на единую таможенную территорию государств Сторон, при условии, что суммарная доля импорта данного товара из развивающихся стран, на долю каждой из которых приходится не более чем 3 процента от общего объема импорта данного товара на единую таможенную территорию государств Сторон, не превышает 9 процентов от общего объема импорта данного товара на единую таможенную территорию государств Сторон.
В целях установления серьезного ущерба отрасли экономики государств Сторон или угрозы причинения такого ущерба вследствие возросшего импорта на единую таможенную территорию государств Сторон компетентный орган в ходе расследования оценивает объективные факторы, которые могут быть выражены в количественных показателях и оказывают воздействие на экономическое положение отрасли экономики государств Сторон, в том числе:
1) темпы и объем прироста импорта товара, являющегося объектом расследования, на единую таможенную территорию государств Сторон в абсолютных показателях и относительных показателях к общему объему производства или потребления в государствах Сторон аналогичного или непосредственно конкурирующего товара;
2) долю импортного товара, являющегося объектом расследования, в общем объеме продажи данного товара и аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на рынке государств Сторон;
3) уровень цен на импортный товар, являющийся объектом расследования, по сравнению с ценой аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производимого в государствах Сторон;
4) изменение объема продажи аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производимого в государствах Сторон, на рынке государств Сторон;
5) изменение объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производительности, загрузки производственных мощностей, размеров прибыли и убытков, а также уровня занятости в отрасли экономики государств Сторон.
Серьезный ущерб отрасли экономики государств Сторон или угроза причинения такого ущерба вследствие возросшего импорта должны устанавливаться на основе результатов анализа всех доказательств и сведений, относящихся к делу и имеющихся в распоряжении компетентного органа.
Компетентный орган помимо возросшего импорта анализирует другие известные факторы, вследствие которых в тот же период причиняется серьезный ущерб отрасли экономики государств Сторон или создается угроза причинения такого ущерба. Указанный ущерб не должен быть отнесен компетентным органом к ущербу отрасли экономики государств Сторон вследствие возросшего импорта на единую таможенную территорию государств Сторон.
В условиях критического положения в отрасли экономики государств Сторон, если до завершения расследования установлено, что задержка с применением специальной защитной меры причинила бы серьезный ущерб отрасли экономики государств Сторон, который трудно будет устранить впоследствии, компетентный орган на основании предварительного заключения о наличии причинно-следственной связи между возросшим импортом на единую таможенную территорию государств Сторон и ущербом отрасли экономики государств Сторон принимает решение о применении специальной защитной меры посредством введения предварительной специальной пошлины на срок, не превышающий 200 дней, при условии одновременного продолжения расследования.
Специальная защитная мера применяется по решению компетентного органа в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения серьезного ущерба отрасли экономики государств Сторон или угрозы причинения такого ущерба, а также для облегчения процесса адаптации отрасли экономики государств Сторон к меняющимся экономическим условиям.
Срок действия специальной защитной меры не должен превышать 4 года, за исключением случая официального продления срока действия такой меры.
5.5.4. Антидемпинговые меры
Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт такого товара на единую таможенную территорию государств Сторон причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств Сторон, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств Сторон.